Творчество в логопедической практике

Разделы: Логопедия


Цель мастер-класса: создание условий для профессионального самосовершенствования педагога, при котором формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи мастер-класса:

  • представить основные идеи диалогического подхода в образовательной практике;
  • охарактеризовать творческую лабораторию педагога;
  • продемонстрировать возможности методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями;
  • расширить представления о профессии учителя-логопеда.

Участники: специалисты в области коррекционной педагогики и специальной психологии, методисты, руководители образовательных организаций, представители общественных организаций.

Фокус-группа: три подгруппы по 3 человека.

Дидактический материал: гуашь, кисточки, ручки, альбомы (по количеству участников), зеркало, ножницы, зубная щетка, катушка с нитками, видеопрезентация по теме.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.

Краткое описание:

Логопедия традиционно лежит на стыке медицины и педагогики, и логопедическая практика представляет особую трудность для диалогической психологии вследствие центрированности на технических аспектах речи. Тем интереснее представляется представленный в рамках мастер-класса успешный опыт работы, где диалогический подход позволил организовать творческое взаимодействие детей и взрослых, позволившее не только решить логопедические проблемы, но и выйти на обсуждение более широкого круга тем и вопросов. Показано, как адресация к целостной личности, включая и духовно-нравственные измерения, позволяет задействовать ее творческие силы, что и становится залогом позитивных изменений.

Ожидаемые результаты: развитие способности к диалогическому взаимодействию с ребенком; стимулирование мотивации моделировать образовательную деятельность с использованием методов художественного творчества.

По итогам мастер-класса участники:

Будут знать: особенности применения методов художественного творчества в практике помощи детям с речевыми нарушениями; разновидности методов художественного творчества, соответствующие разным целям логопедической работы.

Будут уметь: применять методы художественного творчества в конкретной ситуации обучения.

План проведения:

  1. Введение в тему. Вступительное слово. Цель: актуализация знаний в данной проблемной плоскости.
  2. Основная часть. Цель: знакомство с теоретическими основами методов художественного творчества в логопедической практике.
  3. Практическая часть. Цель: работа в мини-группах, представление результатов работы.
  4. Обсуждение результатов работы. Заключительное слово ведущего по всем вопросам и предложениям. Цель: подведение итогов работы.

Ход мастер-класса

1. Введение в тему. Вступительное слово.

– Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мастер-класс “Методы художественного творчества в логопедической практике”. Помимо титульного названия у мастер-класса есть название рабочее, и звучит оно примерно так: “О ребенке, художественном творчестве, диалоге и не только…”. Почему так?

О ребенке, потому что ребенок – это центр педагогической Вселенной…

О художественном творчестве, потому что художественное творчество – это один из возможных и многочисленных путей к центру Вселенной…

О диалоге, потому что диалог – это контекст, который позволяет преодолеть путь к центру Вселенной, раздвигая при этом ее границы до бесконечности… Ни для кого не секрет, что диалог – это полисемантическое понятие. А потому определимся с терминологией. Мы не будем говорить о диалоге, как обмене репликами в процессе коммуникации, не будем говорить о диалоге как форме речи. Мы будем говорить о диалоге как способе отношений между людьми, а если быть более точной, о диалоге как качестве этих отношений. Чем глубже всматриваешься в понятие диалог, тем ощутимее становится его универсальность и многогранность. Кажется, что в мире гуманитарного знания нет таких тайн, которые невозможно открыть с помощью этого волшебного ключа. Или таких, к которым можно прикоснуться, сохраняя монологическую позицию. В области художественного творчества, о котором сегодня тоже пойдет речь, необходимость диалогизма не кажется такой очевидной, как в области педагогики или логопедии. Но это лишь на первый взгляд. Для художественного творчества и для познания художественного творчества с первых шагов человеку необходима диалогическая позиция.

Итак, взяв курс на диалог, мы начинаем.

2. Основная часть.

Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем:

– Ребенок должен жить в мире. Вопрос: Как вы полагаете, носит ли эта фраза завершенный характер? Почему? В каком мире должен жить ребенок? Естественной средой обитания ребенка является тайна, чудо, волшебство. Приглашаю вас в волшебный мир детства, в котором все живет и дышит. В этом мире можно встретить банку, которая хранит запах солнца и след от ранки, в котором влажная тряпка для доски непременно превращается в Царевну-Лягушку, а сверчок за печкой – в скрипача на крыше. Попадая в это мир, любой Взрослый становится волшебником. И с вами это тоже случится. Давайте проверим? Перед вами четыре предмета, знакомые каждому: шариковая ручка, катушка с нитками, зеркало и зубная щетка. Превратите эти предметы в волшебные, и создайте с их помощью изображения. Создав его, всмотритесь в изображение и попробуйте рассказать, что вы увидели…

Я же вернусь к нашим гостям и расскажу о причинах, по которым следует заниматься художественным творчеством.

1 причина: занятия художественным творчеством – это следование социокультурным традициям. Первые люди изначально существовали в хаосе и пытались создать из него космос. Так появились отпечатки ладошек на песке, позже – наскальные рисунки, а потом и другие творческие продукты.

2 причина: занимаясь художественным творчеством, ребенок развивает когнитивные способности. Он усваивает сенсорные эталоны, учится пространственно и образно мыслить, тренирует внимание и память. И все это в интересной деятельности, без слез, упреков и обид…

3 причина: творчество и язык – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом, и в нашем мозге они продолжают жить рядом, помогая друг другу. Вы, как никто другой, знаете, как значим в логопедической практике рисунок, которой помогает малышу выразить то, что недоступно пока выразить посредством слова.

4 причина: дети с речевыми нарушениями, как правило, застенчивые, тревожные, нерешительные. Занятия художественным творчеством позволяют гармонизировать эмоциональную сферу малыша: снять эмоциональное напряжение и тревожность, повысить общий эмоциональный фон, развить направленность на сферу человеческих отношений.

5 причина: занятия художественным творчеством воспитывают волю, мотивацию и дисциплину: заниматься можно и нужно постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. С тем лишь отличием, что художественное творчество – это воспитание характера без риска травмы.

6 причина: художественное творчество развивает навыки общения. Ребенок знакомится не только с творчеством И.Я.Билибина или В.М.Васнецова. Вглядываясь в гениальные изображения, малыши знакомятся с их авторами, учатся видеть другого человека, понимать мир и себя в этом мире.

7 причина: быть может, самая важная – творчество воспитывает сердечный слух и родственное внимание, то есть воспитывает Человека.

Характеристика творческой лаборатории, представление полученных результатов:

Без сомнений ваши усилия будут вознаграждены. Результаты не заставят себя ждать, они будут разные у всех, но замечательные и неповторимые у каждого. И это убедительно доказывают детские тексты, полученные в практике работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи. (Дети 6-го года жизни поступили в логопедическую группу с заключением “общее недоразвитие речи, II – III уровень речевого развития”, проходили курс коррекционного обучения в течение двух лет).

Технология “монотипии”. На одном из занятий мы наносили краску на подкассетники и ставили штампы на лист бумаги. У каждого оказались свои изображения. О каждом из них хотелось рассказать:

Алина М.: 6,5 л.:

Это следы. А это волшебный человек. Он всё может делать. Солнце ему дало волшебство. Облако дало красоту. Трава помогла добраться до сказочного леса, в котором жил медведь. Медведь и волшебный человек подрались из-за этих следов. Но потом они поняли, что это их следы.

Некоторые изображения были как истории. В них начиналась жизнь: существа думали, ходили, встречались и разговаривали – помогали друг другу…

Илья Л., 6 л.:

Ползла змея и видит: стоит грустная лошадь.
Змея: – Что такое с тобой случилось?
Лошадь: – У меня нет головы и ног.
Змея приделала всё свое, и стали они одним целым.

Неожиданно оказалось, что на все изображения можно посмотреть сразу и увидеть…диафильм!

Настя К., 6 л.:

Мы попали в Анапу. Там море, пляж, солнце, скалы. Волны пляшут на море. Скалы высокие-высокие, до неба. Я там плаваю. Но вдруг мы встречаем на берегу крокодила. Он светло-зелёный. Все его испугались, и настроение испортилось. Я нырнула глубоко и вынырнула. Его уже там не было. А я увидела, что уезжает Дед Мороз. Он привозил подарки: самолёт, шарики, лошадь, заводную рыбку и робота-собачку и вкусный вишнёвый торт.

Технология “Ниткопись”. Затаив дыхание, наносим краску на ниточку, оставляя концы не закрашенными. Расправляем нитку на листе бумаги, сворачиваем лист пополам, придерживаем лист ладошкой и вытягиваем нитку. Разворачиваем лист, а там…Там и птичка, и свечка, и месяц…Как тут промолчишь?!

Даша Ц., 6 лет:

Месяц взошёл на небе. И тут прилетела птичка. Птичка задела месяц, а он упал и потух. Откуда ни возьмись, появилась волшебная свечка. Она зажгла месяц, и он стал чудесней чудесного, но поднять его не смогла. Тогда свечка подбавила ещё чудесного огня, и месяц поднялся. Так свечка и волшебный огонь спасли месяц.

Иван О., 6,5 лет:

Жила-была птичка. Птичка сидела на ветке, а над ней светил месяц. С него упали лёгкие мокрые капельки. Месяцу было холодно, потому что наступала зима. Рядом рос чудесный сад. В середине сада стоял дом. Птичка подлетела к дому и увидела, что в доме горит свечка. Вдруг подул сильный ветер, и птичка упала на травку. Птичку поднял и спас большой папа. Огромный папа принёс птичку домой и согрел её. Птичка осталась жить в доме.

Технология “кляксография”. На другом занятии нам пришла идея “играть в кляксы”. Мы наносили кляксу на лист бумаги, раздували ее через соломинку и дорисовывали щеткой. Так появились новые изображения и интересные истории. Слушаешь их и понимаешь, что в душе ребенка живет целый мир, наполненный образами и переживаниями. От нас взрослых требуется всего лишь вслушаться и постараться не пропустить самое главное.

Кирилл П., 6,5 лет

Жила-была в аквариуме рыбка. Она была очень весёлая, но одной в аквариуме было скучно, и рыбка загрустила. Поэтому решила, однажды, рыбка отправиться в водную школу. В школе рыбка подружилась с одиноким крабом. Они вместе после уроков выходили из школы и прыгали через скакалку. Потом рыбка нашла еще друзей. Они стали изучать человека, думали добрый он или нет. Они узнали, что люди иногда бывают злые, они ловят рыбок и хотят их жарить. Но бывают и добрые люди, которые ласково смотрят на рыбок, когда те плавают в море.

3. Практическая часть.

Представление результатов работы.

А теперь давайте заглянем в творческую мастерскую наших волшебников. Участники фокус-группы демонстрируют изображения и рассказывают о них.

4. Обсуждение результатов работы.

Заключительное слово по всем вопросам и предложениям.

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности ведущего и участников мастер-класса.
  • Заключительное слово ведущего по всем замечаниям и предложениям.

– Наше путешествие в волшебный мир детства подходит к концу. Мы теперь опытно знаем, что “ребенок должен жить в мире КРАСОТЫ, ИГРЫ, СКАЗКИ, МУЗЫКИ, РИСУНКА, ФАНТАЗИИ, ТВОРЧЕСТВА”. Это слова удивительного человека, замечательного педагога В.А.Сухомлинского.

Литература:

  1. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е.О.Смирнова, В.М.Холмогорова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  2. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н.Ступеньки к творчеству. М.: Издательство Бином, Лаборатория знаний, 2012.
  3. Тихонова Е.С. А мы будем сегодня заниматься? Диалог в логопедической практике // Дошкольное воспитание. – 2008. – №6. – С.90-98.
  4. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М., Институт психологии АН СССР, 1991.
  5. Эльконин Б.Д. Психология развития. М.: Издательский центр Академия, 2001.