Урок русского языка по теме "Обобщение материала по теме "Деепричастие"". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Цель урока: Создание условий для групповой деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме “Деепричастие”, осознание учащимися практической значимости материала по указанной теме.

Задачи урока: Научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т. п.), научить отбирать необходимый материал, грамматически правильно конструировать предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами, повторить порядок морфемного и морфологического разбора деепричастия, обобщить теоретический материал по теме.

Материалы к уроку: Презентация

Приложение 1.

Ход урока

Этап урока Задание Критерии оценивания
1 Организационный Формирование команд (принцип формирования группы выбирает учитель).

Объявление целей и задач урока.

2 Разминка Ребусы. Отгадайте деепричастие, выполните морфемный разбор :
  1. Стуча
  2. Проводив
  3. Ступая
См. приложение.

Учащиеся работают в тетрадях.

Учитель проверяет 1 тетрадь от каждой группы, выставляя 1 балл за каждое угаданное слово, 1 балл за каждый правильно выполненный морфемный разбор. Максимум – 6 баллов.

3 Музыкальный. Команды прослушивают музыкальные фрагменты. Задача учащихся – выписать деепричастия, выполнить морфологический разбор одного из них.

Проверяется умение выделять деепричастия в потоке речи, выполнять морфологический разбор слов данной части речи. Команда штрафуется, если кто-либо из участников группы написал деепричастия с орфографическими ошибками.

Фрагмент 1.

Хорошо бродить по улице С теплым кроликом за пазухой, Принимая как награду Сердца маленького стук. Потому что, потому что Всех нужнее и дороже, Всех доверчивей и строже В этом мире доброта.

Серия м/ф "Приключения поросенка Фунтика" Музыка: В.Львовский Слова: В.Шульжика

Фрагмент 2.

Бьют часы на старой башне, Провожая день вчерашний, И звонят колокола. Провожая день вчерашний, Бьют часы на старой башне: Будет, будет даль светла! Бой часов, как ключик золотой, Двери yтра весело открой!

Окна yтpа настежь распахни, Сyмpак ночи с улиц прогони.

“Колокола” (“Бьют часы на старой башне”) Слова: Ю.Энтина Музыка: Е.Крылатова

Фрагмент 3.

В юном месяце апреле В старом парке тает снег, И веселые качели Начинают свой разбег. Позабыто все на свете, Сердце замерло в груди: Только небо, только ветер, Только радость впереди! Только небо, только ветер, Только радость впереди.

Взмывая выше ели, Не ведая преград Крылатые качели Летят, летят, летят! Крылатые качели Летят, летят, летят.

“Крылатые качели” Слова: Ю.Энтина Музыка: Е.Крылатова

Фрагмент 4.

На веселых на утят быть похожими хотят, Быть похожими хотят не зря, не зря. Даже бабушка и дед, сбросив восемьдесят лет, За утятами вослед кричат "кря-кря". Вместе солнце, речка, дом кружат в танце озорном, Кружат в танце озорном не зря, не зря. Неуклюжий бегемот, ничего не разберет, Но старательно поет "кря-кря-кря-кря". На мгновенье надо Детство возвратить. Мы теперь утята, И так прекрасно На свете жить.

“Танец маленьких утят” Слова: Ю.Энтина

Учащиеся работают в тетрадях.

Учитель проверяет 1 тетрадь от каждой группы, выставляя 1 балл за каждое угаданное слово, 2 балла за правильно выполненный морфологический разбор. Максимум – 6 баллов.

4 Творческий. На доске записано известное стихотворение Р.Саути “Водопад”.

После выразительного чтения этого стихотворения, учащиеся получают задание

Учащиеся работают в тетрадях. Дети могут выбрать как групповую форму работы (обсуждают и записывают один вариант для всех), так и индивидуальную работу.

Зачитывается одно из стихотворений (участники группы сами выбирают выступающего).

Учитель берет на проверку 1 тетрадь от группы.

5 Работаем корректорами. В тексте пропущены знаки препинания. Спишите текст, вставив пропущенные знаки препинания, объясните простановку знаков графически.

Бабушка была уже в зале. Сгорбившись и опершись на спинку стула, она стояла у стенки и набожно молилась. Подле неё стоял папа. Обернувшись к нам, он улыбнулся, заметив, как мы, заторопившись, прятали за спины приготовленные подарки и, стараясь быть незамеченными, остановились у самой двери.

(По Л. Толстому.)

Текст на доске.

Учитель берет на проверку 1 тетрадь от группы, проверяя знаки препинания. За каждый правильно поставленный знак – 1 балл, за правильное определение границ деепричастных оборотов и выделение одиночных деепричастий прибавляется 2 балла. Максимальное количество баллов – 10 баллов.

Участники команды штрафуются за каждую орфографическую ошибку, допущенную при списывании текста.

6 Исправляем ошибки. Исправьте ошибки в употреблении деепричастий.

1. Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо, космонавта охватило радостное чувство.
2. Путешествуя по бескрайней тайге, уже стемнело.
3. Мы заняли второе место в районных соревнованиях, побеждая спортсменов из соседней школы.
4. Заглянув на урок, директору представилась удивительная картина.

Учитель берет на проверку 1 тетрадь от группы, исправленные предложения. За каждое правильно исправленное предложение – 2 балла, максимальное количество баллов – 8 баллов.
7 Динамическая пауза. С помощью мимики и жестов покажите фразеологизмы с деепричастиями:

1. Ходить задрав нос,
2. Положив руку на сердце,
3. Бежать высунув язык,
4. Смотреть вытаращив глаза,
5. Следить затаив дыхание,

8 Кроссворд Кроссворд.

1. Бог дурака, поваля, кормит
2. Давши слово, держись, а не давши, крепись
3. Не поглядев в святцы, да (и) бух в (большой) колокол (в колокола
.
4. Не зная броду, не суйся в воду.
5. Не хвались, едучи на рать, а хвались, едучи с рати.
6. Снявши голову, по волосам не плачут.
7. Нужда не мала нажить, а нужнее, чтобы, наживши, не погубить.
8. Где любовь, там и напасть. Полюбив, нагорюешься.
9. Обнявшись, веку не просидеть.
10. Не окрикнув, и к лошади не подходят.
11. Не вскормивши малого, не видать и старого.
12. Дай боли волю, полежав, да умрешь.
13. И птица, высидев да выкормив птенца, его летать учит.

Приложение 1.

Для этого конкурса команде выдается лист с сеткой кроссворда и вопросами.

Команда получает 1 балл за каждое отгаданное слово.

9 Подведение итогов. Баллы, полученные участниками команды, суммируются. Определение лучшей команды.

Материалы к уроку:

  1. http://poslovitsa.yaxy.ru/
  2. http://ponimai.su/cmspage/2775/---
  3. http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/metodicheskaya-razrabotka-sposob-formulirovaniya-celi-i-zadach
  4. http://znajrusskij.blogspot.ru/2012/07/2.html
  5. http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/56-upotreblenieprichastiy-i-deeprichastiy-test.html