Урок биологии по теме "Зрительный анализатор". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8


Цели урока: сформировать представление об особенностях строения зрительного анализатора; строении и функциях глаза и его частей; о глазе как об оптической системе; познакомиться с дефектами зрения и способами его коррекции; гигиене зрения.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Познакомиться с понятиями “зрительный анализатор, “близорукость” и “дальнозоркость”, “острота зрения”, “оптическая система глаза”.

Метапредметные:

А) Регулятивные: научиться оценивать предполагаемый результат в ходе проведения наблюдений и сравнений.развитие самостоятельности планирования учебной деятельности и организации учебного сотрудничества со сверстниками.

Б) Познавательные: умение перерабатывать информацию применять знания на практике, развитие стремления к познанию, умение работать с дополнительной литературой.

В) Коммуникативные: воспитание умения выслушивать товарища, чувства ответственности, развитие умения работать в группе, развитие речевых навыков, умение оценивать и присваивать совместный результат.

Личностные: умение проявлять интерес к информации и действиям (своим и чужим), умение выбирать информацию, умение отказываться от определенных действий, умение критично относиться к своему поведению (рефлексия).

Информационные ресурсы: ЦОР и Интернет.

Учебная литература: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. 8 класс. Человек. – М.: Дрофа, 2011.

Методические ресурсы: Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс.: Рабочая тетрадь к учебнику “Биология. Человек”/Н.И. Сонин, И.Б. Агафонова - М: “Дрофа”, 2013.

Зубрицкая А.В. Занимательные материалы по биологии. 8 класс. Нестандартные уроки. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007.

Оборудование: таблица “Орган зрения”, модель “Глаз человека”, карточки с заданиями, тесты, раздаточный материал, экран, CD-диск “Биология. Человек. 8 класс”. - М.: Издательство “Дрофа”, 2011.

Форма проведения урока: групповая и фронтальная работа.

Ход урока

1. Организационный момент: (1-2 мин.). Приветствие. Класс делится на группы, каждая группа получает пакет заданий.

2. Проверка знаний: (5-8 мин.)

Карточка для 1 группы.

Охарактеризуйте строение полушарий большого мозга.

Карточка для 2 группы.

Какие функции выполняют правое и левое полушария?

Задания для 3 группы.

Перечислите доли полушарий большого мозга. Какие функции выполняют участки коры?

Выступления представителей групп.

II. Мотивация к учебной деятельности: (2-3-мин.)

Учитель: Ребята, я попрошу вас плотно сомкнуть веки и не открывать их до моей команды. Представьте себе на несколько секунд, что вы оказались в царстве вечной тьмы.

Как жить, как выжить в этой черной бездне?
Как объяснить слепому,
Слепому, как ночь,
С рожденья.
Буйство весенних красот,
Радуги наважденье. Ю. Друнина 

Ребята, откройте глаза. Какую роль играет зрение в жизни человека?

III. Постановка учебной задачи: (10-15 мин.)

Работа в группах.

Карточка для 1 группы.

Задание 1.

Прочитайте текст учебника на с. 72-75. Рассмотрите рисунок. Против названий частей глаза проставьте соответствующую им цифру.


Фиброзная оболочка
Роговица
Сосудистая оболочка
Радужная оболочка
Хрусталик
Зрачок
Сетчатка
Зрительный нерв
Стекловидное тело
Слепое пятно
Прямая мышца глаза

Карточка для 2 группы.

Задание 1

Прочитайте текст учебника на с. 72-75. Из предложенного списка отделов глазного яблока, выберите те составляющие, которые помогают человеку воспроизвести изображение.

Отдел глазного яблока
Роговица
Сетчатка
Склера
Радужная оболочка
Зрачок
Стекловидное тело
Хрусталик

Расскажите, как работает зрительный анализатор.

Задания для 3 группы.

Задание 1.

Прочитайте текст учебника на с. 72-75 и выполните задания.

- Какие недостатки зрения наиболее распространенные?

- Перечислите причины близорукости и дальнозоркости.

- Можно ли исправить недостатки зрения и как?

Выступление каждой группы с выводами. Учитель дополняет ответы учащихся.

Общее задание для всех учащихся. (3-5 мин.).

Обратите внимание на доску. (На доске рисунки с изображениями фотоаппарата, видеокамеры, очков, микроскопа, глаза человека)

Что вы видите?

Найдите общие элементы в этих устройствах для получения изображения?

1. Что происходит с лучом света в этих приборах?

2. Какой раздел физики изучает эти явления?

3. Можно ли сказать, что глаз - это оптическая система?

4. Из каких частей состоит оптическая система глаза?

5. Какой элемент оптической системы глаза является основным?

Просмотр видеофрагмента “Работа глаза”, обсуждение увиденного. (5-7 мин.)

Как же работает зрительный анализатор? 

Запись на доске темы урока: “Зрительный анализатор”.

IV. Решение учебной задачи. (2-3 мин.)

Давайте спланируем цель нашего урока.

Цель урока: сформировать представление об особенностях строения зрительного анализатора; строении и функциях глаза и его частей; о глазе как об оптической системе; познакомиться с дефектами зрения и способами его коррекции; гигиене зрения.

Какой вопрос мы ещё не рассмотрели? (Гигиена зрения)

Сообщение учащегося “Гигиена зрения” (подготовленное заранее) (5-7 мин.)

Вопросы.

  1. Почему глаза следует оберегать от загрязнения?
  2. Почему не следует читать л1жа и в движущемся транспорте?
  3. Почему курение оказывает отрицательное влияние на зрение?

V. Закрепление знаний.

Проведение выходного теста: (2-3 мин.)

1. Радужка – это передняя часть оболочки:

А) сосудистой,

Б) белочной,

В) сетчатки.

2. Что является основной составляющей оптической системы глаза:

А) хрусталик, роговица, стекловидное тело;

Б) хрусталик, радужная оболочка, стекловидное тело;

В) хрусталик, стекловидное тело, сетчатка.

3. Слепое пятно – участок сетчатки:

А) Не имеющий колбочек,

Б) Не имеющий палочек,

В) Не имеющий колбочек и палочек.

4. При чтении книги человек хорошо различает текст с расстояния 40 см. Это означает, что он страдает:

А) близорукостью,

Б) дальнозоркостью,

В) У него нормальное зрение.

5. В очках, предназначенных для близоруких людей, применяют:

А) очки с двояковыпуклыми стеклами,

Б) очки с двояковогнутыми стеклами,

В) стекла в очках неважны, важна их оптическая сила.

(Ключ к ответам на доске. Взаимопроверка)

Рефлексия: (2-3 мин.)

- Испытываю ли я эмоциональный подъём, чувство удовлетворения от урока?

Каждому учащемуся выдается 5-бальная шкала с набором смайликов. (Дети должны указать Ф.И.), где учащиеся устанавливают выбранный ими смайлик в зависимости от успеха и удовлетворенности на уроке.

Домашнее задание: (2-3 мин). С. 72-75 учебника; в рабочей тетради выполнить задания № 41–45; желающие могут подготовить презентацию на тему: “Памятка по сохранению зрения”.