Сравнение ФГТ и ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


Презентация. Слайд 2

Нынешнее поколение людей живет в постоянно и быстро меняющемся мире, что обуславливает необходимость быстрого обновления технологий во всех сферах жизни. Поэтому реформы образования – это не только государственное требование и условие развития общества, но и важнейшее условие выживания каждого человека, страны.

Слайд 3

Введение ФГТ  и ФГОС вызвало много противоречивых дискуссий, кто-то критикует, кто-то поддерживает, но во всём этом виден единственно верный и неоспоримый факт – это закон и его нужно выполнять. На сегодняшний момент ДОУ ждут стандарт, который разрабатывается на основе ФГТ с учетом корректировки спорных позиций.

Слайд 4

Принятие и утверждение ФГТ и ФГОС НОО направлены на создание нормативной основы преемственности в непрерывной системе образования на двух этапах: дошкольное образовательное учреждение – начальная школа, т.к. они устанавливают

  • Требования и нормы для составления основной образовательной программы каждой из ступеней,
  • Дают ориентиры для определения содержания и планируемых результатов освоения программы,
  • Определяют условия, при которых эти программы будут реализованы.

Слайд 5

ФГТ призваны обеспечивать преемственность с основными общеобразовательными программами начального общего образования, причем впервые в нормативном правовом документе установлен   ряд концептуальных требований.

  • Соответствие принципам развивающего образования.
  • Интегративный подход к образованию дошкольников как альтернативы предметному.
  • Использование адекватных возрасту форм работы с детьми.
  • Осуществление образования через организацию детских видов деятельности (исключая учебную).

Слайды 6-7

Современные требования к обеспечению непрерывности дошкольного и начального образования предполагают решение следующих приоритетных задач. Задачи  представлены в сравнении на слайде.

На дошкольной ступени В начальной школе добавляется
приобщение детей к ценностям здорового образа жизни; осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
совершенствование достижений дошкольного развития,
специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности; формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности
развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста) умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания

Таким образом, мы видим, что выпускник ДОУ должен иметь определённые стартовые возможности для обучения в школе и выйти из ДОУ с определённой базой, соответствующей требованиям к выпускнику.

Слайд 8

Реализация общей цели, на наш взгляд,  и задач образования детей 3-10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий, представленных в обоих нормативных документах  ФГТ и ФГОС.

На дошкольной ступени: На ступени начальной школы:
  • личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
  • формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка, и его познавательной мотивации;
  • построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру в обучающей деятельности.
  • опора на наличный уровень достижений дошкольного детства;
  • направленность процесса обучения на формирование умения учиться, учебной мотивации как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
  • сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Слайд 9

Мы провели анализ текстов этих документов и определили, что ключевые слова в них – деятельность, развитие, формирование, воспитание.
В основании ФГТ и ФГОС, говоря доступным языком, лежит не учение, а умение учиться. Эта идея не нова, её культивировали многие мыслители.

Слайд 10

  • Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя. (Э. Хаббард)
  • Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает. (Г. Зиммель)
  • Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит ее находить. (А. Дистерверг)

Эти высказывания я привела не случайно, они помогают осмыслить суть вопроса.
Только через деятельность человек осваивает новый опыт, может самостоятельно обучаться, и наиболее успешно это происходит на основе тех видов деятельности, которыми он уже обладает. В детском саду ведущий вид деятельности – игра – как моделирование отношений и событий реальной жизни, а в начальной школе происходит постепенный переход от игровой к учебной деятельности.

Слайд 11

Принцип деятельностного подхода изменил взгляды на роль воспитанника в образовательном процессе.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом, знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка.

Слайд 12

В свете введения ФГТ и ФГОС приобретает особое значение формирование универсальных учебных действий в школе и в ДОУ.
ФГТ, утверждённые в ноябре 2009 г., с тех пор активно обсуждались в большинстве регионов России педагогами, анализировались авторами действующих дошкольных программ. В ходе этого анализа и обсуждений, попыток частичного внедрения, стали понятны как определённые конструктивные стороны ФГТ, так и очевидные проблемные стороны и явные недостатки.
Об этом в Министерство образования и науки РФ направлено письмо о необходимости внесения изменений в ФГТ .
Среди достоинств ФГТ можно выделить раздел «Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования», представленный как перечень интегративных качеств ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения Программы.

Слайд 13

Большинство же других разделов ФГТ настоятельно требуют переработки, некоторые – радикальных изменений. Например раздел «О системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения основной программы дошкольного образования».
 В этом письме предлагают прямо запретить использование «высоко формализованных способов мониторинга (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) развития детей как средства административной оценки показателей развития и обученности дошкольников, качества работы воспитателей и детских садов и т.п. Удалить соответствующий пункт из текста действующих ФГТ.
Но мы считаем, что отказываться от использования «высоко формализованных способов мониторинга» нельзя, так как любая траектория развития должна отслеживаться на определённых этапах для выявления проблем и нахождения путей их решения. Отказываться от мониторинга в ДОУ нельзя и потому, что через три недели обучения в 1 классе проводится мониторинг МЦКО, в котором проверяется уровень готовности первоклассника к обучению в школе. Для диагностики используется набор показателей, определяющих психофизиологическую, социальную и интеллектуальную зрелости первоклассников, а также сформированность предпосылок овладения грамотой и математикой, наличие у ребёнка учебных навыков, полученных до школы. Поэтому отслеживать уровень готовности ребёнка к школе, а именно сформированности его необходимых к обучению качеств в ДОУ в выпускных группах просто необходимо. И ответственность за результативность работы ДОУ также как и в ОУ  должна быть.

Слайд 14

Другие разделы ФГТ, требующие переработки:
Предлагают признать, что результаты освоения основной программы дошкольного образования, понимаемые как интегративные качества ребёнка, не должны рассматриваться только как результаты образовательной деятельности ДОУ – но и как итог общего развития ребёнка в том числе в семье и социуме.

Слайд 15

При разработке возможных стандартов дошкольного образования  не допускать смешения требований к результатам освоения основной программы дошкольного образования, формулируемых в ней – с требованиями к результатам образовательной деятельности конкретного детского сада.

Слайд 16

Согласно ФГОС УУД –  совокупность способов действия, благодаря которым, ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности. Для нас базовый инструмент формирования умения учиться. Сбросить его со счетов не можем, т.к. это основное условие формирования  познавательной мотивации, умения самостоятельно открывать новые знания.

  • познавательные и учебные мотивы
  • учебная цель
  • учебная  задача
  • учебные действия и операции

Слайд 17

Новым подходом в образовательной программе  ДОУ согласно ФГТ стала реализация содержания основной общеобразовательной программы на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данный принцип позволяет педагогу интегрировать содержание программы в различные виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, продуктивной, музыкально-художественной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской и в том числе, что позволяет развивать познавательный интерес у детей, формировать умения принимать и сохранять цели и задачи предлагаемой познавательно-исследовательской деятельности, искать способы их решения. (Ключевые слова.)

Слайд 18

У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению – степенью сформированности внутренней позиции школьника.

Слайды 19-20

Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Вывод: На ступени дошкольного образования, согласно ФГТ,  формируются предпосылки познавательных логических универсальных учебных действий,  коммуникативных УУД. Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня.

Слайд 21

Сравним портреты выпускника ДОУ и ученика 1 класса, они во многом схожи, но результаты обучения в 1 классе предполагают качественно новый уровень развития компетенций, сформированных в детском саду. У первоклассников к концу первого года обучения должны быть сформированы УУД.

Интегративные качества выпускника

Планируемые результаты на конец 1 класса

Любознательный, активный:
ребёнок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
Личностные результаты
Регулятивные УУД
Познавательные УУД

В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе можно выделить несколько интегративных качеств выпускника, которые позволяют ему успешно включиться в успешную деятельность:

  • потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнера по общению,
  • умение слушать собеседника.

Слайд 22

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками:
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения
Личностные результаты
Коммуникативные УУД

Таким образом,  обобщая и сопоставляя требования к выпускнику ДОУ в соответствии с ФГТ и требования к результатам обучающихся 1 класса в соответствии с ФГОС четко вырисовывается  преемственная связь.

Слайд 23

Поэтому всем учителям и воспитателям стоит говорить о преемственности как о двустороннем процессе, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства, формируются фундаментальные личностные качества ребенка и знания (именно они служат основой успешности школьного обучения). В то же время школа как преемник дошкольной ступени образования не должна начинать работу с нуля, а должна подхватить  достижения ребенка и организовать свою педагогическую деятельность, развивая накопленный дошкольником потенциал. Только такое понимание преемственности позволит успешно реализовать непрерывность в образовании.

Источники, литература:

  1. МЦКО СМИ 24.02.2012 «Преемственность – понятие более широкое, чем договор между детским садом и школой».
  2. mcko.ru/event/files/fgt_fgos.ppt МРКО «Проблемы реализации ФГТ и ФГОС и решение с помощью МРКО»
  3. Р.А. Должикова, Г.М. Федосимов «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», Москва, Школьная пресса, 2008
  4.  В Министерство образования и науки РФ Письмо о необходимости внесения изменений в Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ) и учёта проявившихся негативных сторон ФГТ при подготовке возможных стандартов дошкольного образования или иных нормативных актов, регулирующих дошкольное образование
  5. http://www.maaam.ru/detskijsad/novye-trebovanija-novoe-soderzhanie-i-uslovija.html «Новые требования — новое содержание и условия»
  6. http://altair132.ru/педагогам-на-заметку/что-такое-фгт.html