Непосредственно образовательная деятельность по социально-личностному развитию "Я и мои друзья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Социальная педагогика


Актуальность: Данная непосредственно образовательная деятельность актуальна для детей четвёртого года жизни, т. к. с первых дней пребывания в детском саду необходимо стремиться придать отношениям детей с взрослыми и сверстниками положительную направленность. Необходимо, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя комфортно в тёплой, доброжелательной атмосфере детского сада, поэтому целесообразно поддерживать и развивать стремление ребёнка к общению, обогащению личного и практического опыта. Актуальность выбранной темы так же подтверждается следующими нормативными документами:

  • Новый закон “Об образовании в Российской Федерации ст. 64 П. 1;
  • ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования п. 3.3.4.
  • Типовое положение о ДОУ I п. (6); (обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников);
  • Задачами годового плана МБ ДОУ на 2012 – 2013 уч. год (развивать у детей основы социального сознания, познания мира, формируя навыки общения и культуры поведения в образовательной деятельности и в повседневной жизни;.
  • ООП МБ ДОУ № 6.

Цель занятия: помочь детям в освоении способов взаимодействия со сверстниками в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности, развивая умение передавать эмоциональные состояния и побуждая детей к эмоциональной отзывчивости на состояния близких людей, сверстников, героев сказок. Формирование дружеских привязанностей, воспитание интереса и уважения к чувствам друзей.

Задачи занятия:

Развивающие: развивать в детях навыки взаимодействия со сверстниками в игровой и бытовой деятельности и в повседневном общении. Развивать умение передавать эмоциональное состояние в имитационно-образных играх.

Воспитательные: формировать дружеские предпочтения и привязанности, воспитывать уважение к интересам и чувствам друзей, формировать умение дружно играть и выполнять поручения педагога.

Образовательные: формировать представления о способах примирения, формировать умения “читать” сюжетную картинку и определять причинно-следственные связи между изображённым событием и его причиной.

Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”, “Чтение художественной литературы”, “Музыка”, “Здоровье”, “Художественное творчество”, “Физическая культура”

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная, музыкально художественная, чтение стихов, продуктивная.

Оборудование: Мягкие игрушки: Колобок, Зайчик, Медведь; Волшебный мешочек”; Иллюстрации: “Дети ссорятся”, “Дети дружат”; Массажные мячики; Пластилин, стеки.

Предварительная работа: Чтение произведения К. Ушинского “Вместе тесно, а врозь скучно”. Показ сказки “Колобок” на фланелеграфе. Разучивание танца “Поссорились-помирились”, песни “Есть у солнышка дружок” Рассматривание картинок из серии “Дети играют”.

Ход НОД

Введение в тему.

Частично-поисковый метод. Активизация детей художественным словом. Загадывание загадки о Колобке.

Воспитатель:

Прямо с полки, за порог...
Убежал румяный бок.
Укатился наш дружок,
Кто же это?...

Дети: Колобок.

Подготовительная часть.

Игровая ситуация. Метод оживления детских эмоций и активизация восприятия с помощью литературного образа.

Воспитатель показывает детям игрушку “Колобок”.

Воспитатель. Ребята, сегодня к нам пришел из сказочного леса необычный гость – “Колобок”. В волшебном лесу ему приходилось от всех убегать. А от кого убегал Колобок?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в игру. “Догоните колобка”.

Проводится игра “Догони Колобка” (Дети передают колобка по кругу друг другу, а следом зайчика, волка, медведя, стараясь, чтобы игрушки не догнали Колобка.).

Воспитатель: Вот видите, какие вы ловкие, да умелые, а еще вы хорошие друзья. Не дали Колобка в обиду. А мне кажется, мы забыли с вами что-то сделать? Наверное, если к нам приходят гости, то с ними надо непременно поздороваться. Давайте поздороваемся с Колобком.

Дети здороваются с Колобком.

Колобок: Здравствуйте ребята!!! Я узнал, что в детский сад ходят очень дружные ребята, решил пойти поискать их и попал к вам!

Воспитатель: Как вы думаете, правильно сделал Колобок, что пришел к нам? В нашей группе все ребята дружные. А почему ты загрустил, Колобок?

Колобок. Я очень хочу подружиться с вами, но не знаю, как это сделать, у меня никогда не было друзей и я совсем не знаю, как нужно дружить…

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, сможем мы помочь Колобку?

С Колобком дружить мы станем.
И от дружбы не устанем.
А для этого все вместе
Мы споем для друга песню

Исполняется песня “Есть у солнышка дружок”.

Воспитатель. Ребята, а с чего начинается дружба?

Колобок: А я знаю, что дружба начинается с улыбки. Я слышал такую песенку: “С голубого ручейка начинается река, ну, а дружба начинается с улыбки”.

Воспитатель: Вот и мы улыбнемся друг другу. Поиграем в игру “Крепко за руки возьмёмся”.

Проводится игра “Крепко за руки возьмёмся”.

Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся .

Воспитатель: Вот мы и подружились.

Основная часть.

Групповая форма работы. Рассматривание сюжетных картинок, иллюстраций. Прием активизации творческого воображения. Уточнение и обогащение словарного запаса.

Воспитатель: Колобок, у меня есть интересные картинки. Здесь ребята ссорятся, мирятся и становятся друзьями.

Воспитатель показывает заранее приготовленные картинки: “Дети играют дружно”, “Дети ссорятся”. При этом взрослый спрашивает детей о том, что происходит на данной картинке или рисунке.

На картинки посмотрите,
Колобку вы расскажите,
Как ребятам надо жить,
Чтобы всем всегда дружить!

Дети с опорой на картинки рассказывают, что на них происходит.

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами в группе тоже частенько, ссоримся. То из-за игрушек, то из-за книг. А как вы думаете, это хорошо, или плохо?

Дети отвечают, что ссорится друзьям нельзя.

Воспитатель: А давайте покажем Колобку наш веселый танец “Поссорились-помирились”

– Всем советую дружить,
Ссориться не нужно,
Даже в танце, посмотри!
Побеждает дружба!

Дети танцуют танец. В конце танца обнимают друг друга.

Воспитатель: Вот видишь, Колобок! Лучше жить дружно и не ссориться. А как вы, ребята, думаете?

Ответы детей: Да! Надо жить дружно и не ссориться.

Воспитатель: Пальчик мой, пальчик мой, поиграй-ка, ты со мной!

Проводится пальчиковая гимнастика: “Дружные пальчики”

Дружат в нашей группе девочки и мальчики. (Складывают ладонь на ладонь)
Мы с тобой подружимся маленькие пальчики. ( Соединят поочередно пальцы рук)
Раз, два, три, четыре, пять начинай считать опять. (Разъединяют поочередно пальчики.)

Гимнастика с элементами самомассажа (массажные мячики).

Воспитатель:

Щекотал нас Колобок,
Колобок – румяный бок.
По коленке, по ладошке, по животику немножко…
Щекотал, щекотал и до носика достал!
Колобок, колобок, колобок румяный бок (дети перекатывают мячики в ладошках)
Он от бабушки ушёл, он от дедушки ушёл (левой рукой прокатывают мячик по вытянутой правой)
Он от зайца ушёл, он от волка ушёл (то же самое противоположными руками)
От медведя убежал, в детский садик к нам попал (прокатывают мяч по коленкам).

Воспитатель: Колобку, очень понравилась наша игра, ребята. А ещё, Колобок, наши ребята умеют веселиться, всегда помогают друг другу и стараются не ссориться, а если поссорились, сразу мирятся, делают друг другу подарки и говорят вежливые слова. Ребята, Колобок очень хочет узнать, а что значит вежливые слова. Давайте ребята  познакомим его с этими словами, чтобы он их запомнил, и пользовался ими,   сложим их в волшебный мешочек.

Для друзей хороших слов, нам совсем не жалко.
Будет полным наш мешочек
Добрых слов – подарков!

Проводится дидактическая игра “Волшебный мешочек”. По кругу дети передают друг другу мешочек и говорят в него вежливые слова: “Спасибо, пожалуйста, извини, добрый, хороший, дружные и др.”

Воспитатель: Какой мешочек стал тяжелый, как много слов знают наши дружные ребята. Вот тебе Колобок наш волшебный мешочек, учи и запоминай эти слова, они всегда пригодятся.

Ребята сегодня мы с вами подружились с новым другом, давайте сделаем ему что-нибудь приятное, например, слепим новых друзей для нашего Колобка, чтобы ему не было скучно.

Чтобы было веселей,
Слепим мы тебе друзей!
Накатаем Колобков,
Добрых, маленьких дружков!

(Дифференцированная работа: Группа А – высокий уровень развития.

Группа Б – средний уровень развития).

На столах наборы для лепки.

Воспитатель: Ребята, что это за палочки у вас на столе?

Дети: Это стеки.

Воспитатель: Зачем они вам нужны?

Дети: Стеками мы отрезаем пластилин и прорисовываем детали.

Воспитатель: Что мы делаем с пластилином?

Дети: Мы его разминаем.

Воспитатель: Зачем?

Дети: Чтобы он был мягким и из него было легко лепить.

“А” – лепят просто “Колобки”.

“Б” – лепят “Колобки” и при помощи стеков прорисовывают лицо.

Заключительная часть. Итог занятия.

Заключительная беседа. Активизация внимания детей. Ключевой вопрос:  “Как нужно дружить?”.

Воспитатель: Посмотрите, сколько новых друзей для Колобка у нас получилось, они такие красивые. Теперь тебе, Колобок, скучать не придётся!

Дети рассматривают свои работы, любуются ими.

Воспитатель:

Хорошо когда друзья –
Это ты, и мы, и я
Ты теперь не одинок
Добрый, милый Колобок!

Ребята, вы молодцы, очень хорошо занимались, правильно отвечали на вопросы, слепили красивых Колобков. Давайте с вами еще раз напомним Колобку, как же нужно дружить?

Ответы детей.

Воспитатель:

По амбарам пометенный,
По сусекам поскребённый,
Видно нынче испеченный,
Свежим маслицем сдобрен!
В детский сад явился Он!
Научился он дружить!
И с друзьями в мире жить!

Ну, а нам пора прощаться.
Вам желаем не ругаться,
Улыбаться, не тужить
И с друзьями в мире жить!

Давайте ребята попрощаемся с Колобком! Спасибо тебе, Колобок, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу на занятии. До свидания.

Предполагаемый результат непосредственно образовательной деятельности:

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

  • Приветлив с окружающими, проявляет активный интерес к словам и действиям взрослых. По показу и побуждению воспитателя повторяет положительные действия, вежливые слова, эмоционально откликается на ярко выраженное состояние главного персонажа Колобка.
  • Дружелюбно настроен. Охотно участвует в организованной воспитателем общей деятельности с другими детьми.
  • Сохраняет преобладающее эмоционально-положительное настроение, быстро преодолевает негативные состояния, стремится к положительной оценке окружающих и повторению одобренных действий.
  • Уверенно, самостоятельно и точно выполняет задания, действует в общем для всех темпе.
  • Интересуется разнообразными физическими упражнениями, действиями с физкультурными пособиями.
  • Проявляет интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения.
  • По вопросам воспитателя правильно называет материалы для создания предметного мира (стеки, пластилин) и их основные качества и свойства.
  • Испытывает эмоциональное удовлетворение от того, что смог что-то выполнить сам.
  • Активно пользуется числами 1, 2, 3.
  • С удовольствием вступают в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимают обращённую к ним речь, отвечают на вопросы, используя простые, распространённые предложения.
  • Использует в общении общепринятые простые формы этикета, активно использует слова этикета: здравствуй, до свидания, спасибо, извини и др. в игре “Волшебный мешочек”.
  • Активно и с желанием участвует в разных видах творческой деятельности, основанных на литературном тексте: игры, загадки, изобразительная деятельность.
  • Освоил некоторые изобразительно-выразительные и технические умения, способы создания изображения. Передаёт сходство с реальным персонажем Колобком, обогащает образ выразительными деталями.
  • При сопровождении воспитателя принимает участие в создании совместной творческой работы “друзья для Колобка”, наблюдает за действиями других детей, испытывает совместные эмоциональные переживания (общая радость).
  • Проявляет интерес к игровому общению со сверстниками. В дидактических играх принимает игровую задачу и действует в соответствии с ней.
  • С интересом вслушивается в музыку, запоминает и узнаёт знакомые произведения (“Есть у солнышка дружок”).
  • Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки.

Презентация