Урок комплексного применения знаний, умений и навыков по теме "Многогранники"

Разделы: Математика


Цели урока:

  • образовательная: создать условия для обобщения знаний и умений, полученных на уроках;
  • развивающая: развитие внимания, памяти, абстрактного и пространственного мышления;
  • воспитательная: воспитание интереса к математике через нестандартные и занимательные задания.

Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Форма работы: групповая, индивидуальная.

Оборудование: модели многогранников, карточки с заданиями, линейка, ручка, карандаш, ноутбуки с установленной программой “Математический конструктор”.

План урока:

Содержание этапов урока Виды и формы работы
I. Организационный момент. 1. Приветствие учащихся.
2. Постановка целей урока и знакомство учащихся с планом урока.
3. Вступительное слово преподавателя.
II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме “Многогранники”. Составление кластера (групповая работа)
III. Работа в параллели. 1. Решение задач по карточкам в тетрадях (индивидуальная работа).
2. Работа по карточкам – “Индивидуальное лото” (индивидуальная работа).
3. Работа в программе “Математический конструктор” (индивидуальная работа).
IV. Практическая работа. Работа с раздаточным материалом (групповая работа)
V. Итог урока. 1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Ход урока

I. Организационный момент.

  • Приветствие учащихся;
  • сообщение темы, цели и этапов урока;
  • объяснение учащимся правил работы на уроке;
  • вступительное слово преподавателя.

Человек проявляет интерес к многогранникам на протяжении всей своей сознательной деятельности – от двухлетнего ребёнка, играющего деревянными кубиками, до зрелого математика, наслаждающегося чтением книги Бранко Грюнбаума “Выпуклые многогранники”. Некоторые из правильных и полуправильных тел встречаются в природе в виде кристаллов, другие – в виде вирусов (которые можно рассмотреть с помощью электронного микроскопа). Пчёлы строили шестиугольные соты задолго до появления человека, а в истории цивилизации создание многогранных тел (подобных пирамидам) наряду с другими видами пластических искусств уходит в глубь веков.

II. Обобщение и коррекция опорных знаний по теме “Многогранники”.

Учащиеся заранее разбиты на группы по два человека. Учитель предлагает составить кластер по теме “Многогранники”. Необходимо записать виды многогранников, их площадей и объёмов. Предлагается групповое обсуждение, при котором преподаватель записывает на доске все варианты, которые предлагают учащиеся, учащиеся заполняют свой кластер. Одновременно идет корректировка знаний по теме.

Приложение 1 – (Примерный кластер по теме “Многогранники” и основные формулы. Учащимся предоставляется чистый лист, на котором они будут составлять кластер. При этом все чертежи разрешается строить без линейки и карандаша).

III. Работа в параллели.

Класс разбивается на три группы, каждая группа должна пройти три этапа. Каждый ученик в группе работает индивидуально. Если учащийся выполнил все задания данного этапа, то он может не ждать группу, а переходить на следующий этап.

I этап: Решение задач по карточкам.

Каждый учащийся получает карточку с заданием и выполняет в тетради самостоятельно.

Приложение 2

II этап: “Индивидуальное лото”.

В специальном конверте каждому учащемуся предлагается большая карта и набор карточек, с записанными на них упражнениями. Ученик достает из конверта карточку, решает пример или отвечает на вопрос, и накрывает ею соответствующий прямоугольник. Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны наложенных карточек составляют слово (по теме “Многогранники и их элементы”). Преподаватель легко определяет результаты работы.

Приложение 3

III. этап: Работа в программе “Математический конструктор”.

Задание учащиеся выполняют на ноутбуках в программе “Математический конструктор”. (Предполагается, что ребята уже работали в этой программе на предыдущих уроках.)

Приложение 4

IV. Практическая работа.

Работа с раздаточным материалом. Учащиеся разбиты на группы по 2 человека. Каждая группа получает модель многогранника, у которой необходимо вычислить объём. Задание выполняют в тетрадях.

V. Итог урока.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Спасибо за урок!