Интегрированный урок (французский язык + музыка) по теме "Камиль Сен-Санс «Карнавал животных». Образ животного в инструментальной музыке". 6-й класс

Разделы: Иностранные языки, Музыка

Класс: 6


Цели интеграции: Коммуникативно-речевое развитие учащихся через расширение знаний по теме «Животные (домашние) и звери» и о французской музыке (Камиль Сен-Санс. Музыкальная сюита для камерного ансамбля «Карнавал животных»)

Задачи урока:

учителя французского языка:

1. Образовательные:

  • Введение новой и повторение старой лексики по теме «Животные», в том числе качественных прилагательных;
  • Отработка фонетических навыков, повторение правил чтения.
  • Активизация употребления ЛЕ и РО по теме, обучение умению отвечать на вопросы.
  • Обучение навыкам аудирования по теме «Биография».

2. Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения к языку и искусству Франции.

3. Развивающие:

  • Расширение кругозора и творческой активности учащихся;
  • Приобщение к культуре Франции.

учителя музыки:

1. Образовательные:

  • Знакомство с новым музыкальным образом (пьеса «Лебедь» из инструментальной сюиты «Карнавал животных» К. Сен-Санса)
  • Повторение значения жанра «сюита».
  • Углубление знаний по теме «Музыкальный образ в инструментальной музыке».

2. Воспитательные:

  • Через музыкальный образ лебедя, через чувство сопереживания к умирающему лебедю воспитывать у учащихся любовь к прекрасному, к музыке, к балету; воспитывать доброе отношение к природе.

3. Развивающие:

  • Развитие эстетического вкуса, творческого мышления, кругозора.
  • Обучение сопоставлению различных средств выразительности (таких как движение и звук) на примере образа лебедя.

Оснащение:

  1. Портрет французского композитора К. Сен-Санса.
  2. Аудиозаписи: 1) Пьесы «Интродукция и королевский марш льва» и «Лебедь» из инструментальной сюиты К. Сен-Санса «Карнавал животных».
  3. Видеозаписи: 1) Хореографическая миниатюра на музыку Камиля Сен-Санса (исполняет Майя Плисецкая); 2) Два фрагмента из документального фильма «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных».
  4. Технические средства: компьютер, телевизор.

Раздаточный материал (см. приложение):

  1. Текст с краткими биографическими данными К. Сен-Санса на французском языке;
  2. Словарь в картинках «Les animaux».
  3. Описание камерного сочинения К. Сен-Санса «Карнавал животных» на французском языке: 1)Названия 14 частей; 2) Речевые обороты и лексические единицы, в том числе качественные прилагательные, для характеристики музыки и животных.
  4. Упражнения №1 и №2 «Un animal (domestique), ou une bête».
  5. Контрольные задания: 1) По французскому языку (№1. Измените и запишите другой глагол в предложениях, если это необходимо; №2. Подчеркните одной чертой названия домашних животных, а зверей – обведите в кружок); 2)По музыке (№3.Выбери правильный ответ)

Условные обозначения:

  • М1 – учитель французского языка;
  • М2 – учитель музыки;
  • Е1, Е2, Е3 и т.д. – ученики

Оформление доски: На доске висят: 1) Портрет Камиля Сен-Санса с подписью «Camille Saint-Saëns (1835 – 1921)»; 2) Оформленные сочинения учеников по теме «Mes animaux» («Мои животные») на французском языке; написаны: 1) Дата урока по-французски и ЛЕ: lasuite – cюита.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учащиеся 6Г класса входят в класс под музыкальное сопровождение. Звучит аудиозапись пьесы К. Сен-Санса «Интродукция и королевский марш льва».

М1: Bonjour, mes enfants! Asseyez-vous! Je suis très contente de vous revoir. Aujourd`hui nous sommes dans la salle de musique. Permettez-moi de vous présenter le professeur de musique de notre école Madame Bérézina Galina Léonidovna.

Donc, notre leçon sera extraordinaire. Et moi, je passe la parole à Galina Léonidovna.

II. Этап мотивации.

M2: Здравствуйте, ребята! По-королевски встретила вас музыка сегодня. Вспомните, из какого произведения эта пьеса? Кто композитор?

Е1; Е2 – «Карнавал животных»; Камиль Сен-Санс – французский композитор.

М2: Именно поэтому сегодня на уроке вы будете говорить и по-французски.

III. Актуализация знаний.

1) Аудирование классом рассказов четырёх учащихся о К. Сен-Сансе, подготовленных заранее, с опорой на текст.

М1: Mes amis, sur les tables vous voyez le vocabulaire en image «Les animaux». Vous voyez des papiers. Prenez ces papiers et mettez votre nom en haut de la première page. Regardez ici, c`est le portrait de Camille Saint-Saëns. Maintenant, on écoute les élèves qui nous racontent la biographie de ce compositeur français.

Suivezle texte à la page 1.Е1, Е2, Е3 et E4, venezau tableau!Je vous en prie.

E1, commence à réciter, s`il te plaît!

Четыре ученика напоминают кратко биографию К. Сен-Санса на французском языке. Остальные слушают и следят по тексту.

М1: Mercibeaucoup, allez à vosplaces.

2) Повторение пройденного материала на уроках музыки и подведение к определению темы урока.

М2: Вы вошли сегодня в класс под музыку «Королевского марша». Какого животного узнали в пьесе?

Е1: Льва.

М2: Почему вы уверены, что это не черепаха, не рыбки, не антилопа?

Е2: Потому что музыка рассказала нам об этом.

Обсуждается эмоциональный характер музыки, темп, регистр, изобразительные моменты.

М2: Зачем мы обращаемся к музыке, говоря о животном?

Е3; Е4: Музыка может создавать образы животных. Можно увидеть характер, повадки животного через музыку.

М2: Музыка более эмоционально, интересно и точно рисует нам образ животного, его характер, повадки, движения. Ответьте, пожалуйста, а «Карнавал животных» или, как назвал свое произведение сам Сен-Санса, зоологическая сюита – это вокальное или инструментальное произведение?

Е5: Инструментальное.

IV. Определение темы урока.

М2: Как будет звучать тема урока, если мы будем говорить о животных, обращаясь к инструментальной музыке?

Е1; Е2: – О музыкальном образе (животного) в инструментальной музыке.

М2: Тема нашего урока: «Образ животного в инструментальной музыке».

М1: A la leçon de français nous avons parlé des animaux aussi. Vous,vous avez déjà écrit vos compositions sur vos animaux domestiques. Nous, on continue de parler des animaux. Regardez l`écran: voilà le thème de notre leçon «Les animaux (domestiques) et les bêtes».Qui peut traduire? Répétons tous ensemble!

V. Актуализация знаний (продолжение)

1) М2: Давайте вспомним, каких животных описал композитор в своей сюите.

Просмотр фрагмента №1 документального фильма «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных» (части №1 – №10)

М1 проговаривает названия частей по-французски во время показа фильма.

М2: Повторим, что такое сюита. Что означает жанр СЮИТА?

Е1: Это музыкальное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных частей.

М2: Сюита (с французского языка) – ряд, последовательность, чередование. Это циклическая форма в музыке, состоящая из нескольких самостоятельных контрастирующих частей (многочастотное произведение), объединённых общим замыслом.

М1: La suite. (Указывает на запись на доске) On répète tous ensemble!

М2: Сколько частей в Зоологической сюите?

Е1: 14 частей.

М2: 12 из них посвящены разным животным.

2) Повторение старых и введение новых ЛЕ по теме «Животные» на основе музыкального произведения «Карнавал животных».

М1: Maintenant on parle del`œuvre de Camille Saint-Saëns «Le carnaval des animaux» en français. Ouvrez la page 2, lisez le titre de chaque pièce, lisez la traduction. Faites les phrases de la musique et de l`animal avec des adjectifs.

– Е1, lis le premier titre! Traduis!

– E2, comment est la musique?Choisis un adjectif!

– Сomment est le lion? (le coq? la poule?l`hémione? la tortue? l`éléphant? le kangourou? le poisson? l`âne? le coucou?) Comment chantent les oiseaux?

Traduis ta phrase!

– Е4, contenue de lire! Fais une phrase, traduis!

VI. Изучение нового материала.

1) Знакомство, прослушивание (просмотр танца «Умирающий лебедь» в исполнении М. Плисецкой) и обсуждение части №13 «Лебедь» из «Карнавала животных» Сен-Санса.

М2: Я заслушалась, как ярко вы сейчас характеризовали животных по-французски. А ведь вам помогала описывать животных прослушанная музыка. Продолжим знакомство с «Карнавалом животных» Камиля Сен-Санса!

Просмотр видеозаписи танца.

М2: Вы познакомились с новым персонажем сюиты. Поделитесь впечатлением от произведения. Чей, какой образ представили? Как музыка рассказала об этом?

Музыка сама нарисовала образ неторопливо плывущего лебедя, тихие и взволнованные звуки рассказывают о последних минутах гордой птицы, напевно, красиво звучит соль-мажорная мелодия, исполняемая самым певучим инструментом – скрипкой.

М2: А фортепиано, тихими арпеджио, рисует водную гладь, где происходит действие. Сильная красивая птица в романтическом порыве исполняет на закате свою лебединую песнь.

Хореографическая миниатюра длиной в 4 минуты – настоящий бриллиант в коллекции одноактных балетов. Популярнейшая, но от этого не менее гениальная музыка Сен-Санса как будто сама искала малейшей возможности стать танцем – и ожила на балетной сцене благодаря Михаилу Фокину.

М2: Именно Фокин превратил нежного, хрупкого, но все же вполне живого лебедя – в умирающего. С тех пор пьеса фактически официально носит название «Умирающий лебедь». Вы видели в образе Лебедя великую балерину Майю Плисецкую. Пространство сцены полностью укрыто мраком, и луч прожектора, вырезая в этой кромешной тьме ослепительный круг, являет взгляду зрителя лишь фигуру балерины. Ее руки-крылья плывут в воздухе, стряхивая капли воды.

В средней части танца Лебедь Плисецкой трогает клювом раненое крыло и ощущает, что не может подняться в воздух.

Наступает реприза… Не в силах взлететь, Лебедь падает и расстаётся с жизнью, но без надлома и жертвенности. Напротив, его любовь к существованию умирает лишь после того, как он испускает свой последний вздох.

Вспомним, что первоначально пьеса была написана «Лебедь» была написана для друга К. Сен-Санса – виолончелиста Шарля Лебука, и звучала она на каком инструменте?

Е1: На виолончели.

М2: У нас есть возможность сравнить два исполнения пьесы «Лебедь».

Звучит аудиозапись «Лебедя» Сен-Санса в исполнении виолончели и арфы.

М2 обсуждает с учениками их впечатления, разницу в звучании скрипки и виолончели.

М2: Обобщим наши выводы! Смогла ли инструментальная музыка изобразить лебедя и выразить его состояние? – Да, инструментальная музыка пробуждает нашу фантазию, заставляет нас воображать, рисовать, самим сочинять!

М1:Regardez la page 3, numéro 13.Сomment vous dites «лебедь» en français? Dites-moi, s`il vous plaît, comment est la musique? Qu`est-ce que vous pouvez dire du cygne? Comment est le cygne? Cherchez des adjectifs et décrivez!

2) Краткое знакомство с частью №14 «Финал» из «Карнавала животных». Просмотр фрагмента №2 документального фильма «Камиль Сен-Санс «Карнавал животных».

М2: Как весело попрощался с вами жираф. Какое оптимистичное впечатление производит музыка «Финала», в котором вы, наверняка, узнавали темы и животных из разных частей сюиты Сен-Санса «Карнавал животных».

3) Ознакомление с новыми ЛЕ и РО по теме «Животные». Выполнение лексических упражнений.

М1: Maintenant on lit comment des animaux parlent, comment ils chantent. Regardez les exercices sur la page 4. Lisez et traduisez. Devinez ou regardez le vocabulaire.

VII. Итоговый контроль.

М1: Prenez votre travail de contrôle sur la page 5. Faites l`exercice №1: dans les phrases suivantes…etc…

Donnez-moi vos travaux, s`il vous plaît !

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия, оценки, домашнее задание.

М2: Мы убедились, что инструментальная музыка может многопланово раскрыть музыкальный образ животного. «Карнавал животных» Сен-Санса, это ещё и музыкальная шутка, где композитор имел в виду не только животных, а может быть, и человеческие характеры.

Прослушайте музыку дома и подумайте, какие человеческие пороки и недостатки высмеивал французский композитор Камиль Сен-Санс.

М1: Et bien, mes amis, aujourd`hui nous avons parlé du grand compositeur français Charles-Camille Saint-Saëns, de la musique classique, des animaux domestiques et des bêtes.A mon avis, la musique classique provoque les meilleurs sentiments de notre âme, de notre cœur. Elle nous fait meilleurs. Aimez et écoutez la musique classique! Aimez les animaux et la nature! Je donne un cinq à nos quatre élèves qui ont raconté la biographie de Camille Saint-Saëns. Et vous, E5, E6, E7, vous avez bien travaillé. Un cinq à vous! Votre devoir:faites le récit de votre animal domestique! Merci à tous! Bonnechance!

М2: Объявляю оценки за урок: Е1, ты был активен; Е2, ты сегодня очень хорошо говорил о характере музыки в пьесе….Оценки за письменную работу вы узнаете на следующем уроке. Спасибовсем! Досвидания.

Список используемой литературы:

  1. Творческие портреты композиторов. – Популярный справочник. Москва «Музыка» 1989г. Биография К. Сен-Санса.
  2. www.classic-music.ru/Saint.html/
  3. youtube.com/watch?v=JkjD1AiavcU
  4. muzofon.com/search/
  5. Балет. Лучшее. Выпуск №18, 2012. Бенефис Майи Плисецкой («Лебедь») Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини» (DeAGOSTINI), Россия.
  6. Франция, французы, французский язык: справочное пособие по лингвострановедению/ Л.Т. Веденина – М.: Просвещение, 2001. – 264 с.
  7. Cours de langue et de civilization françaises. Pour les étudiants de tous pays (1-er et 2-e degrés)/G. Mauger. Paris: Librairie hachette, 1967.
  8. Французский язык для поступающих в вузы/ И.С. Самохотская, И.В. Харитонова – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1996. – 200 с.
  9. Википедия– свободная энциклопедия. А. Кенигсберг. Камиль Сен-Санс «Карнавал животных. Большая зоологическая фантазия".
  10. music.tonnel.ru/index.php?l=music&alb=56976