Урок обучения грамоте по теме "Буквы Ф–В". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).

Цель: познакомить учащихся с буквой Ф и звуками, которые она обозначает.

Задачи:

  • Обучающие:
  • создать условия для формирования умений выделять из звуковой модели звук [ф], [ф’] и обозначать его буквой Ф ф;
  • сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы;
  • формировать навыки плавного слогового чтения.
  • Развивающие: развивать речь, память, фонематический слух, мышление, т.е. способность к сравнению и обобщению, самоанализу, логическому изложению материала.
  • Воспитывающие: воспитывать прилежание, стремление к получению новых знаний, умение работать в паре, выслушивать ответы друг друга.

Универсальные учебные действия (УУД)

  • Личностные: высказывать свою точку зрения, уважать мнение собеседника.
  • Регулятивные: обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их; контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения.
  • Познавательные:
    • сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы; классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных;
    • читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно, составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы;
    • понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте.
  • Коммуникативные:
    • самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги;
    • отвечать на вопросы после текста;
    • формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал, учебник «Букварь», «Мой первый учебник» М.С.Соловейчик, Н.М.Бетенькова, Н.С.Кузьменко, О.Е.Курлыгина

ХОД УРОКА

I. Мотивационный этап

1. Психологический настрой (Презентация, слайд 1)

– Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
– Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щечки. ( Дети делают щипательные движения руками за щечки). У вас замерз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

2. Актуализация знаний. Постановка проблемного вопроса

– При помощи улыбок вы передали друг другу радость и тепло, а Матушка-зима решила подарить нам мягкие пушистые снежинки, чтобы и животным, и растениям был не страшен мороз. Но снежинки не простые, а буквенные.
– Назовите буквы, записанные на снежинках.

В Д А З П Б С Т К Г (слайд 2)

Найдите лишнюю букву? (Буква А)
– По какому общему принципу объединены оставшиеся буквы? (Согласные буквы).
– Скажите, чем отличаются согласные от гласных звуков?
– Проверим (Ответы детей: при произношении согласных звуков встречаются препятствия: зубы, губы, язык, а гласные говорятся открыто. Гласные можно петь, а согласные – нет).
– На какие группы можно разделить эти согласные? (На звонкие и глухие)
– По звонкости-глухости буквы могут образовывать пары.

3. Работа в парах. И вы сейчас тоже будете работать в парах. У вас на партах лежат листочки, на которых написаны буквы согласных звуков. Ваша задача соединить парные согласные. Пара, которая готова , поднимают руки. (домиком).

4. Самопроверка (слайд 3)

– У кого так, поставьте + Озвучьте правильный ответ.
– У какой буквы нет пары?
– Какая задача стоит перед нами на уроке? (Узнать, какой парный согласный есть у буквы В и какой буквой он обозначается).

II. Открытие нового знания

1. – Молодцы ребята. Вот в лесу потеплело. И кто-то хочет вас поблагодарить. Кто это? Послушайте и отгадайте загадку:

Днем он молчит,
Ночью кричит,
По лесу летает,
Прохожих пугает. (Филин) (Слайд 4)

– А кто такой филин? Где можно найти толкование слова? (В толковом словаре)
– В лесу, в дупле дерева, живет филин. Днём он спит, а ночью вылетает на охоту. Питается он исключительно мышами, полевками и другими мелкими грызунами. Нападает филин на мелких животных. Терпеливо дежурит на своем посту. Часами он ожидает своей добычи. (Слайд 4)
– Сегодня он прилетел к нам на урок, чтобы познакомить вас с новыми звуками и буквой.
– А как вы думаете с какой?

2. Выделение нового звука из слова филин.

– Произнесите это слово и поставьте ударение?
– Сколько слогов в слове филин? (Два)
– Назовите первый слог? (фи)
– Назовите второй слог? (лин).
– Какой первый звук слышится в этом слове? (Звук [ф’].)
– Произнесите его.

3. Дайте характеристику этому звуку.

– Звук [ф’] – согласный, потому что его нельзя петь: глухой – потому что произносится только с шумом, в этом слове он мягкий, но в других словах может быть и твердым.
– Молодцы! Как вы думаете какая тема нашего урока?
– Опираясь на слова – помощники сформулируйте цели нашего урока:

  • Познакомиться –
  • Учиться отличать –
  • Учиться читать – (слайд 5)

Дети: Мы познакомимся со звуками [ф]. {ф’], буквой, которая их обозначает. Будем учиться отличать звуки [ф]. [ф’] и букву, которая их обозначает, от других звуков и букв. Будем учиться читать слоги, слова, предложения с новой буквой. (слайд 6).

4. Работа в парах

– Составьте схему к слову филин. (Пара, которая первая справилась, работает у доски)
– Сравните свою схему со схемой на доске.
– Кто согласен? Не согласен? Почему?

5. Игра «Узнай звук» (слайд 6 – фильм)

– Послушайте стихотворение. Скажите о ком оно и назовите слова, в которых встречается новый звук [ф’].

Филин серый, филин старый,
А глаза горят, как фары.
Филин прыг, филин скок,
Филиненку дал флажок.
Филиненок рад, рад,
Два фонарика горят.

– Кто такой филиненок? (Детеныш филина) (слайд 7).
– С чем сравнивает автор глаза филина? (С фарами).
– Почему? (Они, как фары светятся в темноте).
– Чем похожи слова: фары, флажок, фонарики? (Звуком [ф] в начале слова).
– Как произносится звук [ф] в этих словах? (Твердо).

Составьте схему к слову фары (работа в парах). Сравните с эталоном.

6. Обобщение:

– С какими новыми звуками мы познакомились? Звук [ф], [ф’].

Введение буквы Ф (эф).

– Но сначала давайте отдохнем.

7. Физминутка

– Какой буквой обозначаются звуки [ф], [ф’] ?

III. Знакомство с новой буквой

1. – Звуки [ф], [ф’] обозначаются буквой «ЭФ».

Показ печатной буквы (слайд 8)

– На что похожа буква «ЭФ»?

С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.

Федя ходит руки в боки.
Значит выучил уроки.

Ножницы я в руки взял –
Букву эФ я в них узнал

– Буква Эф так нарядилась
В пышный бантик превратилась. (слайд 9)

2. Корректурная проба

– Ребята, маленький филиненок тоже хочет научиться находить эту букву среди других букв, но он не может никак ее найти. Поможем ему?
Ваша задача – найти буквы Ф и зачеркнуть (у каждого карточка, работают самостоятельно)

А П Л Т Н Г П Ц У Е В Д Ы Ф Ч Т Х Н К
П Б Ф П Н Е В Ы Д Э Ж Т Е К У М И С Я Ф
Р Ф В Ы Ч С Б Н П В У Т Ф Э Т Ь К Н
Т Н А В Ф С Б Т И М А Ф Б О Л Д П А В

– Кто выполнил, посчитайте, сколько раз встречается буква Ф ?

IV. Первичное закрепление

1. Работа по учебнику

– Откройте учебник на стр. 50. (слайд 10 )
– Кто изображён в левом верхнем углу страницы? ( ФИЛИН)
– Что держит филин? (Вазу с фруктами )
– Произнесём слово ВАЗА громко . Назовите первый звук.(В).
Дайте его характеристику.
Теперь произнесите слово ВАЗА шёпотом. Что заметили? Какой звук слышим в начале слова? (Ф)
– Сделайте вывод. ( В-Ф – это парные согласные по звонкости – глухости).

2. Физминутка

– Если вы услышите в словах согласные звуки [ф], [ф’]– то встаёте , а если звуки –[в], [в’] то садитесь.

Слова: сова, филин, фея, вишня, фотограф, варенье, фабрика, звук, фрукты, врач, конфеты, ваза, фокусник, виноград, фартук, завод, ветер, фикус, футбол, трава, салфетка, ведро, форма, кофта, велосипед.

3. Работа с Букварём (стр. 50).

Чтение столбиков слов в парах – сначала читает один ученик, другой слушает, затем меняются ролями.

– Прочитайте пару слов, которая различается буквой гласного, затем пару слов, которая различается буквой согласного. Изменяется ли значение слов?

Разделить слова на 2 группы – КТО? ЧТО? Работа в малых группах по 4 чел. (У детей наборы слов – фонарь, салфетка, фокусник, кофта, фотограф, телефон, дельфин)
– Проверьте свою работу. (слайд)
– Почему так разделили?

4. Работа с текстом «Вот так помогли» (стр. 51)

Читает хорошо читающий ученик.

– Так ли надо помогать?
– А что не так?
– Как надо помогать маме?

Разложить на 2 полки: продукты и вещи. (В каждой группе по одному слову. Дети прикрепляют слова на доску)

– Молодцы! Я вижу, что вы умеете помогать маме. (слайд)

5. Контроль

Расскажите о звуке [ф], [ф’]. (Слайд)

V. Рефлексия учебной деятельности

– Какова была цель сегодняшнего урока?
– Достигли ли мы цели?.
– Что нового узнали для себя на уроке?
– Что понравилось на уроке?
– В чем испытывали затруднения?
– Мы с вами продолжим изучение нового звука и буквы на следующем уроке.
– Напоследок сюрприз – снежинки от Матушки – Зимы. (Все учащиеся класса получают снежинки.) (слайд )

  • Кому было все понятно, интересно и легко работать, тот возьмет голубые снежинки.
  • Кто затруднялся, но после обдумывания справлялся с заданием – сиреневые снежинки.
  • Кому было трудно успевать и выполнять задания – белые.

– Спасибо за работу. (слайд)