Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от 1 года до 1 года 3 месяцев

Разделы: Коррекционная педагогика


В домах ребёнка воспитываются дети раннего возраста, оставшиеся без попечения родителей. Одной из задач обучения в домах ребёнка является развитие пассивной и активной речи детей.

Второй год жизни – это “сензитивный” период в развитии речи, когда наблюдается особая чувствительность к речевому обучению, когда речевое развитие протекает очень интенсивно. На втором году жизни ребенок начинает подражать словам и фразам взрослого, понимать его речь. Но при этом понимание речи окружающих по – прежнему опережает умение говорить.

Понимание речи возникает у ребёнка не само собой, в результате его общения с близкими взрослыми, которые играют и занимаются с ним. Дети, которые лишены интересного содержательного общения со взрослым, начинают говорить намного позже и хуже понимают обращённую к ним речь.

Возможности ребёнка 2 – го года жизни ещё весьма ограничены, поэтому нецелесообразно давать ему сразу много новой информации; надо постепенно расширять и обогащать его знания через практическое освоение предметной деятельности.

Ребёнка 1 года – 1 года 3 месяцев можно познакомить с практическим использованием :

  • предметов мебели – стол, стул, кровать (например, “дети садятся за стол обедать”, “Саша сидит на стульчике”, “Аня ложится в кровать спать” и т.д.;
  • предметов посуды – ложка, тарелка, чашка (например, “Коля пьёт из чашки”, “Чем Оля ест суп?” – ложкой!” и т.д.;
  • предметов одежды – шапка, платье, ботинки, находя их по просьбе взрослого;
  • игрушки – кукла, мяч, мишка, кошка, собачка и т.д.;
  • названия частей лица и тела – нос, рот, глаза, уши, руки, ноги (например, “Где носик Оли, а у мишки?”, “Где ушки у Кати, а у куклы?” и т.д.;
  • названия действий (например, “Вика, возьми мячик”, “Дай куклу” и т.д.

От 1 года до 1 года 3 месяцев основным средством общения ребёнка со взрослым является лепет. Слоги вошедшие в лепет ребёнка становятся составными частями произносимых им слов: “баба”, “дядя”, “тётя”, “на”, “дай”, “упал” и т.д. Любой слог, звук для маленького ребёнка имеет смысловое содержание.

К концу года ребёнок произносит около 10 слов. Но некоторые слова подкрепляются мимикой и жестами.

Для развития активной речи малышей подбираются звукосочетания, исходя из возможностей детей. Детей учат повторять звукосочетания в играх, используя игрушки, картинки или сопровождают звуками свои действия. Например: кукла – это ляля, кошка – “мяу”, дудка – “ду-ду”, барабан играет – “бам-бам”, малыш идёт – “топ-топ” и т.д.

Основу планирования занятий составляет тематический принцип. Занятия планируются на 2 недели и повторяются в течение месяца, т.к. у многих детей раннего возраста, воспитывающихся в домах ребёнка, отмечается резко выраженная неустойчивость внимания, иногда полное отсутствие зрительного сосредоточения на объекте и, как следствие этого, отсутствие умения вслушиваться в речь говорящего, понимать её содержание. Для изучения темы включаются разные виды деятельности:

  • ознакомление с предметом (показ);
  • выполнение поручений;
  • занятия с картинками;
  • наблюдения;
  • чтение художественной литературы.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми от 1 года до 1 года 3 месяцев.

Показ предметов Выполнение
поручений
Наблюдения Рассматривание
картинок
Чтение
литературы
Сентябрь

Части тела

1–3 неделя

Игра “Покажи ручки”

Цель. Учить понимать и показывать называемые части тела человека: “спрячем наши ручки, где наши ручки?”, “спрячем наши глазки, где наши глазки?” и т.д.

Игра “Дай ручку”

Цель. Расширять пассивный словарь в процессе выполнения игровых действий. Учить подавать руку взрослому.

Наблюдение за солнечным зайчиком

Цель. Понаблюдать за солнечным зайчиком, как он весело “прыгает” по комнате. Затем “гладит” детям ручки, ножки, животик.

Предметная картинка “Кукла” и соответствующая ей игрушка.

Цель. Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть его облегчённым словом “ля-ля”. Учить показывать части тела и лица куклы на картинке.

Материал: картинка и игрушка куклы.

Чтение потешки “Ладушки, ладушки”

Цель. Учить детей слушать речь взрослого, формировать ощущение ритма. Побуждать детей воспроизводить игровые движения, соответствующие тексту знакомой потешки; произносить слова или звукосочетания: “Бабушка, кашка, ели, сели, шу-у-у, полетели”.

Части тела

2–4 неделя

“Кто в гости пришёл?”

Цель. Познакомить детей с зайчиком. Дать знания о том, что зайчик беленький, у него длинные ушки, лапки, маленький хвостик. Зайчик прыгает: прыг – прыг.

Материал. Игрушка зайчика.

Игра “Иди ко мне”.

Цель. Формировать интерес ребёнка к звукам речи. Выполнять речевые инструкции взрослого; “Иди-иди ко мне!”, здороваться со взрослым (кивать головой или подавать ручку).

“Мишка заболел”

Цель. Продолжать

знакомить с частями тела (ушки, глазки, носик, лапки). Производить игровые действия: лечим мишке лапку, капаем капли в нос, глаза.

Материал: игрушка мишки, атрибуты для игры в “больницу”.

Предметная картинка “Мишка” и соответствующая ей игрушка.

Цель. Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть её облегчённым словам “э-э-э”. Учить показывать части тела мишки на картинке.

Материал: картинка и игрушка мишки.

Чтение потешки “Водичка – водичка”

Цель. Учить внимательно слушать чтение потешки, совершать игровые движения – дотрагиваться до частей тела ребёнка в соответствии с текстом.

Октябрь

Осень

1–3 неделя

“Дождик”

Цель. познакомить с звучанием металлофона. Учить под редкое звучание стучать по ладошке пальчиком медленно, под частое звучание – быстро.

Материал: металофон.

“Собери листочки”

Цель. Учить собирать разноцветные листочки в ведёрки.

Материал: ведёрки, разноцветные листочки.

Наблюдение за дождём

(из окна)

Цель. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе: если идёт дождь – гулять нельзя; дождь капает: кап-кап (дети пальчиком стучат по ладошке).

Предметная картинка “Мяч” и соответствующая ей игрушка.

Цель. Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть её облегчённым словам “бом-бом”. Формировать понимание слова “картинка”.

Материал: картинка и игрушка мяча и куклы.

Чтение потешки “Дождик, дождик”

Цель. воспринимать и воспроизводить ритмический характер потешки, синхронно совершать игровые движения: “Погрози пальчиком!”, “Постучи пальчиками по столу”, “Подними руки вверх”.

Одежда

2–4 неделя

“Сборы на прогулку”

Цель. Запоминать названия предметов одежды (шапка, пальто, сапожки).

Материал: предметы одежды.

“Оденем куклу на прогулку”

Цель. Учить находить предметы одежды для куклы (шапка, пальто, сапожки).

Материал: предметы одежды, кукла.

“Рассматривание букета из осенних листьев”

Цель. Познакомить детей с осенними листьями разной величины. Знакомить с понятием: такой, не такой (если дети не говорят, побуждать к произнесению: да или нет).

Материал: ваза с осенним букетом.

Занятие с предметной картинкой “Собачка” и соответствующей ей игрушкой.

Цель: Провести сопоставление игрушки и её изображения на картинке. Учить узнавать игрушку на картинке и называть её облегчённым словом “ав-ав”. Вызвать интерес к рассматриванию картинки. Формировать понимание слова “картинка”.

Материал: картинка и игрушка собачки.

Чтение стихотворения “Растеряшка”

Цель. Внимательно слушать, вникать в содержание произведения, выполнять нужные действия – показывать называемые вещи.

Материал: предметы одежды.

Ноябрь

Игрушки

1–3 неделя

“Поиграем на барабане”

Цель. Учить детей понимать и выполнять инструкции в процессе обыгрывания игрушки. Побуждать к воспроизведению звукоподражания: “бом-бом”.

Материал: барабан.

“Поручение”

Цель. Учить по просьбе взрослого после игры убирать игрушки на место (на полку или в корзинку) – “мяч убери, машину убери и т.д.”.

Наблюдение за машиной

Цель. Понаблюдать за машинами. Отметить, что машины едут по дороге. Они большие и маленькие. Их много. В машине сидит дядя – шофёр. Машина гудит: би-би.

Занятие с двумя знакомыми картинками “Кукла и мяч”

Цель. Находить нужное изображение среди двух знакомых картинок, предъявляемых одновременно. Соотносить с реальным предметом, называя тем же словом. (“Где кукла “ля-ля”, а на картинке? А где мяч “бом-бом”, а на картинке?”).

Чтение стихотворения “Петя –Петя –петушок”

Цель. Учить внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания: ку-ка-ре-ку.

Материал: игрушка петушка.

Игрушки

2–4 неделя

“Поиграем на бубне”

Цель. Учить детей понимать и выполнять инструкции в процессе обыгрывания игрушки. Побуждать к воспроизведению звукоподражания: “ля-ля”.

Материал: бубен.

 

Игра “Делай, как я”

Цель. Учить детей понимать и выполнять простые инструкции (на, дай, возьми), сопровождаемые указательным жестом. Формировать действия с игрушками по подражанию, по речевой инструкции. Побуждать детей к повторению звукоподражаний: тук-тук, пи-пи, динь-динь.

Материал: звучащие игрушки: погремушки, колокольчики, резиновые птички.

 

Наблюдение за воронами

Цель. Обратить внимание на ворон. Они летают и машут крыльями: мах-мах. Вороны каркают: кар-кар.

 

Занятие с двумя знакомыми картинками “Собачка и мишка”

Цель. Находить нужное изображение среди двух знакомых картинок, предъявляемых одновременно. Соотносить с реальным предметом, называя тем же словом. (“Где собачка “ав-ав”, а на картинке? А где мишка “э-э-э”, а на картинке?”).

 

Чтение стихотворения “Собачка”

Цель. Учить внимательно слушать текст, воспроизводить звукоподражания: ав-ав-ав.

Материал: игрушка собачки.

 

Приложение.

Литература.

  1. Программа воспитания и обучения детей в доме ребёнка. Министерство здравоохранение СССР. Москва – 1987.
  2. С.Н.Теплюк, Г.М.Лямина, М.Б.Зацепина. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. (Для занятий с детьми от рождения до 2 –х лет). – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  3. М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина. Начинаем говорить (Развитие речи). – СПб.: “Паритет”, 2005.
  4. Л.Н.Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышление: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.
  5. С.Л.Новосёлова. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста.– Москва. “Просвещение”, 1977.
  6. А.В.Гришвина, Е.Я.Пузыревская, Е.В.Сочеванова “Игры – занятия с детьми раннего возраста с нарушением умственного и речевого развития”. М.: Просвещение, 1988.