Тема урока: "Координатная плоскость". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Форма проведения на основе групповой технологии
Задачи урока: Формирование понятия «координатная плоскость», отработка навыков нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости.
Цели  урока:
Обучающие: Расширить  и углубить знания о координатах точки путем изучения    понятия координатная плоскость.
Сформировать:
  • понятие прямоугольной системой координат на плоскости,
  •  представление о взаимно однозначном соответствии между точкой на координатной плоскости и ее координатами.

Отработать  навыки нахождения точки по ее координатам и определения координат точки, отмеченной на координатной плоскости.

Развивающие: Развивать  познавательный интерес к математике, продолжить развивать навыки  самостоятельной работы, эмоциональной сферы, анализа своей работы и умения пользоваться ПК.
Воспитательные: Продолжить  формирование умения работать в коллективе и находить согласованные решения;
воспитание  независимости суждений; воспитание культуры поведения на уроке.
Планируемые результаты: Личностные результаты
Самоопределение к деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
– самостоятельно формулировать тему и цели урока;
– высказывать собственное мнение;
– вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
Познавательные универсальные учебные действия
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– слушать и понимать речь других;
–  задавать вопросы;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
–  высказывать и обосновывать свою точку зрения;
–  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Предметные результаты
– устанавливать причинно-следственные связи;
– выявлять в тексте слова и выражения, значение которых непонятно, и осознавать потребность в выяснении их смысла;
– отвечать на вопросы по содержанию словами текста.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация в программе PowerPoint, индивидуальный раздаточный материал для учащихся.
Тип урока: изучения нового материала

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии
  • Технология развития «критического мышления»
  • КСО.

План урока:

  1. Рефлексия настроения.
  2. Актуализация знаний, умений, навыков.
  3. Сообщение темы урока (постановка цели урока, концентрация внимания).
  4.   Формирование понятия «координатная плоскость».
  5. Формирование  навыков нахождения точки по ее координатам.
  6. Формирование навыка определения  координат точки, отмеченной на координатной плоскости.
  7. Обобщение, закрепление, систематизация знаний по теме.
  8. Психологическая разгрузка.
  9. Контроль знаний, умений и навыков через виртуальную лабораторию.
  10. Подведение итогов, домашнее задание.
  11. Рефлексия результативности и настроения.

Ход урока

Технология проведения Деятельность учителя Деятельность учеников Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые УУД:
Л – личностные 
 П – познавательные
Р – регулятивные   К – коммуникативные
I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: формирование и развитие ЦО (ценностных отношений) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Организую  саморегуляцию обучающихся готовности к предстоящей деятельности на уроке.  Выполняют  саморегуляцию готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей, самостоятельность подготовки. –   Приветствуем всех, кто время нашёл, и сегодня на урок к нам пришёл!
Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям. Передайте частичку своего хорошего настроения другому.
Самоопределение к деятельности – Л.
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – К.
II. Актуализация знаний, мотивация

Цели: воспроизведение знаний и способов действий необходимых для открытия новых знаний. Определение границ знания и незнания.

Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность направленную на воспроизведение знаний и способов для открытия новых знаний (ситуация успеха) Слушают, представляют результат, определяют цель и способ деятельности через понимание задания. Выполняют задание.   – Очень часто в речи    мы  слышим  такую фразу: «Оставьте мне ваши координаты» 
– Ребята, Как вы понимаете это выражение? (Один  человек просит  у другого адрес или номер телефона, которые и считаются в этом случае координатами человека, то есть это те данные, по которым можно найти конкретного человека)
– Всегда ли  предоставленные   координаты, позволяют определить местонахождения объекта (отвечают)
Для того чтобы убедиться в правильности ваших ответов предлагаю выполнить задание.
Выполнив все задания из кейсов, мы узнаем тему нашего урока.
ИНСТРУКТАЖ. На столах лежат кейсы, в которых находятся задания, бланки ответов, инструкции по выполнению заданий. После выполнения  задания каждой группе необходимо озвучить результаты работы.  
– Ребята, я вам предлагаю проверить правильность ваших суждений, для этого выполним задание Приложение  2.  С первым заданием вам удалось справиться? (нет, так как не смогли определить местонахождение охотника) Как  не удалось? ПОЧЕМУ? Что вызвало затруднение?
Вывод: не смогли определить местонахождение охотника, так как не были указаны конкретные координаты.
Вывод: значит, для определения местонахождения объекта необходимо знать его координаты.
– По вашему мнению, сколько необходимо знать координат для определения местонахождения объекта в плоскости.
– Кто прав, а кто ошибся мы сейчас проверим, а для этого перейдем к Приложению 3
Задание.  Запишите координаты точек лежащих в одной плоскости.

– Предлагаю выполнить взаимопроверку  в группах. С   заданием вам удалось справиться?
К какому выводу можно прийти?

– Мы  можем определить положение точки на координатной прямой.  

Определите координаты точки К, точки М нельзя, так как они не лежат на координатной прямой.

Вывод: Итак,  для определения положения точки на плоскости недостаточно одной координаты.

– Что бы вы предложили, для того чтобы определить положение  точек М и К в данной плоскости.
– Для того чтобы ответить на этот вопрос Предлагаю  перейти к Приложению 4.
Отряд  отправился в поход. Определите положение отряда: прошли на восток 5 км, затем на север 3 км. 
– Ребята, справились с заданием. Почему вы смогли определить местонахождения отряда (знали направление и числовые данные)
Вывод: Для  того чтобы определить положение точки в плоскости необходимо знать 2 координаты.

Извлечение необходимой информации   – П.
Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К.
III. Постановка учебной задачи

Цели: формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем)

Организую ситуацию формулирования проблемы, цели и темы для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. Фиксирую учебную задачу. С помощью учителя формулируют проблему, цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу, в соответствии, предполагают свои действия. ПРЕДЛАГАЮ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО НА РИСУНКЕ (ПЕРЕСЕКАЮЩИЕ ПРЯМЫЕ, ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫЕ ПРЯМЫЕ, КООРДИНАТНЫЕ ПРЯМЫЕ) 
Две перпендикулярные координатные прямые на плоскости называются системой координат. Плоскость, на которой выбрана система координат, называют координатной плоскостью.
И так, мы подошли к теме  нашего  урока, Предлагаю назвать тему.
«Координатная плоскость».
Самоопределение – Л.
Смыслообразование – Л.
Мыслительные операции – П.
Самостоятельное выделение и формирование цели – П.
Поиск и выделение необходимой информации – П.
Физминутка
IV. Решение учебной задачи

Цели: формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, способа деятельности.

Организую ситуацию решения учебной задачи, используя нужные вопросы, позволяющие найти нужный ответ. Решают проблему. Определяют действия и их последовательность; строят и проговаривают алгоритм. Для того чтобы правильно работать на координатной плоскости обратимся за помощью к   информационной карте. Выполнив задание информационной карты (Приложение 5), вы приступаете к практической работе. 
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя – П.
Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К
V. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике)

Цели: формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму

Организую ситуацию решения типовых заданий на новый способ действий с проговариванием алгоритма во внешней речи. Решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием м алгоритма во внешней речи.    Для выполнения практического задания я предлагаю пройти за компьютеры. Откроем практическую работу «Координатная плоскость», при выполнении работы вы можете обратиться за помощью к информационной карте, к учителю, и друг к другу. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,     информацию, полученную на уроке – П.
Делают выводы в результате
совместной работы класса и учителя – Л
Слушать и понимать речь других – К
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели: формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения

Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат. Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения. Что нового мы узнали на уроке?
Пригодится ли нам в жизни?
Рефлексия способов и условий действий – П;
Контроль и оценка способов своей деятельности – Р;
Самооценка на основе  критерий успешности – Л;
Выражение своих мыслей  с достаточной полнотой и точностью – К
Планирование успешного сотрудничества – К
Следование моральным нормам и этическим требованиям – Л

 Список литературы и электронных образовательных ресурсов:

1. Гельфанд И.М., Глаголева Е.Г., Кириллов А.А. Метод координат. — М: МЦНМО, 2009.
2. Асмус В.Ф. Декарт — М.: Высшая школа, 2006.
3. Яновская С.А. О роли математической строгости в творческом развитии математики и специально о «Геометрии» Декарта. Историко-математические исследования, вып. 17 – М.: 1966.
4. Е.В. Смыкалова «Необычный урок математики». Книга для учителя. – СПб.: СМИО ПРЕСС, 2007.
5. Математика. 5-6 класс. Современный учебно-методический комплекс: Учебное электронное издание из мультимедийной серии "Все задачи школьной математики" – М., Просвещение-МЕДИА, 2003.

Интернет-ресурсы:

Примечание: материалы Приложения 1 спрашивайте у автора статьи. Прим.ред.