Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цель: ознакомление учащихся с искусством древнего Египта.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с особенностями древнеегипетского искусства.
  • Воспитывать эстетический вкус учащихся, понимание связи искусства с жизненными ценностями древнеегипетского общества,
  • Уважительное отношение к памятникам истории и искусства, понимания связи прошлого и настоящего, развития современного мира.
  • Развивать логическое мышление учащихся, умения выполнять проблемные задания, составлять сообщения, выполнять тесты, определять художественные достоинства произведений искусства, составление словаря урока, навыков смыслового чтения.

Тип урока: изучения нового материала с интеграцией истории и ИЗО.

Методы: рассказ учителя, сообщения учащихся, выполнение проблемных заданий, групповых и индивидуальных заданий, самостоятельные работы учащихся: составление слов, заполнение таблицы, работа с учебными пособиями.

Оборудование урока:

  • Карта "Древний Египет"
  • Иллюстрации альбома " Культура древнего мира"
  • Тестовые задания.
  • План древнеегипетского храма.
  • Словарь урока.
  • Презентация «Искусство древнего Египта»

Оформление доски:

Тема урока.
Задания: заполнить таблицу "Искусство древнего Египта"

Вид искусства Произведение искусства
живопись  
скульптура  
архитектура  

Ответить на вопросы:

– Какие виды искусства получили развитие в древнем Египте? Что повлияло на их развитие?
– Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились? Какое впечатление они на вас произвели?
– Каким правилам (канонам) следовали египетские мастера?
– Какое произведение искусства Древнего Египта вы взяли бы в наше время? Почему?

Заполнить словарь урока, написать соответствующее определению понятие.

Опережающие задания:

  • Подготовить сообщения по темам: "Пирамиды в Гизе", "Гробница Тутанхамона", "Большой сфинкс".
  • Нарисовать рисунок по теме "Древний Египет"

ХОД УРОКА

Мотивационная беседа:

Учитель определяет цели и задачи урока.

Учитель истории: Древнеегипетское искусство отличается волнующей таинственностью. На берегах, сотворившего египетскую цивилизацию Нила, находятся памятники искусства, восхищающие современного человека. Кажется, непостижимым, что более 5 тысяч лет назад, люди владели секретами мастерства, позволившими создать грандиозные и величественные сооружения. И сегодня они поражают нас своей мощью и красотой. Все древнеегипетское искусство тесно связано с верованиями египтян. Жизнь после смерти существует, дух обязательно вернется в тело и обретет новую жизнь. Чтобы обеспечить умершему новую, уже вечную жизнь, нужно было сохранить его тело и снабдить в могиле всем необходимым, чтобы вечный дух мог вернуться в тело. Человек наделен несколькими душами. Одна из душ его невидимый двойник, олицетворение жизненной силы, после смерти обитала в его статуе, изготовленной из камня с соблюдением портретного сходства. Статуя помещалась в гробницу. Жизнь в загробном мире была продолжением земного бытия. В древнем Египте ваятель назывался "санх", что значит "творящий жизнь". Творчество приобретало в представлении людей магическую силу. Изображения на стенах гробниц давали возможность пользоваться всеми благами, которые окружали человека при жизни.

Учитель ИЗО: Огромную роль в Египте играла скульптура. Это вид искусства, объемное изображение человека или животного. Для древнеегипетской скульптуры были характерны: спокойствие, величественные, застывшие позы, однообразные жесты, бесстрастные лица – ничто не должно мешать узнать свое тело, свою статую. Статуи высекались по заранее прочерченной разметке, из прямоугольного блока камня, а затем тщательно прорабатывались детали. Скульптор соблюдал особые правила – каноны. Вот как восседает вельможа: его ноги сомкнуты, одна рука прижата к груди, другая – к коленям. Это не естественная поза живого человека. Фараоны, жрецы, вельможи изображены так, словно они заколдованы: вперед устремлены их взгляды, в одинаковой позе застыли тела.
Попробуйте найти и другие правила.

Учитель истории: Взгляните на статую писца Каи (середина 3 тыс. до н.э.). Он сидит с поджатыми ногами, на коленях у него развернутый свиток папируса. Внешне сдержанный, но внутренне напряженный, он, словно ловит каждое слово своего господина. Знамениты парные статуи царевича Рахотепа и его супруги Нофрет (первая половина 3 тыс. до н.э.). Они  восседают на кубических тронах. Эти молодые люди наивны и чисты, они верят, что приобщаются к вечной жизни. Тела окрашены согласно традиции: у Рахотепа  в красновато-коричневый цвет, у Нофрет – в светло-желтый. Нофрет в белой облегающей одежде, коротком черном парике и цветном ожерелье. Ее круглое лицо, глаза, инкрустированные голубоватым кварцем, кажутся удивительно живыми.
Иными были изображения живых богов-фараонов. Их величие подчеркивалось огромными статуями, высеченными из скал. Спокойны, огромны, невозмутимы владыки всего живого – египетские фараоны. Самым загадочным изображением фараона был большой сфинкс –"отец ужаса".

Сообщение учащихся «Большой сфинкс»

Учитель ИЗО: Всему миру известен великолепный скульптурный портрет царицы Нефертити (конец 15 века до н. э.). Здесь можно заметить отступление от незыблемых канонов. Это бюст, сделанный из известняка, раскрашенный и обвитый золотой лентой. Он дает представление о совершенной красоте царицы: гармоничности ее строгих черт, безупречном овале лица, стройной шее, украшенной ожерельем; горделивой и свободной посадке головы в высоком царском уборе синего цвета. Портрет полон обаяния, женственности, вечной красоты. На лице Нефертити глубина и ясность переживаний, сияющие прекрасные глаза, чуть приоткрытые нежные губы. Сама жизнь светится в этом изваянии. Автором скульптурных изображений Нефертити был начальник царских скульпторов – Тутмес. Когда бюст обнаружили археологи, оказалось, что в нем отсутствует один глаз. Ученые не сразу поняли почему. Оказывается бюст изображал живую царицу, и, чтобы та случайно не покинула живую Нефертити и не переселилась в бюст, скульптор создал его без глаза. Фараон Эхнатон очень любил свою жену Он посвятил ей красивое послание.

Я люблю сладкое дыхание твоего рта,
Я каждый день восторгаюсь твоей красотой.
Мое желание – слышать твой прекрасный голос,
Звучащий словно шелест северного ветерка.
Молодость возвращается ко мне от любви к тебе,
Дай мне твои руки, что держат твой дух,
Чтобы я смог принять его и жить им
Называй меня моим именем вечно, а мне
Без тебя всегда (чего-нибудь) не будет хватать.

Учитель истории: Одним из видов скульптуры является рельеф – скульптурное изображение на плоскости. Известный рельеф плита фараона Нармера. Цель скульптора – рассказать о величии Нармера. Сюжет: фараон в короне раздробляет булавой голову вождю северян. Поверженный вождь покорно принимает смерть. Что кажется вам необычным в этом изображении? Как вы думаете, почему скульптор использует этот прием? (Поверженный мал по сравнению с фараоном). Этим приемом художник подчеркивает могущество владыки Египта. Не только враги, но и ближайшие вельможи изображены втрое и вчетверо меньше его. Сокол, олицетворяющий божество, протягивает царю веревку, привязанную к голове поверженного врага. На другой стороне плиты, Нармер шествует к месту, где лежат связанные и обезглавленные враги. Внизу он же, в виде быка, ломает рогами стену и топчет еще одного врага. Два гепарда с непропорционально длинными шеями образуют круг, на котором держится вся композиция.

С каким видом искусства вы познакомились? Каким канонам-правилам следовали египетские скульпторы? Почему именно этот вид искусства получил особое развитие? (Фигура фараона всегда была большого роста, статуи мужчин и женщин раскрашивали разными цветами, верхняя часть туловища выглядела так, будто мы смотрим на него спереди, а ноги сбоку. Голова тоже повернута к нам боком, но глаза расположены так, словно мы смотрим человеку прямо в лицо).

Учитель ИЗО: Для египтян важно было не только создать достоверные, точно передающие облик человека скульптуры, но и окружить умерших всем, что может понадобиться им после смерти. Поэтому в древнем Египте получил развитие еще один вид искусства – живопись. Стены гробниц фараонов и знатных египтян украшены фресками. Фреска – это роспись красками сырой штукатурки. Мастера живописцы тоже следовали незыблемым правилам-канонам. Искусные художники создавали на стенах гробниц яркие росписи. Верили, что изображения оживут, и умерший будет вечно наслаждаться привычными для него видами Египта и картинами жизни. Вельможи требовали изобразить в своих гробницах сбор налогов, заседание суда, прием иноземцев с богатыми дарами. В гробницах жрецов – религиозные шествия, добыча, поступающая в сокровищницу храма. Сюжеты стенных росписей самые разнообразные: от работ в мастерских до скорбных погребальных церемоний. Для росписи стен использовали натуральные минеральные краски. Они не потеряли своего цвета до наших дней. Одна из фресок изображает сцены охоты и рыбной ловли в нильских зарослях. На птиц охотятся с бумерангом и сетью, рыбу ловят острогой. Дикая кошка затаилась на прогнувшейся под ее тяжестью ветке цветущего папируса, нарядная стая ярких птиц укрылась на акации с ажурной листвой.

Обратимся к цветной иллюстрации. Что изображает эта стенная роспись? Дополните таблицу названиями росписей в учебном пособии.

В гробницах находилось множество предметов, связанных с загробной жизнью умершего. Древние статуэтки составляли целые группы – слуг, пахарей, прачек, пастухов, воинов, лодочников. Там же найдена разнообразная мебель, изысканные ювелирные украшения, сосуды для вина, масла, благовоний. Керамика насыщенных, ярких и глубоких тонов: бирюзовых, синих, зеленых.

Учитель истории: В Египте получила развитие архитектура – искусство строить и украшать здания. Египтяне первыми в мире научились возводить красивые каменные постройки. Огромные богатства, накопленные фараонами, позволяли египтянам строить так много, величественно и красиво, как не умел ни один народ на древнем Востоке. Стройкой руководил специально обученный жрец-архитектор, умевший производить сложные математические расчеты. Рабочих-строителей, возглавляемых чиновниками-бригадирами, было не так уж много, и они выполняли самую сложную работу – окончательную обработку каменных блоков, их шлифовку и укладку. От точности при обработке и укладке камней зависело очень многое, ведь египтяне не скрепляли камни специальным раствором, а просто клали их один на другой, как делают дети, строящие из кубиков. Прочность и устойчивость здания зависели от того, насколько хорошо блоки прилегали друг к другу. Архитектура играла главную роль в искусстве Египта. Здесь зародились классические архитектурные формы: пирамида, обелиск, пилон, колонна. Самые знаменитые постройки египтян – пирамиды.

«Все на свете боится времени, лишь время боится пирамид», – сказал арабский историк.

Сообщение учащихся "Пирамиды в Гизе".

Пирамиды строились десятилетиями. Это гробницы фараонов; гроб с телом царя – нетленной мумией, устанавливали в потайном помещении внутри пирамиды, входы в погребальную камеру и в саму пирамиду закладывали камнями. Фараон начинал строить для себя пирамиду с первых дней своего правления, но не каждый успевал закончить. Самые высокие (их называют великими) возведены в эпоху древнего Царства, неподалеку от столицы Мемфис фараонами Хуфу (Хеопс) и Хафра (Хефрен) Высота –146,7м., вес – 6млн. тонн. Гробницы – пристанища одной из душ. Нельзя было жалеть золота, серебра, драгоценных камней, черного и эбенового дерева, слоновой кости для того, чтобы сделать будущий дом красивым и приятным.

Учитель ИЗО: Египтяне считали, что жилища нужны не только людям, но и богам. В глубокой древности храмы-жилища богов – строились из тростника и глины, как и хижины людей. Эти храмы не сохранились: тростник сгнил, а глина рассыпалась. Позже храмы стали строиться из камня, они напоминали дворцы. В праздничные дни торжественное шествие медленно двигалось по длинной дороге, ведущей от самого Нила к храму. Справа и слева на идущих смотрели каменные лица сфинксов. В начале и в конце дороги стояло по два каменных столба – обелиска, как бы вонзающихся в небо. Столбы-обелиски были с усеченными вершинами. Подле столбов были высокие мачты-флагштоки, на которых развевались разноцветные флаги. У входа в храм на пути шествия, как преграда вставали мощные башни-пилоны, напоминавшие усеченные пирамиды. Они были покрыты каменными рельефами, расширялись у основания и сужались ввысь. Перед храмом стояли статуи фараонов, намного выше человеческого роста. Узкий вход вел в "жилище бога". Мы оказались в большом прямоугольном открытом дворе, окруженном колоннами. В конце двора высокие двери ведут в крытый колонный зал. Из залитого солнцем двора, мы попадаем в полумрак огромного зала, напоминающего сумрачный лес. Но вместо деревьев в нем каменные столбы-колонны, поддерживающие потолок. Они похожи на стволы пальм или связки папируса. Верхняя часть колонны у потолка называется головой колонны – капителью. На стенах храма изображены боги и фараоны. Потолок расписан золотыми звездами, блистающими на фоне темно-синего неба. Надписи на стенах прославляют богов и фараонов. Самое таинственное помещение, куда мы не сможем попасть – алтарь, где находится статуя божества. Египетские храмы поражают своими размерами. Самые известные храмы древнего Египта  Луксор и Карнак. Колонный зал в Карнаке поддерживают 130 колонн в 16 рядов. До сих пор это самый грандиозный колонный зал в мире. Высота колонн более 20 метров, а диаметр – 3,5 метра. На капители каждой колонны могло поместиться более ста человек. В полумраке, царившем между этими каменными гигантами, подданный фараона ощущал, вероятно, с особой силой величие и непостижимость того" божественного начала", во славу которого воздвигнут храм. А какое впечатление производят на вас египетские храмы? Какие чувства вызывают? Как вы думаете, почему памятники древнеегипетского искусства внесены в список ЮНЕСКО как сокровища, охраняемые человечеством?

Учитель истории осуществляет проверку заполнения словаря, выполнение тестовых заданий.  Проводит беседу по вопросам.

Учитель ИЗО: Практическое задание сегодняшнего урока посвящено изучаемой теме, мы создадим коллаж "Древний Египет". Вам необходимо вырезать принесенные рисунки и, пользуясь плакатом, наклеить их вдоль изображенного Нила, который дал жизнь Египту и пустынями, не позволявшим расширить его границы.

Подведение итогов урока, рефлексия. Выставление оценок.

Вопросы рефлексии:

  • Было ли на уроке интересно?
  • Было ли понятно?
  • Усвоена ли  тема?

Литература:

  1. Михайловский Ф.А. " История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
  2. Михайловский Ф.А. "История древнего мира" книга для учителя.
  3. Вигасин, Годер, Свеницкая «История древнего мира», учебное пособие для 5кл.
  4. Годер Г.И. «Методическое пособие по истории древнего мира». М., "Просвещение", 1988г.
  5. Уколова В.И., Маринович Л.П. "История древнего мира", учебное пособие для 5 класса.
  6. "История искусств от древности до средневековья" М., "Русская энциклопедия", 1996г.
  7. Любимов Лев "Искусство древнего мира". Книга для чтения. М., "Просвещение", 1971г.
  8. М.Ю. Брандт Тесты по истории древнего мира, «Дрофа», М., 2000г.

Рисунок 3. Работы учащихся 5-х классов

Рисунок 4. Работа «Коллаж «Древний Египет»