Форма проведения | на основе групповой технологии |
Задачи урока: | Формирование понятия «координатная плоскость», отработка навыков нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости. |
Цели урока: | |
Обучающие: | Расширить и углубить знания о
координатах точки путем изучения
понятия координатная плоскость. Сформировать:
Отработать навыки нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости. |
Развивающие: | Развивать познавательный интерес к математике, продолжить развивать навыки самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы и умения пользоваться ПК. |
Воспитательные: | Продолжить формирование умения
работать в коллективе и находить согласованные
решения; воспитание независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке. |
Планируемые результаты: | Личностные результаты Самоопределение к деятельности. Метапредметные результаты Регулятивные универсальные учебные действия – самостоятельно формулировать тему и цели урока; – высказывать собственное мнение; – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; Познавательные универсальные учебные действия – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – строить рассуждения. Коммуникативные универсальные учебные действия – слушать и понимать речь других; – задавать вопросы; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Предметные результаты – устанавливать причинно-следственные связи; – выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла; – отвечать на вопросы по содержанию словами текста. |
Технические средства обучения: | компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся. |
Тип урока: | изучения нового материала |
Технологии:
- Информационно-коммуникационные технологии
- Технология развития «критического мышления»
- КСО.
План урока:
- Рефлексия настроения.
- Актуализация знаний, умений, навыков.
- Сообщение темы урока (постановка цели урока, концентрация внимания).
- Формирование понятия «координатная плоскость».
- Формирование навыков нахождения точки по ее координатам.
- Формирование навыка определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости.
- Обобщение, закрепление, систематизация знаний по теме.
- Психологическая разгрузка.
- Контроль знаний, умений и навыков через виртуальную лабораторию.
- Подведение итогов, домашнее задание.
- Рефлексия результативности и настроения.
Ход урока
Технология проведения | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые УУД: Л – личностные П – познавательные Р – регулятивные К – коммуникативные |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности Цели: формирование и развитие ЦО (ценностных отношений) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке) |
Организую саморегуляцию обучающихся готовности к предстоящей деятельности на уроке. | Выполняют саморегуляцию готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, самостоятельность подготовки. | – Приветствуем всех, кто
время нашёл, и сегодня на урок к нам пришёл! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям. Передайте частичку своего хорошего настроения другому. |
Самоопределение к деятельности – Л. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – К. |
||||
II. Актуализация знаний, мотивация Цели: воспроизведение знаний и способов действий необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания. |
Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов для открытия новых знаний (ситуация успеха) | Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Выполняют задание. | – Очень часто в
речи мы слышим такую фразу:
«Оставьте мне ваши координаты» – Ребята, Как вы понимаете это выражение? (Один человек просит у другого адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека, то есть это те данные, по которым можно найти конкретного человека) – Всегда ли предоставленные координаты, позволяют определить местонахождения объекта (отвечают) Для того чтобы убедиться в правильности ваших ответов предлагаю выполнить задание. Выполнив все задания из кейсов, мы узнаем тему нашего урока. ИНСТРУКТАЖ. На столах лежат кейсы, в которых находятся задания, бланки ответов, инструкции по выполнению заданий. После выполнения задания каждой группе необходимо озвучить результаты работы. – Ребята, я вам предлагаю проверить правильность ваших суждений, для этого выполним задание Приложение 2. С первым заданием вам удалось справиться? (нет, так как не смогли определить местонахождение охотника) Как не удалось? ПОЧЕМУ? Что вызвало затруднение? Вывод: не смогли определить местонахождение охотника, так как не были указаны конкретные координаты. Вывод: значит, для определения местонахождения объекта необходимо знать его координаты. – По вашему мнению, сколько необходимо знать координат для определения местонахождения объекта в плоскости. – Кто прав, а кто ошибся мы сейчас проверим, а для этого перейдем к Приложению 3 Задание. Запишите координаты точек лежащих в одной плоскости. – Предлагаю выполнить
взаимопроверку в группах. С заданием
вам удалось справиться? – Мы можем определить положение точки на координатной прямой. Определите координаты точки К, точки М нельзя, так как они не лежат на координатной прямой. Вывод: Итак, для определения положения точки на плоскости недостаточно одной координаты. – Что бы вы предложили, для того чтобы
определить положение точек М и К в данной
плоскости. |
Извлечение необходимой
информации – П. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К. |
||||
III. Постановка учебной задачи Цели: формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем) |
Организую ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирую учебную задачу. | С помощью учителя формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия. | ПРЕДЛАГАЮ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, ЧТО
ИЗОБРАЖЕНО НА РИСУНКЕ (ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ ПРЯМЫЕ,
ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ, КООРДИНАТНЫЕ
ПРЯМЫЕ) Две перпендикулярные координатные прямые на плоскости называются системой координат. Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью. И так, мы подошли к теме нашего урока, Предлагаю назвать тему. «Координатная плоскость». |
Самоопределение – Л. Смыслообразование – Л. Мыслительные операции – П. Самостоятельное выделение и формирование цели – П. Поиск и выделение необходимой информации – П. |
||||
Физминутка | ||||||||
IV. Решение учебной
задачи Цели: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, способа деятельности. |
Организую ситуацию решения учебной задачи, используя нужные вопросы, позволяющие найти нужный ответ. | Решают проблему. Определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм. | Для того чтобы правильно работать на
координатной плоскости обратимся за помощью
к информационной карте. Выполнив задание
информационной карты (Приложение
5), вы приступаете к практической
работе. |
Ориентироваться в своей системе
знаний: отличать новое от уже известного с
помощью учителя – П. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К |
||||
V. Первичное закрепление
(Применение алгоритма на практике) Цели: формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму |
Организую ситуацию решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи. | Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием м алгоритма во внешней речи. | Для выполнения практического задания я предлагаю пройти за компьютеры. Откроем практическую работу «Координатная плоскость», при выполнении работы вы можете обратиться за помощью к информационной карте, к учителю, и друг к другу. | Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, информацию, полученную на
уроке – П. Делают выводы в результате совместной работы класса и учителя – Л Слушать и понимать речь других – К |
||||
VII. Рефлексия учебной
деятельности на уроке Цели: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения |
Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат. | Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения. | Что нового мы узнали на уроке? Пригодится ли нам в жизни? |
Рефлексия способов и условий
действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности – Р; Самооценка на основе критерий успешности – Л; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К Планирование успешного сотрудничества – К Следование моральным нормам и этическим требованиям – Л |
Список литературы и электронных образовательных ресурсов:
1. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Кириллов А.А. Метод
координат. — М: МЦНМО, 2009.
2. Асмус В.Ф. Декарт — М.: Высшая школа, 2006.
3. Яновская С.А. О роли математической
строгости в творческом развитии математики и
специально о «Геометрии» Декарта.
Историко-математические исследования, вып. 17 –
М.: 1966.
4. Е.В. Смыкалова «Необычный урок
математики». Книга для учителя. – СПб.: СМИО
ПРЕСС, 2007.
5. Математика. 5-6 класс. Современный
учебно-методический комплекс: Учебное
электронное издание из мультимедийной серии
"Все задачи школьной математики" – М.,
Просвещение-МЕДИА, 2003.
Интернет-ресурсы:
Примечание: материалы Приложения 1 спрашивайте у автора статьи. Прим.ред.