Профессиональная ориентация как одно из средств адаптации учащихся начальных классов в окружающем мире

Разделы: Общепедагогические технологии


В настоящее время все большую актуальность приобретает вопрос формирования и развития успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Подготовка школьников к обоснованному выбору профессии представляется одной из важных задач школьного обучения и воспитания. Работа по профориентации сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования.

Обучение в школе – это лишь ступенька, готовящая школьников к профессиональной деятельности. Успех в профессиональной деятельности во многом зависит от основательного и разумного выбора профессии. Нередко о будущей профессии выпускники школ задумываются лишь в последний год обучения или при выходе из школы. Возможно, что времени, отведённого на профориентацию в старших классах, недостаточно для формирования у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению. Поэтому, систематическое знакомство школьников с профессиями необходимо начинать с первого класса через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, где школьникам предоставлена возможность выбора занятий по интересам.

Трудности профессионального самоопределения возникают у двух категорий ребят: одни дети хорошо учатся, но они ничем не увлекаются, жизнь их скучна и монотонна, другие - активны и в учебной, и в иных видах деятельности, им интересно все, они посещают несколько кружков. У них все получается. За что ни возьмется чудо-ребенок – во всем добивается успеха. Однако, он тоже не может определить, что нравится ему больше, с чем он хотел бы связать свою жизнь. В итоге, и те и другие из-за недостатка информации о профессии, о требованиях, предъявляемых к её обладателю, делают либо случайный, либо неправильный выбор профессии, либо выбирают профессии, невостребованные на рынке труда.

Важно, чтобы учащиеся понимали, что люди отличаются друг от друга по способностям и интересам и обучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами. Что каждая профессия предъявляет свои требования к личности, и личность должна отвечать этим специфическим требованиям, проявлять упорство в развитии необходимых навыков и умений, а также учиться взаимодействовать с другими людьми в труде.

Учитель начальной школы выбирает формы и методы профориентационной работы, которые в наибольшей степени соответствуют психологическим особенностям учащихся.

В работе с младшими школьниками можно выделить несколько направлений работы по профориентации, например: профориентация через проведение внеклассных мероприятий, внеурочную деятельность, знакомство с профессиями на уроках.

Примеров знакомства с профессиями при усвоении программного материала по предметам много. Приведём несколько из них. При изучении русского языка учащимся можно предложить составить алфавит профессий, познакомить с профессиями прошлого через работу с фразеологизмами. На уроках математики есть возможность уделить несколько минут профессии, о которой говорится в тексте задачи или упражнения. На уроках по развитию речи можно предложить учащимся игру – сочинение “Начинающий журналист”. Готовя материал для сочинения, ученик выступает в роли журналиста, готовит вопросы и интервью для взрослого: чем тот занимается на работе, в каких условиях он трудится, что производит, как получил свою профессию. Значительным профориентационнным потенциалом обладают ролевые игры. Например, “Магазин” (урок математики), “Библиотека” (урок литературы), “Экскурсовод” (урок окружающего мира), в них имитируется конкретная профессиональная деятельность. В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Так, в игре “Магазин” ученикам предлагается исполнить роль кассира, продавца, администратора, но при этом решается и дидактическая задача (закрепление пройденного материала, формирование навыков устного счёта), и воспитательная (культура общения). Стремление к познанию окружающего мира и себя заложено в самой природе ребёнка, который в игровой деятельности моделирует реальную действительность. В играх профориентационного содержания проявляется субъектная позиция младшего школьника, развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях, следовательно, создаются условия для обогащения продуктивного опыта. Поэтому, используя игровые моменты, школьники узнают о многих новых профессиях, более подробно знакомятся с уже известными.

Ролевая игра “Мастерская Деда Мороза” позволяет школьникам примерить на себя роль мастера ёлочных украшений, руководителя отдела игрушек на фабрике. Деловая игра “Мы делаем газету” поможет учащимся понять суть профессий СМИ. В процессе урока - игры “Путешествие по городу Мастеровпроисходит заочное знакомство с миром труда и профессий города, республики. Коллективная форма занятий с элементами соревнования усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Для систематизации знаний о мире труда и профессий в данной игре используется единый игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из нескольких районов.

Важное значение для дальнейшего профессионального самоопределения имеют первоначальные трудовые пробы - выполнение несложных действий по уходу за одеждой, растениями, уборке помещений. В начальных классах работа по профориентации школьников предусматривает включение их в практическую пробу сил в разных сферах деятельности. Использование практических проб сил младших школьников позволяют сделать выводы о том, что ориентация методики работы на выполнение заданий поискового и исследовательского характера являются наиболее оптимальными путями развития у учащихся стремления познавать окружающую действительность и обнаруживать личные способности. Учитывая специфику возраста, данную работу можно организовывать в форме воображаемого путешествия по профессиям. Но, чтобы отправиться в путешествие, необходима подготовительная работа, где ребята должны узнать об истории возникновения профессии, об орудиях труда, и затем перевоплощаться в человека той или иной профессии. После чего обязательно нужна рефлексия, чтобы узнать, что получилось, что – нет, и почему не получилось.

В помощь к урокам можно организовать в школе “Субботний университет”, где уроки ведут представители разных профессий - родители учащихся (“окружающий мир через призму профессий”). Например, урок окружающего мира по теме “Горные породы и минералы” проводит спасатель (начальник участка военизированного горноспасательного отряда), знакомит детей с устройством разрезов и шахт, с шахтёрскими профессиями, с особенностями профессии спасателя, подчёркивает в своём рассказе значимость учения для освоения профессий угольной промышленности. Полезны видеоуроки о профессиях, созданные школьными пресс-центром и телевидением, музейные уроки, например, “Черногорск – город шахтерский” (о тружениках Черногорска).

В процессе урока - игры “Путешествие по городу Мастеровпроисходит заочное знакомство с миром труда и профессий города, республики. Коллективная форма занятий с элементами соревновательности усиливает обучающий эффект. Игровые упражнения не только способствуют усвоению знаний, но и помогают развивать самостоятельность, элементы самоанализа, познавательные процессы (память, внимание, мышление). Для систематизации знаний о мире труда и профессий в данной игре используется единый игровой сюжет – путешествие по городу, состоящему из нескольких районов.

Добровольческая акция “Город мастеров”

Родители и жители микрорайона получают уникальную возможность в один день прийти в школу и познакомить школьников определённого класса со своей профессией или хобби, научить детей выполнять определённые трудовые действия, например, лепить фигурки из глины, плести из газет корзины, вязать крючком и т.п.

“Фестиваль профессий”

Праздничное мероприятие, где каждый класс представляет определённую профессию. Это могут быть песни, частушки, инсценировки, танцы, представление кукольного театра, выставка детского творчества. Данное мероприятие - отличная форма творческого отчёта кружков и секций.

Факультатив: “Азбука профессий”.

Программа внеурочной деятельности построена таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды способностей неоднократно (многие рассматриваемые профессии имеют пересечения по необходимому набору способностей).

Специальные развивающие занятия, где обучающиеся не только знакомятся с профессиями, но и играют, выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, памяти, мышления, выполняют творческие задания, проводятся в течение 4 лет 1 раз в неделю. По итогам обучения школьники защищают проекты, в которых отражают полученные на занятиях знания и умения.

Конкурс “Профессиональное Древо семьи”

Исследовательская деятельность по построению профессионального древа семьи позволяет учащемуся расширить кругозор, увидеть, какие профессии выбирали его родные, помогает определиться с выбором сферы трудовой деятельности.

В ходе профориентационной работы применяются психолого-педагогические методы: проводятся анкетирование и тестирование по выявлению интересов и склонностей учащихся; в ходе индивидуальных бесед с учащимися и их родителями уточняются и конкретизируются их индивидуальные планы подготовки к следующей ступени профессионального развития, составляются программы сопровождения.

В ходе работы с учащимися по профориентации идёт сбор материалов в “Портфолио достижений”, что поможет в дальнейшем определить траекторию развития и обучения учащегося.

Организация работы лагеря дневного пребывания по программе “Формула успеха” (профориентационная смена)

Лето - более благоприятный для развития творческого потенциала учащихся, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности, для формирования навыков здорового образа жизни, что составляет основу для выбора сферы профессиональной деятельности в будущем.

В ФГОС общего образования второго поколения одним из ведущих направлений является воспитание здорового образа жизни, которое предполагает вооружить обучающихся знаниями о важной роли разных профессий, науки, знаний, образования и творчества в жизни людей. Обучающиеся должны научиться давать отрицательную оценку лени и небрежности, уважать результаты труда других людей, стремиться и уметь делать что-то полезное (вещи, услуги) своими руками, уметь работать в коллективе, в т.ч. над проектами, выражать свою личность в разных видах творчества, полезной другим людям деятельности. Школьники должны знать о взаимозависимости здоровья физического и нравственного, здоровья человека и среды, его окружающей, о ценности своего здоровья и здоровья других людей для самореализации каждой личности и о том вреде, который можно нанести здоровью различными действиями, о важности спорта и физкультуры для сохранения и укрепления здоровья, отрицательно оценивать неподвижный образ жизни, нарушение гигиены.

Психическое и физическое здоровье человека является важным фактором в выборе профессии. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка многие родители задумываются о его будущем, внимательно следят за здоровьем, интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.

Образовательное учреждение, на базе которого организуется летний лагерь с дневным пребыванием “Солнечный город”, находится на окраине города, где работает одно учреждение досуга, и нет центра по профориентации, куда могли бы обратиться за помощью обучающиеся и их родители. Дети из малообеспеченных семей не имеют возможности посещать учреждения дополнительного образования в городе. Часть родителей школьников не проявляют активности в многостороннем развитии своих детей, не готовят к выбору профессии в будущем.

Программа ориентирована не только на формирование здорового образа жизни, но и на организацию целенаправленной работы по профориентации школьников с 1 по 8 класс с учетом возрастных особенностей и обучению конструктивному общению со сверстниками. Воспитанники получают знания о мире профессий, проходят первичные профессиональные пробы в форме игровой деятельности в творческих мастерских.

Цель профориентационной смены - создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных и коммуникативных способностей и дарований, творческой активности с учетом собственных интересов, наклонностей и возможностей через знакомство с профессиями.

Смена организована в форме игры - проживания в Солнечном городе, жители которого сказочные герои, хотят быть успешными, а для этого необходимо быть здоровыми, умными, умелыми, творчески активными и в дальнейшем правильно выбрать профессию.

Для реализации программы из числа старшеклассников, проявляющих интерес к педагогической деятельности, организуется команда вожатых, которые участвуют в подготовке и проведении мероприятий.

Для создания более интересного, полноценного отдыха каждый день работы лагеря назван по профессии: дни медика, стилиста, писателя, полицейского, вожатого, спасателя, детектива, шахтера, эколога, туриста, кондитера – кулинара, спортсмена .

В ходе реализации программы проводятся, например, такие мероприятия: викторины, спортивные праздники, брейн – ринг, экскурсии на предприятия и музеи, игровые театрализованные программы, конкурс формы спецодежды, детективная история “Потерянный полдник”, турслёт “Палаточный город”, добровольческие и трудовые акции, экологические игры, тренинги “Школа выживания”, встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), социально-психологические тренинги, ролевые игры, моделирующие экономические, производственные ситуации, совместные проекты с родителями. В конце смены проводится Фестиваль профессий и Ярмарка (выставка работ творческих мастерских).

Одной из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения является воспитание любви к Родине. Ряд мероприятий посвящается юбилейным датам города, республики, страны и олимпийским играм 2014 г. Включение регионального компонента в воспитательную деятельность лагеря способствует расширению кругозора учащихся, воспитанию любви к Родине.

С учетом интересов и склонностей детей создаются творческие мастерские: кукольный театр “Золотой ключик”, спортивная секция “Будь здоров”, кружок “Этика и этикет”, вокальный кружок “Звёздная россыпь”, мастерская “Азбука профессий”, творческое объединение “Юный журналист”, “Театр моды “Стиль”, “Мастерская Самоделкина”, “Художественная мастерская”, “Мастер танца”.

Дети в отряды подбираются с учётом возрастных особенностей. Наряду с общими мероприятиями проводятся и отрядные мероприятия.

В фойе школы размещается “Заборчик мнений”, где дети оставляют отзывы о прожитом дне, что обеспечивает обратную связь, позволяет вести рейтинг мероприятий в лагере. Для координации взаимодействия в каждом отряде формируется актив. Каждый день смены заканчивается сбором - рефлексией. Главный смысл – обратиться к личности ребенка, который осмысливает свою позицию в оценке собственных дел и поступков товарищей, свое место в коллективе.

В течение сезона традиционно оформляется “Стена успеха” для мотивации воспитанников к участию в мероприятиях. Активно участвуя в каждом мероприятии, ребята стараются заработать “Звёзды”. В конце дня при подведении итогов каждый ребёнок зажигает свою “Звезду”. Такой вид поощрения формирует в детях творческую активность, способность ощущать свою значимость, успешность, активную жизненную позицию. Кроме того, в каждом отряде ежедневно заполняется “Древо настроения”, которое дает возможность воспитателям отслеживать эмоциональное состояние детей и корректировать воспитательные воздействия на ребёнка.

Индивидуальная “Творческая книжка” позволяет отследить результативность деятельности каждого ребёнка за сезон, уровень его активности и занятости, его способности и склонности. В творческой книжке отмечаются не только результаты участия, но и поощрения: за хорошее обучение в мастерской, за выполнение индивидуальных трудовых заданий, за активное участие в подготовке и проведении творческих дел, за инициативное дело на пользу “Солнечного города”, за высокий культурный уровень, за те дела, которые будут предложены детьми.

Отследить успешность каждого члена отряда помогает “Экран активности”. Участие и успех отрядов фиксируется символами на общем экране Игры: золотая, серебряная, бронзовая звезды. По итогам смены отмечаются по номинациям все без исключения отряды и особо активные дети. СМИ лагеря освещают события смены через выпуск газеты “Солнечные вести” и телевидение.

Подобные смены не только способствуют оздоровлению детей, но и мотивируют учащихся на активную жизненную позицию в формировании здорового образа жизни и получении конкретного результата от своей деятельности, содействуют приобретению детьми нового социального опыта, установлению полезных контактов среди сверстников, раскрытию у воспитанников способностей к определенному виду деятельности. Большинство детей получат представления о востребованных в обществе профессиях. Возрастёт уровень активности родителей в воспитании и развитии детей.

Перед младшими школьниками не   стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. В современном меняющемся мире существует огромное количество видов профессий. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка.

В результате систематической работы по профориентации уже к концу обучения в начальной школе большинство учащихся, возможно, определят для себя сферу своей деятельности, а в старшей школе уверенно и точно сделают выбор будущей профессии.