Инновационный подход в создании современного урока иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Великая цель образования – это не знания, а действия.

Г. Спенсер

Любой учитель знает, что такое испачканные мелом рукава и грязные разводы на доске. Очень скоро эти неизменные атрибуты любого учебного кабинета уйдут в небытие. Такая участь постигла нашу вечную  помощницу, традиционную хозяйку учебных классов, классную доску, которую потихонечку, но все увереннее вытесняет интерактивная доска. Сегодня интерактивные доски занимают свои места в классах и аудиториях многих стран мира, в том числе и России.

Подготовка занятия с использованием интерактивной доски предполагает серьезную дополнительную работу по формированию материала в электронном виде. Разработка уроков с использование интерактивной доски – достаточно трудоемкий процесс. Однако он приносит весьма богатые плоды. Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения – наглядность.

Низкая успеваемость учащихся  часто объясняется невнимательностью, причина которой  – в незаинтересованности ученика. Используя интерактивную доску, я имею возможность привлечь и успешно использовать внимание класса. Когда на доске появляется текст или изображение, то у ученика стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Именно поэтому, мною был разработан урок с использованием интерактивной доски по теме «Air travel» в 9 классе. Урок является комбинированным, так как содержит уже известную и новую для учащихся информацию,  и предлагает различные виды деятельности, такие как: работа с текстом, обучение новой лексике, развитие навыков чтения и составления монологических высказываний по теме.

Основной целью урока является ознакомление учащихся с новой лексикой по теме «Аэропорт» и организация тренировки по оперированию данной лексикой на уровне предложения.

Аспекты цели урока:

  • Учебный аспект цели: обучение новой лексике, coвершенствование навыков чтения и диалогической речи;
  • Развивающий аспект цели: развитие мышления, догадки, умения перефразировать мысль, выделить главное в тексте;
  • Воспитательный аспект цели: формирование поведения в общественных местах; воспитание уважительного отношения к мнению собеседника.
  • Образовательный аспект цели: знакомство с информацией о путешествии на самолёте.

При подготовке к уроку мною были поставлены задачи:  коммуникативные, языковые, лингвострановедческие.

Коммуникативные задачи данного урока предусматривают: научить воспринимать и понимать тексты “Air  travel”; проверить понимание с помощью выполнения предложенных заданий; научить учащихся высказываться по теме, используя новые лексические единицы.

Языковые задачи: введение новых языковых единиц по теме “Air travel“; научить воспринимать, понимать и воспроизводить в речи новые лексические единицы.

Лингвострановедческая задача предполагает: с помощью презентации дать представление о путешествии на самолете и научиться ориентироваться в международных аэропортах.

Начало урока включает в себя: организационный момент, постановка цели занятия перед учащимися, проверка домашнего задания и фонетическая зарядка.

Проверка домашнего задания предполагает отработку речевых конструкций, которые были введены и отработаны на прошлом занятии. Для проверки домашнего задания я использовала следующий вид работы как перевод с русского на английский, употребляя два варианта лексических конструкций.

Проверка домашнего задания предваряет тему нашего урока. Так как все этапы должны быть взаимосвязаны между собой. И поэтому, после проверки домашнего задания, где мы путешествовали в город Томск, я задаю вопрос: Как можно добраться до этого города?

Некоторые учащиеся начинают перечислять, каким видом транспорта можно добраться до этого города и называют самолёт. Я предлагаю попутешествовать на самолёте.

Затем следует слайд, который нацеливает на то, что сегодня речь пойдёт о путешествии на самолёте.

Исходя из основных этапов современного урока иностранного языка, начало урока также включает фонетическую или речевую зарядку с целью вхождения в иноязычную атмосферу урока.

Учащиеся слушают и повторяют за диктором.

В основной части урока идёт  слушание текста с предъявлением нового лексико-грамматического материала (аудирование дается порционно), вопросно-ответные упражнения (проверка понимания, первичное закрепление) и упражнение на закрепление нового материала.

Так как целью нашего урока является введение новой лексики то, я предлагаю введение новой лексики в речевом образце в соответствующей ситуации на основе понимания данных лексических единиц. Сначала учащиеся слушаю текст, затем они записывают выделенное слово и отвечают на вопрос: “Where do we weigh our luggage?”, ”Who can answer?” Сильные ученики смогут ответить, перестроив фразу, некоторые прочитают то, что написано, а если возникнут трудности, можно предложить прочитать и перевести данную речевую конструкцию.

Последующие слайды также предполагают отработку новых лексических единиц в вопросно-ответной беседе.

  • If our bags weigh more what have we to pay?
  • Where do we go when we lose our bags
  • What does the airline representative give us?
  • Where does a custom official check our passport?
  • Where can we have a rest?
  • Where can we buy souvenirs? и т.д.

Следующим слайдом предлагается ученикам проверить себя на понимание значений новой лексики, которую только что прослушали и записали. Учащимся дается несколько минут подкорректировать свои переводы. Затем предлагается прочитать лексику по цепочке.

После того, как учащиеся познакомились с новой лексикой, они выполняют упражнения на закрепление. Им предлагается выполнение тренировочных упражнений с коммуникативными задачами. Данный слайд содержит упражнение на подстановку. Учащиеся составляют фразы. Они по очереди приглашаются к интерактивной доске, чтобы записать фразы.

С каждым слайдом задания усложняются. Учащиеся еще раз закрепляют новые лексические единицы.

Последнее задание предполагает самостоятельное высказывание учащихся на уровне предложения с использованием новой лексики. Данное задание завершает стадию коммуникации учащихся. Это задание носит творческий характер. Вопросы послужат планом к подготовке домашнего задания и даются в распечатанном виде.

В заключительной части урока  я объясняю домашнее задание, затем мы подводим итоги урока.

С появлением интерактивной доски на уроках изменилось многое, так как интерактивная доска для учителя – это возможность проявить и реализовать свои творческие способности при подготовке и проведении уроков. Уроки стали динамичны, мобильны. Наглядность и возможность сравнить, совместить, построить представляется в реальном виде. Использование всех учебных программ расширяет возможности организации учебной деятельности учащихся на уроке и дома. Важнейшей задачей учебного процесса является воспитание творчески активной личности. Опыт работы показывает, что инновационные технологии в учебном процессе позволяют раскрыть и увлечь детей наукой и дать им хорошие знания.

Литература:

  1. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. – М. Просвещение, 1978.
  2. Иванова Н.В. Эффективное использование новых информационных технологий в преподавании английского языка в средней школе. В сборнике материалов  региональной конференции: Открытое образование: опыт, проблемы, перспективы. Красноярск, 2004. с.109-112.