Комплексная программа детского отдыха "Я и мир вокруг меня"

Разделы: Социальная педагогика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа реализуется на базе ДООЦ им.В. Дубинина, находящегося в селе Вязовка, Татищевского района Саратовской области. Месторасположения центра – лесной массив является уникальным местом для отдыха и оздоровления детей: чистый воздух дубравы, мягкий микроклимат региона, целебные родники.

Молодое поколение живет в веке компьютеров, телевидения, нанотехнологий. Новое время диктует новые условия и новую идеологию работы с ребенком. В настоящее время ценится активная, уверенная в себе личность. Однако задачи воспитания не ограничиваются обучением молодого человека организации самого себя и окружающих. Поэтому программа “Я и мир вокруг меня”- это возможность стать лучше, вырасти, помочь другому, осмыслить, что происходит вокруг.

Данная программа ориентирована на повышение уровня военно-патриотической воспитанности подростков и социальной адаптации, взаимодействие детей и взрослых, на совместное обучение в совместном поиске.

Актуальность программы.

Актуальность программы состоит, прежде всего, в его интегрированном характере. Соединение военно-патриотической, оздоровляющей, игровой составляющих является важным условием адаптации ребенка к реалиям современной жизни. Одна из главных проблем развития детей – постоянно нарастающий темп жизни. В такой ситуации комплексное обучение позволяет одновременно решать целый ряд образовательных, воспитательных и развивающих задач. Также соединение различных направлений деятельности способствует расширению кругозора, и подготавливает почву для профессиональной ориентации детей.

Комплексная программа детского отдыха “Я и мир вокруг меня ” – представляет собой программу разноплановой деятельности оздоровительного центра, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в условиях загородного лагеря.

Программа состоит из 4 разделов. Каждый раздел программы – это проект отдельно взятой смены. Направления работы с детьми в каждой смене соответствует приоритетным направлениям воспитания Российской Федерации:

  • 1 смена “Служить Отечеству нам суждено” (Военно-патриотическое направление)
  • 2 смена “Даты красные старины прекрасные…” (Творческо-познавательное направление)
  • 3 смена “Быть здоровым – Здорово!” (Психолого-валеологическое направление)
  • 4 смена “Формла успеха” программа адаптации детей и подростков в современной социокультрной ситуации.
  • 5 смена “Сегодня - Ты изменишь завтра” (смена “трудных” подростков)

Цели:

социально-психологические:

  • формирование представлений о системе социальных взаимоотношений между детьми и взрослыми;
  • формирование эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира;
  • создание устойчивой модели самосознания, гармоничной системе социальных взаимоотношений;
  • развитие навыков общения в разновозрастном социуме на основе стремления понять другого, наладить сотрудничество;
  • восстановление гармонического равновесия совокупности позитивных свойств характера, нравственности поведения.

педагогические:

  • обучение продуктивным формам взаимодействия;
  • развитие гражданской позиции на основе уважения к государственным традициям, праздникам;
  • обучение и развитие коммуникативной культуры личности, профилактика правонарушений среди детей и подростков.

научные:

  • экспериментальная проверка и внедрение программы, способствующей социально-психологической абилитации и адаптации детей и подростков;
  • изучение и адаптация к социокультурным условиям России международного опыта с детьми;
  • разработка инновационных форм и развитие форм, используемых в ходе программы, как системы саморазвития и самопотенцирования.

организационно-методические:

  • разработка методического оснащения проведения программы;
  • обобщение отечественного опыта социально-психологической абилитации и адаптации детей и подростков;
  • разработка и внедрение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подростков методических форм.

Задачи:

  • социальная абилитация и адаптация детей и подростков в современных и изменяющихся условиях;
  • оказание психолого-педагогической помощи в изменении ценностных личностных и жизненных ориентаций в позитивную сторону;
  • создание единого пространства взаимопонимания и взаимоуважения между детьми и взрослыми;
  • переориентация взрослого отношения к детским проблемам;
  • расширение активной позиции ребенка во всех сферах общественной жизни;
  • развитие и раскрытие индивидуальности и творческого начала каждого ребенка в социальных отношениях;
  • оказание социально-психологической помощи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные идеи и принципы деятельности.

Комплексная программа ДООЦ имени В.Дубинина “Я и мир вокруг меня” опирается на следующие принципы:

1. Принцип гуманизации отношений: построение всех отношений на основе уважения и доверия к личности, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребёнку, родителям или их законным представителям, сотрудникам центра необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

2. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным и интеллектуальным особенностям обучающихся и типу ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера является сотрудничество ребёнка и взрослого, которое позволяет воспитаннику центра почувствовать себя личностью.

3. Принцип демократичности: участие всех воспитанников в программе ДООЦ имени В.Дубинина “Я и мир вокруг меня”.

4. Принцип дифференциации воспитания: дифференциация в рамках центра предполагает:

  • отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
  • создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (в рамках дня);
  • взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики лагерной смены;
  • активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей - этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
  • сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
  • постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

6. Принцип личностного Я: - этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

  • при развитии детского самоуправления;
  • при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа;
  • при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Программа ориентирована на детей от 7 до 18 лет в рамках детского коллектива. Предусматривает работу с педагогами с целью создания оптимальной модели взаимодействия, взаимопонимания с отходом от авторитарного стиля в общении, обучая, советуя, консультируя.

Программа разработана на основе основополагающих документов:

  • Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24.07.98г. №124-ф3;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
  • Приказ Минобразования РФ “Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха” от 13.07.2001г. №2688
  • Постановление Правительства Саратовской области “Об организации отдыха и оздоровления детей Саратовской области” от 18.04.2008 № 164-П. № 76-П от 07.02.2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Необходимость создания программы продиктована тем, что в современных условиях, при поставленной работе по эстетическому воспитанию и интеллектуальному развитию детей, существуют реальные трудности в социальной адаптации и абилитации ребенка, воспитании у него адекватной эмоциональности, экологического сохранения спонтанности и чувств во взаимоотношениях с людьми.

Программа основана на принципах саморазвития, самокоррекции и активного моделирования в подходе к каждому ее участнику, независимо от возраста, предполагает широкий творческий потенциал, вследствие применения различных игровых приемов и психотехник, возможности видоизменять и дополнять процесс реализации программы различными упражнениями личностного и индивидуального ориентирования.

Программа ориентирована на разновозрастный коллектив, формируя систему социальной опеки, моделирует поведение ребенка не только в общении со сверстниками, детьми младшего возраста, но и способствует решению проблем в общении со взрослыми, педагогами, основываясь на общечеловеческих ценностях и гуманистическом подходе к личности каждого человека.

Одним из ключевых моментов программы является процесс поиска индивидуального, личностно-ориентированного способа элеменации и коррекции страхов, эмоционального напряжения, агрессии и аутоагрессии в самовосприятии, личностной депривированности в семье и в обществе.

Программа включает в себя 4 блока, которые имеют свое название, задачи и представляет собой нижеперечисленные направления деятельности детей и воспитателей.

Каждый блок включает в себя разнообразные мероприятия по данному направлению работы.

Мероприятия проводятся в различных формах и все подчинены решению основных задач программы. Работа по каждому блоку осуществляется в форме КТД по методике И.П. Иванова.

Направление деятельности

Девиз

Задачи

Формы работы с детьми

Оздоровительное:

1 блок

“ЗДОРОВЫМ БУДЕШЬ - ВСЁ ДОБУДЕШЬ!”

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. 1. Оздоровление детей через активное включение их в занятия физической культурой и спортом.

2. Психологическая разгрузка детей.

3. Развитие у детей потребности в здоровом образе жизни

- спортивные игры

- подвижные игры

- спортивные соревнования: эстафеты, конкурсы

- беседы о ЗОЖ

- минутки здоровья

- турпоходы

- экскурсии на природу

- закаливающие процедуры

Социально-педагогическое:

2 блок

“ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ”

Нет друга – ищи, а нашел – береги. 1. Развитие коммуникативных способностей, способствующих социальной адаптации детей.

2. Раскрытие способностей к взаимодействию, соучастию, сопереживанию.

3. Развитие информационно-культурной сферы детей.

- игры на знакомство, взаимодействие, сплочение

- психологические

практикумы, тренинги

- моделирование ситуаций

- этнографические экспедиции

- фольклорные экспедиции

- беседы

- интерактивные игры

- встречи с интересными людьми

- экскурсии

Трудовое:

3 блок

“СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРЫЕ ДЕЛА!”

Солнце и труд – дивные всходы дают! 1. Формирование общетрудовых умений и навыков.

2. Воспитание трудолюбия.

4. Освоение социально-трудовых ролей

5. Осознание чувства долга и ответственности за   порученное дело.

6.. Воспитание стремления посвящать свой труд на благо других людей и своего края.

- дежурство в игровых комнатах и столовой

- трудовые часы

- трудовые операции

- трудовые десанты

Игровое:

4 блок

“ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЕЗНОЕ!”

Играя – учимся.

1. Формирование познавательной активности и творческого мышления детей.

2. Расширение кругозора детей.

3. Получение знаний о культурном и историческом наследии своего народа.

- конкурсно-игровые программы

- историко-краеведческие викторины

- русские народные игры

- интерактивные игры

- интеллектуально-познавательные игры

На протяжении всех смен летнего оздоровительного центра педагоги дополнительного образования будут вести с детьми кружковую деятельность, предполагается работа 5 детских временных объединений (кружков по интересам), где ребята смогут реализовать свои творческие потребности.

Цели и задачи программ ДО детей созвучны основным задачам программы летнего лагеря.

Название объединения Задачи Ожидаемые результаты
кружок “Карэ” Обучение и приобретение навыков ухода за волосами - привить навыки правильного ухода за волосами;

- с помощью стрижек и причесок изменить свой имидж и создать новый стиль для себя и своих близких

кружок “Хозяюшка” Наследование забытых семейных рецептов русской кухни. -овладение навыками приготовления блюд русской кухни;

- оформление сборника лучших старинных рецептов.

кружок “Марья-искусница” Обучение навыкам работы с природным материалом. -получение знаний о народных . промыслах

-приобретение умения работы с природным материалом

кружок “Истоки” Приобщение к истокам духовности и нравственности, возрождение веры в жизненную силу родной культуры в современной действительности. - получение знаний о культурных и духовных традициях своей родины;

- повышение уровня развития нравственных качеств личности.

кружок “Я - лидер” Развитие творческой активности, уверенности, целеустремленности, создание “имиджа успешного человека” - получение знаний по психологии общения;

- повышение уровня коммуникативности и творческой активности детей.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Подготовительный этап.

  1. Подготовка кадров для реализации программы.
  2. Формирование единого пространства деятельности и взаимопонимания.
  3. Обучение основным приемам игротренинга для работы с детьми различного возраста.
  4. Обучение педагогическим методам организации досуга в летнее время.
  5. Проведение маркетинговой и менеджментативной деятельности по направлению деятельности программы.
  6. Подготовка материальной базы и оснащения программы.

2. Основной этап.

Практическая реализация программы предусматривает следующие формы работы:

  1. Работа с детьми и подростками в условиях социально-психологического тренинга в динамических группах.
  2. Работа со взрослыми в условиях социально-психологического тренинга в динамических группах.
  3. Реализация программы в сфере оздоровительного отдыха детей и подростков.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ.

Система контроля и оценки результативности

  • Формы контроля и оценки результативности работы лагеря:

Мониторинг психолого-педагогической деятельности

  • отслеживание и прогнозирование развития личности воспитанника
  • отслеживание и прогнозирование развития воспитательной системы лагеря

Мониторинг деятельности отрядов

  • процесс наблюдения, оценки и прогноза, отслеживания состояния развития и деятельности временных коллективов

Рейтинг личностного роста

  • форма индивидуального соревнования, сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела коллектива.

Анализ результативности работы

Контроль за выполнением программы

Мероприятия Сроки Ответственный
Педсовет На подготовительном и итоговом этапах Начальник лагеря

Администрация ОУ

Производственное совещание Не реже 2 раз в неделю Начальник лагеря
Оперативное совещание Ежедневно Старший воспитатель
Заседание совета детского самоуправления Ежедневно Воспитатели

Лидеры детского самоуправления

Линейка Ежедневно Старший воспитатель
Заседание “Общего схода поселений” 3 раза в течение смены Начальник лагеря

Мониторинг:

1) развития личности воспитанника:

Рост уровня знаний детей о традициях народной культуры

Рост уровня нравственной воспитанности и ценностных отношений к жизни, к людям, к самим себе

Рост самоуважения, снижение уровня общей тревожности

Рост творческой активности

Усвоение ребёнком норм позитивного взаимодействия с окружающими

Оздоровление

Сравнение результатов входной и выходной диагностик (тест “Народные традиции”)

Сравнение результатов наблюдений, тестов, анализ сочинений, рисунков (методика “Пословицы”)

Сравнение результатов самооценки, направленности интересов ребенка, изменений черт характера (анкеты “Семь желаний”, “Самооценка”)

Анализ результативности участия воспитанников в творческих конкурсах

Анализ динамики участия ребёнка в деятельности лагеря (таблица отряда)

Сравнение наблюдений воспитателей и формальной успешности ребёнка

Наблюдение и заключение школьного фельдшера.

2) развития коллективных отношений в отрядах:

Рост уровня коллективной активности и организованности детей в деятельности отряда и лагеря

Атмосфера психологического комфорта

Анализ достижений отряда (таблица отряда)

Анализ отзывов детей, результаты наблюдений и анкетирования

3) реализация программы центра:

Организация работы педагогического коллектива в центре

Выполнение поставленных задач

Обсуждение на педсоветах

Анализ работы педагогического коллектива в лагере

4) функционирование центра:

Удовлетворенность воспитанников жизнедеятельностью центра

Удовлетворённость педколлектива жизнедеятельностью центра

Удовлетворенность родителей, или их законных представителей работой центра

Анализ анкетирования и результатов методик

Эффективность создания условий для социальной адаптации участников центра можно отслеживать в течение смены для выявления проблем и недостатков программы и её своевременной коррекции.

Критерии

Время проведения

Показатели

Инструментарии

Личностный рост участников смены Проводится в начале и в конце смены - умение и стремление к появлению и реализации своих способностей;

- креативность, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности;

- выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения;

- наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях;

- обладание способностью к рефлексии.

- анкетирование,

- учёт достижений в каждом виде деятельности,

- ведение “педагогического дневника вожатого”,

- результаты участия в отрядных и общелагерных мероприятиях,

Тестирование (определение нравственных ценностей личности, формирование самооценки)

Динамика межличностных отношений Проводится в начале и в конце смены - отсутствие (снижение) конфликтности детей и подростков,

- определение степени комфортности нахождения ребёнка во временном детском коллективе.

- тест “Эмоционально-психологический климат коллектива”,

- социометрические методики (расстановка лидеров в коллективе, динамика межличностных отношений.

Удовлетворённость детей пребыванием в лагере Проводится ежедневно в течение смены - комфортность, защищённость личности ребёнка, его отношение к основным сторонам пребывания в лагере,

- участие детей в конкурсах, соревнованиях,

- наличие детей, уехавших из лагеря до окончания смены,

- репутация лагеря.

- ведение “Педагогического дневника вожатого”,

- сочинения и “личные дневники” участников лагеря,

- рейтинг общелагерных мероприятий,

- ведение ежедневной цветовой диаграммы “Экран настроения”

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое

  • комнаты отдыха, комната совета лагеря, летняя эстрада, клуб, библиотека, столовая, стадион, спортивная площадка, видеозал; бассейн
  • канцтовары, призовой фонд;
  • спортинвентарь, аудио-, видеоаппаратура, фотоаппарат, хозяйственный инвентарь;
  • медикаменты.

Информационное обеспечение:

  • информация о работе и условиях пребывания в лагере;
  • конкурс профильных лагерей;
  • программа, план работы лагеря на смену;
  • фотолетопись лагеря, создание видеофильма о трудовой деятельности;
  • газеты, листовки по итогам деятельности, лагерные стенды, отрядные уголки.
  • Психолого-педагогическое обеспечение: проведение диагностики развития детского коллектива, тренингов для детей группы риска; развитие коммуникативных умений детей на занятиях с психологом;
  • анкетирование детей и родителей;
  • методика проведения игр различной направленности;
  • обучение педагогического состава лагеря по разработанному плану.

Нормативно-правовые основы деятельности

Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:

Международный уровень:

  • Конвенция ООН о правах ребенка.

Федеральный уровень:

  • Конституция РФ;
  • Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от 24.07.98г. №124-Ф3;
  • Закон РФ “Об образовании”;
  • Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”;
  • Приказ Минобразования РФ “Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха” от 13.07.2001г. №2688$
  • Постановление Правительства РФ “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 – 2010 г.г.” от 5.03.2008 № 148.

Региональный уровень: Постановление Правительства Саратовской области от 18 апреля 2008г. №164 -П “ Об организации отдыха, оздоровления детей Саратовской области”

  • Устав ДООЦ имени В.Дубинина
  • Авторские программы: “Быть здоровым - здорово”, “Формула успеха”. “Служить Отечеству нам суждено”

Кадровое обеспечение.

Отряды формируются из числа мальчиков и девочек в количестве 25-30 человек, с которыми работают три педагога (1 педагог-воспитатель и 2 вожатых).

Подбор кадров осуществляется из числа студентов ВУЗов и ССУЗов Саратова и саратовской области, педагогов школ города.

Одним из важнейших моментов кадрового обеспечения является наличие специалистов: педагога-психолога, педагога-организатора, социального педагога, руководителей кружков, педагога по физическому воспитанию, инструкторов по плаванию и туризму, обеспечивающих реализацию программы.

При определении состава педагогической команды учитываются следующие параметры:

  • высокий уровень профессионализма,
  • знание специфики опыта работы в ДООЦ,
  • коммуникативная культура,
  • заинтересованность в работе с детьми.

Необходимым условием работы в центре по данной программе является обязательное прохождение курса подготовки “Школа вожатского мастерства” через разовые лекции, семинарские занятия, мастер-классы, инструктивно-методические сборы с привлечением разнообразных специалистов.

На всех этапах реализации программы осуществляется общий контроль над педагогической деятельностью.

ФИО

Должность, образование, категория

Стаж работы по специальности/ в лагере/

Курсы повышения квалификации

Юмашева Татьяна Юрьевна Директор центра, высшее, высшая 30 лет / 20 год “Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников”, 2008 год
Есин Валерий Николоаевич Инструктор по физической культуре, высшее, высшая 30 лет / 10 лет “Теория и методика преподавания в физической культуре в школе”, 2011 год
Гончарова Любовь Николаевна Старший воспитатель, высшее, высшая 30 лет / 10 лет Интернет-технологии для учителя-предметника”, 2012 год
Иванова Людмила Павловна Воспитатель, высшее, высшая 21 год / 20 лет “Современные подходы к обучению и воспитанию младших школьников”, 2011 год
Залитова Людмила Васильевнна Врач, высшее; высшая 33 лет / 18 лет Курсы усовершенствования по специальности “Лечебное дело, 2013 год

Методическое обеспечение

Учебно-воспитательный процесс в рамках реализации программы имеет развивающий характер, направлен на развитие задатков подростков, на реализацию их интересов и способностей. В связи с этим в программе используется личностно ориентировочные технологии обучения и воспитания, в центре которых находится личность, стремящаяся к самореализации своих возможностей.

1. словесные методы Лекция;

Объяснение;

Рассказ;

Чтение;

Беседа;

Диалог;

консультация

2.методы практической работы Упражнение;

Тренинг;

Репетиция;

Конспект;

Составление сценариев групповых занятий;

Оформление проектов

3. методы наблюдения Фото-видеосъемка
4. исследовательские методы Работа с техническими устройствами
5. методы проблемного обучения Объяснение основных понятий, определений, терминов;

Создание проблемных ситуаций;

Самостоятельная постановка и решение проблемы детьми,

Поиск ответа на поставленную проблему;

Поиск ответов с использованием “опор”, опорных слов таблиц, алгоритмов.

6. методы программированного обучения Объяснение ключевых вопросов программы, выбор правильного и неправильного, линейное программирование;

Разветвленное программирование.

7.проектно-конструкторские методы Разработка проектов, программ;

Построение гипотез;

Создание моделей,

Создание творческих работ;

Разработка сценариев, художественное конструирование;

Проектирование деятельности, конкретных дел,

8.метод игры Игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные и т.д.;

Игры на развитие внимания;

Игры-конкурсы;

Ролевая игра;

Настольные, игры-конструкторы и т.д.

9. наглядные методы Наглядные материалы: картины, рисунки, плакаты и т.д.;

Демонстрационный материал: модели, изделия муляжи и т.д.;

Видеоматериалы;

 

  Название мероприятия
Беседы, викторины Викторина “Знаешь ли ты ?”

беседа “Как себя вести ….?”

беседа-игра “01”

беседа “Я и мои друзья”

беседа “Школа вежливых наук”

беседа “О взаимоотношениях”

викторина “Птицы мои друзья”

викторина “Мы в ответе за тех кого приручили”.

Игры Интеллектуальная игра

“Звёздный калейдоскоп”

“Сладкое дерево”

“Русские игры”

“А ну- ка, МЫ”

Игра “Счастливый случай”

Вечера, конкурсы, праздники Праздник

“Фантазии леса”

“Красны девицы”

Выставки “Фантазии леса”

“Лучшая поделка”

Конкурсы Конкурс рисунков “Краски Леса”

БИБЛИОГРАФИЯ.

Нормативно-правовые документы

  1. Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 “Об образовании” (с изменениями и дополнениями на 21.07.2007 г.)// www.consultant.ru/popular/edu/
  2. Закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” от24.07.98г.№124-ф3// www. edu.of.ru/attach/17/38961.doc
  3. Закон РФ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”// www.ukon.su/law/federal-law/federal_6136.html
  4. Конвенция ООН о правах ребенка// www.un.org/russian/documen/convents/childcon 
  5. Конституция Российской Федерации// www.gov.ru/main/konst/konst0.html  
  6. Постановление Правительства РФ “Об обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей в 2008 – 2010 гг.” от 5.03.2008 № 148//www. /base.consultant.ru/cons4000/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=75341
  7. Приказ Минобразования РФ “Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха” от 13.07.2001г.№2688//www.pippkro.ru/756/perechen-dokumentov-dlya-organizatsii-okhrany-truda-letne..  

Методическая литература

  1. Книга вожатого, – М., 1982.
  2. Лето – 2007. Информационно-аналитический сборник, - Н.Новгород, 2007.
  3. Лето – 2009. Сборник нормативных документов и методических рекомендаций для организаторов летнего отдыха детей, - Н. Новгород, 2009.
  4. Народное образование, 2009, № 3.
  5. Роджерс К. О становлении личностью //psylib.org.ua/books/roger01/index.htm
  6. 17.Теория Л.С. Выготского www.rchgi.spb.ru/psiholog/Rizhkova/Vigotskii.htm
  7. Фромм Э. Человеческая ситуация/Пер. с англ., ред. Д.А. Леонтьева. – М., 1994.
  8. Энциклопедия вожатого, - Ульяновск, 2006.

Справочные материалы:

  1. Словарь русского языка: В 4-х т. – М., 1986, т. 1,2.
  2. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1998, т.1,2.
  3. Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М., 1990.
  4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности — основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., 1993.
  5. Серия: “Праздник в школе”. Минск. “Красико-Принт”. 2007.
  6. Газета “Педсовет” за 2000-2009 год.
  7. Газета: “Последний звонок” за 2000-2009 год.
  8. “Необычные праздники дома? в школе и во дворе”. Л. Соколова. Новосибирск. 2007.
  9. Лаврентьев В.В. Что нужно знать организатору и вожатому, / Журнал“ Заместитель директора по воспитательной работе”, № 1, 2008 г., с.4.
  10. Таран Ю.Н. Лагерная смена: проектирование профильной смены, / Журнал“ Заместитель директора по воспитательной работе”, № 1, 2008 г., с.22.
  11. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. 2-е изд. М.: Просвещение, 1981. 208с.
  12. Санитарно-гигиенические правила СП 2.4.4.2599-10 от 19 апреля 2010 года.
  13. Летний оздоровительный лагерь: нормативно-правовая база (планирование, должностные инструкции и т.д.). - изд. 2-е, испр. / сост. Е.А. Гурбина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  14. Справочник вожатого. – М.: ВАКО, 2007.
  15. Летний лагерь на базе школы / Авт.-сост. Е.В. Савченко, О.Е. Жиренко, С.И.Лобачева, Е.И. Гончарова. – М.:ВАКО, 2007.
  16. Человековедение: Программа и методические материалы для школьного педагога. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  17. Научно – методический журнал “Классный руководитель” № 7,2007.
  18. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н.Степанова.– М.: ТЦ “Сфера”, 2001.
  19. Организация ученического самоуправления: Гражданский клуб. Социальные проекты. Мероприятия / авт. – сост. Е.В.Ведрова. – Волгоград: Учитель, 2007.
  20. Проблемы школьного воспитания №2/2002. Приложение к журналу “Педагогическое обозрение”.
  21. Хочу быть лидером! Выпуск 4: / авт. – сост. Л.Г. Нещерет. - Н. Новгород: ООО “Педагогические технологии”, 2006.
  22. Теория. Опыт. Методика. - Н. Новгород: ООО “Педагогические технологии”, 2006.
  23. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. – сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
  24. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе/ Под ред. Е.Н.Степанова, М.А. Александровой. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
  25. Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки .- Вып.4/ Под ред. В.Н.Щербаковой, М.А. Александровой. – М.: ТЦ “Сфера”, 2004.
  26. Классный час играючи. Выпуски 1-7.- М.: ТЦ “Сфера”, 2002.
  27. Команда нашего двора (социоигровые технологии деятельности активиста общественного движения неравнодушных родителей “Солнечный круг” во дворе) / сост. А.В.Волохов, М.Р. Мирошкина, И.И. Фришман, С.Н. Щеглова. - Н. Новгород: ООО “Педагогические технологии”, 2006.
  28. Игротека. Лидер ХХI века. / сост. Л.А. Побережная. - Н. Новгород: ООО “Педагогические технологии”, 2006.
  29. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. / авт. – сост. Н.Л.Кряжева - Ярославль: “Академия развития”, 1997.
  30. Праздник в школе: игры, турниры, сценарии: для уч-ся 6-11 кл.-М.:РОЛЬФ,2000.
  31. Как стать хорошим. / авт. В.В.Волина. - С-Пб: изд-во Дидактика плюс, 2001.г.