Классный час, посвященный 400-летию рода Романовых

Разделы: Классное руководство


Цель: осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества на примере семьи последнего царя России Николая II

Задачи:

  • формировать интерес у обучающихся к истории своего государства, к истории института семьи, к отдельным великим личностям;
  • рассмотреть основные вехи жизни семьи Николая II и проанализировать отношения между её членами;
  • подвести обучающихся к выводу о важности сохранения такой ячейки общества как семья;
  • способствовать активизации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся;

Оборудование: мультимедийный проектор, портреты членов царской семьи, книги о представителях династии Романовых.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Организационный момент

– Организация класса (проверка отсутствующих, состояние помещения, рабочих мест, внешнего вида, организация внимания);

– Сообщение темы и задач классного часа;

2. Актуализация знаний обучающихся

– Что вы знаете о династии Романовых?
– С какого времени она ведёт своё начало?
– Какие представители её стали самыми известными личностями в русской истории?
– Я предлагаю вам посмотреть фильм о представителях рода Романовых, который поможет сделать наши знания более полными , а после этого обсудить полученную информацию.

3. Просмотр фильма с комментариями учителя

Царствование рода Романовых берет свое начало с 1613 года, когда вьюжным февральским днем Земский собор «лучших людей Земли русской» призвал на российский престол Михаила Федоровича Романова. Избранному царю в то время было всего 16 лет. послы от земского собора прибыли в Кострому, где пребывал тогда Михаил Федорович, и в Ипатьевском монастыре возвестили народное решение. Мать Михаила, великая инокиня Марфа, слезно умоляла сына не принимать столь тяжкое бремя. Но все же уступила, дала свое согласие, благословив его на царство Феодоровской иконой Божией Матери. Так было положено основание правящей династии Романовых. Страна, разоренная после долгих лет внутренней смуты и польской интервенции и томившаяся по сильной власти, обрела мир и покой.

Шли годы, десятилетия сменялись столетиями, правления каждого Царя из рода Романовых было ступенью вверх к процветанию и укреплению России. Более трех веков представители династии стояли у кормила власти, определяя политику государства, формируя нравственный и духовный облик всей русской нации.

1 период в царствовании Романовых – восстановление после невзгод – включает царствование царя Михаила, его сына Алексея и внука Федора. В этой эпохе Россия начинает выделяться в качестве ведущей державы во многом за счет своей огромности территории.
2 период начинается с правления Петра I и завершается Екатериной Великой. За этот период Россия превратилась в выдающуюся европейскую империю с мощной армией и флотом.

3 период – владычество Павла I, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III. Победа над Наполеоном и расширение с азиатской стороны сделало Россию мировой державой.

2 ноября 1894 года взошел на престол последний русский император Николай II .
Его памяти и посвящена данная презентация.

6 мая 1868 года Россия огласилась переливами колокольного звона и громом пушек. В Царском селе в семье наследника цесаревича Александра Александровича и его супруги Марии Феодоровны родился наследник престола – будущий и последний император Николай II. Будущий царь появился на свет в день памяти Иова многострадального, а назван был в честь Николая Чудотворца. Позже он скажет( Цитата на экране)

В воспитании всех своих детей император Александр III Александрович, отец Николая II, придерживался достаточно простого принципа: «… Ни я, ни великая княгиня не желаем делать из них оранжерейных цветов. Они должны шалить в меру, играть, учиться, хорошо молиться Богу и ни о каких престолах не думать… Мне нужны нормальные, здоровые русские дети.»

У своего отца научился Ники беззаветно любить Россию и все русское, блюсти над собой порядок и дисциплину, глубоко переживать всякое человеческое горе и иметь ко всем доброе отношение.

Образованию будущего наследника уделялось большое внимание.
Три науки он блестяще изучил – экономическую, юридическую и военную. Все они были необходимы для доброго управления Российской Империей.
Роль главного наставника цесаревича принадлежала Константину Петровичу Победоносцеву – самому влиятельному сановнику Российской империи, советнику Александра III

Военное образование дополнялось службой в гвардии. А для того, чтобы цесаревич познакомился с жизнью народа, его царственный отец послал сына на Дальний восток
для закладки Уссурийского участка Великого Сибирского рельсового пути, и Цесаревич проехал всю Восточную часть Российской Империи.

Из письма Николая II великому князю Александру Михайловичу:
«Каждый день был переполнен до изнеможения, несмотря на это я в таком восторге от того, что видел, что только устно могу передать впечатления об этой богатой и великолепной стране»
Все думали, что не скоро еще придется царство­вать юному наследнику, но человек предполагает, а Господь располагает. Летом 1894 года внезапно и тяжело заболел могучий император Александр III и осенью скончался. 2 ноября 1984 года Цесаревич Николай взошел на царский трон. На всю жизнь он сохранил советы державного отца:

«Тебе предстоит взять с плеч моих тяжелый груз государственной власти и нести его до могилы так же, как нес его я и как несли наши предки. Самодержавие создало историческую индивидуальность России. Рухнет самодержавие, не дай Бог, тогда с ним рухнет и Россия. Я завещаю тебе любить все, что служит благу, чести и достоинству России. В политике внешней – держись независимой позиции. Помни, у России нет друзей. Избегай войн. В политике внутренней – прежде всего покровительствуй Церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому, что она – основа всякого государства»

Вскоре после восшествия на престол, 14 ноября 1894 года состоялось долгожданное бракосочетание императора с принцессой Алисой Гессенской, в Святом Крещении Александрой Федоровной, давнишней возлюбленной Николая II.

Самодержец Всероссийский Николай II венчался на царство 27 мая 1896 года в Москве в Успенском соборе Кремля. Митрополит московский Сергий обратился к нему со словами : «…как нет выше, так нет и труднее на земле Царской власти, нет бремени тяжелее Царского служения. Через помазание видимое да озарит невидимая сила свыше.. твою самодержавную деятельность ко благу и счастью твоих верноподданных».
Божественной литургии Император воспринял Священное Миропомазание и причастился Святых Христовых Таин, как священнослужитель.

Государь и государыня были образцом христианской семьи. Их дети Ольга, Татиана, Мария и цесаревич Алексей воспитывались в простоте и строгости. Они, несмотря на свое происхождение, просто одевались, спали на походных жестких кроватях, просто, без изысков, питались. Александра Федоровна с появлением детей отдала им все свое внимание: кормила, купала, неотступно бывала в детской, не доверяя своих малюток никому.
Своим детям Августейшие родители привили любовь и сострадание к ближнему, любовь к труду, крепкую веру Богу.
Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей.
«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, – писала в дневник Государыня, – и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности.»
Идиллия царила в кругу святой царской семьи, где вера в Бога определяла отношения между родителями и детьми, между сестрами и братом, где любовь ставилась превыше всего земного.

Делами любви и милосердия отметил Государь начало своего правления: получили облегчение заключенные в тюрьмах, было большое прощение долгов, оказана значительная помощь нуждающимся ученым, писателям и студентам. Ни одного смертного приговора не подписал он за все годы своего правления. Но им принималась каждая просьба о помиловании. Он не признавал роскоши и лишней траты денег, а большую часть личных средств тратил на благотворительность. Долгу управления империей он отдавался самоотверженно, работал без отдыха и послабления. В царствование Николая II Российская империя достигла необычайного расцвета.

Много времени государь и государыня отдавали делам милосердия.
Императрица Александра Федоровна и старшие великие княжны Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Забыв о своем высоком положении, (или, точнее, наоборот, от высоты положения несущие груз огромной ответственности) государыня и великие княжны участвуют в тяжелых операциях, помогают раненым в палатах, гуляют с ними в саду, даже своим присутствием облегчая муки тяжелораненых.
«Любовь – это самое великое в мире. Наполните любовью свои дни. Забудьте себя и помните о других. Если кому-то нужна ваша доброта, то доброту эту окажите немедленно, сейчас. Завтра может быть слишком поздно. … Вся наша жизнь должна быть на благо другим людям»

Такая Россия не нравилась странам Европы, которые опасались ее мощи и старались изо всех сил ее ослабить. Много раз в русских царей стреляли и кидали бомбы, и от бомбы погиб император Александр II. На русских царей шли войной самые разные страны. Но главным оружием недруги России сделали клевету на царей и безбожие.

В марте 1917 года «во имя спасения России и удержания армии на фронте в спокойствии» Николай II принял трудное для себя решение и отрекся от престола в пользу брата, великого князя Михаила Александровича. В скором времени бывший государь вместе с семьей были арестованы. Они прожили под охраной в Александровском дворце царского села с марта по август 1917 года. Это было место их первого заточения.

2 мая 1917 года в день отречения Николая II в селе Коломенском чудесным образом была обретена Державная икона Божией Матери, украшенная знаками царской власти, как бы возлагая на себя заботу о государстве, оставшемся без монарха.

В августе царскую семью перевезли в Тобольск и разместили в бывшем доме губернатора. Здесь Романовы каждое утро ходили через улицу и бульвар в церковь Благовещения на богослужение.

В апреле Романовых перевезли в Екатеринбург и расселили в доме, принадлежавшем горному инженеру Ипатьеву. Здесь в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в подвале был расстрелян последний русский царь Николай, его супруга Александра Федоровна, дочери Ольга (22 года), Татьяна (21год), Мария (19 лет), Анастасия (17лет), а также наследник царевич Алексей (14 лет)
Не месте дома Ипатьева в 2000-х годах был построен храм на крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших.

Ежегодно в ночь с 16 на 17 июля, в память о царской семье совершается богослужение, которое заканчивается крестным ходом в монастырь на Ганиной яме. Именно на это место были вывезены и сброшены в шахту останки царской семьи после расстрела в доме Ипатьева.
Сегодня на этом месте создан монастырь во имя Святых Царственных Страстотерпцев. Сейчас в Ганиной яме возведено семь храмов по числу убитых членов царской семьи.

На полу одной из комнат в доме Ипатьева был найден листок, со стихотворением Бехтеева, переписанный великой княжной Ольгой (Стихотворение на экране).

Ныне имена Святых Царственных Страстотерпцев открывают сонм Собора новомучеников и исповедников Российских.

4. Обсуждение фильма

Итак, мы познакомились поближе с семьёй последнего русского царя Николая Романова, отношения между членами которой современники считали идеальными. Назовите основные черты, на которых базировалось благополучие этой семьи:

– Жертвенная любовь;
– Почитание старших;
– Вера в Бога, опора на православные традиции;
– Милосердие, помощь окружающими;
– Отсутствие тщеславия, скромность.
– Признание отца главой семьи;
– Многодетность;

– Скажите, какие из перечисленных качеств уходят из современной семьи?
– Жертвенная любовь (она превращается в любовь эгоистическую);
– Опора на православные традиции;
– В современной семье не только муж, но и жена может быть главой;
– Многодетность (современные семьи в подавляющем своём большинстве однодетные);
– Как на ваш взгляд отсутствие этих качеств меняет отношение в современных семьях?

После обсуждения обучающиеся делают выводы:

Потребительское чувство любви предполагает , что всё самое лучшее должно достаться именно тебе, а когда этого не происходит, получается разрыв. Поэтому в нашем обществе такое большое количество разводов.
Отсутствие почитания старших ведёт к беспомощности, невнимательности к нашим старикам. Опыт старших не учитывается молодыми, поэтому так много роковых ошибок в семейной жизни оно совершают.
Многие женщины сейчас занимают роль главы семьи : они ведут свой бизнес, хорошо зарабатывают, умеют руководить коллективом. Но хорошо ли это для членов семьи? Такая жизнь подразумевает активную деятельность, трату большого количества времени и сил. А что остаётся семье? Маму и жену никто в семье не заменит, поэтому отсутствие женщины делает семью уязвимой, непрочной.
Однодетные семьи способствуют развитию в детях эгоизма, который не даст в будущем создать им самим полноценную семью. Демографическая ситуация в стране крайне тревожна по причине однодетных семей.

– Какой же выход из сложившейся ситуации? Что раньше давало нашим предкам избегать перечисленных проблем?

Обучающиеся делают вывод о том, что всё благополучие семей наших предков зиждилось на вере в Бога, на соблюдении православных традиций (основная черта во взаимоотношениях членов царской семьи). И изучение этих традиций, следование им способствует укреплению брака.

– А какими должны быть взаимоотношения в вашей будущей семье? (Используются незаконченные предложения)

– Главное чувство между членами семьи …, потому что… .
– Главой семьи должен быть …, потому что … .
– У меня будет… детей.
– Мои родители должны жить вместе/ отдельно от нас.

Вывод: Семья должна быть основана на взаимопонимании, согласии, любви и уважении между всеми её членами.

5. Рефлексия

– Что нового вы сегодня узнали ?
– Какие моменты урока показались вам наиболее удачными, интересными?
– Что не получилось сегодня на классном часе?
– О каких великих людях вам хотелось бы ещё узнать, какие аспекты затронуть?