Конспект открытого урока по предмету «Методика развития детской речи» по теме: «Формирование словаря в различных видах деятельности» (метод проекта).

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Цель урока: способствовать формированию самостоятельности икреативности студентов в процессе закрепления знаний по разделу «Обогащение словаря», теме «Формирование словаря в различных видах деятельности», развитие коммуникативных способностей, методического мышления через элементы проектного обучения.

Задачи урока:

  • Повысить компетентность студентов в вопросе выбора видов деятельности детей дошкольного возраста, форм организации знакомства детей с рукотворным миром.
  • Развивать творческие способности студентов в процессе подготовки и проведении выставки коллекций.
  • Развивать коммуникативные умения студентов, самостоятельность.
  • Сформировать умения и навыки планирования педагогического процесса на педагогической практике.

Тип урока: зачетный урок 232 группа  (050710 Специальное дошкольное образование)

Форма урока: презентация проекта «Наши коллекции».

Правовое обеспечение урока: Программа методики развития речи; «От рождения до школы». Примерная основная  общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.

Ключевые понятия: словарь, рукотворный мир, коллекция, коллекционер,

Межпредметные связи: русский язык,  педагогика, музейная педагогика, педагогическая практика.

Подготовительная работа: экскурсия на выставку в Михайловский дворец и корпус Бенуа к 150-летию художника К.А. Коровина; изучение тем раздела «Обогащение словаря»; анализ методической литературы, интернет-ресурсов

Методы обучения: метод проектов.

Форма организации: работа в малых группах.

Раздаточный материал: критерии оценки работы малых групп, таблицы для анализа презентаций, аннотация проекта, фишки, колокольчик, объявление о выставке.

Стадии проекта:

I. Подготовительный этап:

1. Знакомство с темой «Знакомство с предметным миром»
2. Выставка методической литературы:

  1. О. С. Ушакова Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  2. О.С. Ушакова Занятия по развитию речи для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010
  3. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. – М. изд. Академия , 2007
  4. Крулехт М. В. Дошкольник и рукотворный мир педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности – СПб, «Детство-Пресс», 2002
  5. Дыбина О.В. Рукотворный мир – М. Сфера, 2000
  6. Дыбина О.В. Что было до… – М. изд.Сфера, 2001
  7. М. М. Алексеева В. И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников – М.: Издательский центр «Академия», 2000

3. Разработка проектного задания

  1. Знакомство с темой. Запуск проекта (ноябрь 2011г.)
  2. Исследовательская работа на базе практике.
  3. Формулировка проблемы

II. Разработка проекта

– консультации студентов по координации проектной деятельности
– выделение подтем проекта
– формирование творческих групп
– знакомство с критериями оценки
– обсуждения формы преставления результатов проекта

III. Презентация проекта студентами

IV. Рефлексия. Подведение итогов

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Вы присутствуете на уроке методики развития детской речи.Тема обогащения словаря детей дошкольного возраста тесно связана с ознакомлением с окружающим миром и проходит во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении.
В соответствии с новыми Федеральными требованиями в программе воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» нам предлагают формировать у детей целостную картину мира, расширять кругозор детей, знакомить с ретроспективой рукотворного мира (предметного), знакомить с библиотеками, музеями.  Предлагается собирать коллекции, организовывать мини-музеи в соответствии с возрастными возможностями детей.
В процессе воспитательно-образовательной работы это позволит развивать  у дошкольников такие интегративные качества,как любознательность активность. Овладевать средствами общения, способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками, накапливать представления о мире.
Дорогие студенты и преподаватели, сегодня мы предлагаем познакомиться с коллекциями наших студентов и оценить качество презентации коллекции. 
Коллекция –  систематизированное собрание чего-либо, объединённое по какому-то конкретному признаку, имеющее внутреннюю целостность и принадлежащее конкретному владельцу – частному лицу, организации, государству (Википедия).

Коллекция –  

1. Систематизированное собрание каких-нибудь предметов
2. Совокупность предметов, растений, животных, представляющих внутреннюю целостность (словарь Ожегова)

На каждом выставочном столе вы найдете критерии  оценки:

1. Творческая форма презентации:

4 балла – коллекция вызвала интерес, вы открыли для себя что – то новое
3 балла – коллекция заинтересовала, привлекла ваше внимание
2 балла –  коллекция не вызвала особого интереса. Факты и сведения о предметах давно вам известны

2. Оформление коллекции:

4 балла – качественное оформление коллекции, наличие информационного материала (тексты, таблички)
3 балла – расположение объектов коллекции достаточно информативно, позволяет рассмотреть коллекцию.
2 балла – оформление коллекции неинформативно (нет текстов, табличек, объекты не систематизированы

3. Качество коммуникативных умений студентов:

4 балла – рассказ о коллекции содержателен, выразителен, логичен. Ответы на вопросы аргументированы
3 балла – рассказ о коллекции грамотен,  но недостаточно выразителен. Ответы на вопросы опираются на практический опыт
2 балла – рассказ содержит незначительное количество фактов, не логичен. балла – высокий уровень
3 балла – средний уровень
2 балла – достаточный уровень

Суммарно: 12 баллов «5»
«4» –  от 10 до 7 баллов
«3» – от 7 до 5 баллов

Кроме того, мы учтем самооценку готовности студентов к проекту.

Каждая презентация длится не более 4 мин. У вас будет время пометить то количество баллов, которое заслуживает коллекционеры, задать вопросы. После сигнала просьба двигаться дальше к следующей коллекции по часовой стрелке. В конце урока мы с помощью жюри (независимое жюри из студентов 5в группы) подсчитаем количество баллов.
Таблица анализа результатов презентации коллекций

Критерии (баллы от 1 до 4)

Подгруппа экскурсантов№1 Подгруппа экскурсантов №2 Подгруппа экскурсантов №3 Подгруппа экскурсантов №4
1. Творческая форма презентации        
2. Оформление коллекции        
3. Качество коммуникативных умений студентов        
Итого:        

Итоговая таблица анализа результатов презентаций коллекции

Коллекция Группа участников Самооценка готовности к проекту Презентация коллекции Общий итог
Магниты 1. Яна
2. Янина
3. Майя
4. Аня
5. Таня
6. Марина
     
Природные минералы 1. Серафима      
Куклы 1. Света
2. Вика
     
Открытки 1. Яна
2. Оксана
3. Даша
     
Мишки 1. Кристина
2. Таня
3. Саша
4. Юлия
     
Марки 1. Саша
2. Анастасия
     
Календари 1. Анастасия
2. Дарья
3. Валерия
4. Ксения
     
Книги 1. Дарина
2. Евгения
     
Монеты 1. Аня
2. Екатерина
     

Для этого возьмите фишки и расположитесь в соответствии с формой и цветом фишек (раздача студенткой фишек,соответствующих каждой коллекции).
По окончании каждой презентации гости перемещаются к следующей коллекции и оценивают презентацию.

II. Основная часть

Студенты проводят презентацию. Идет обсуждение, оценка. Гости фиксируют результаты в таблице.

Рефлексия

Жюри подсчитывает количество баллов,выводит средний балл по подгруппе.Высказываются студенты,преподаватели.

III. Итог урока

Теперь мы знаем, что коллекции бывают самые разнообразные. Коллекция может начаться с малого. Забытая антикварная вещь, подарок друзей. Например, у петербургской художницы Юлии Вишневской коллекция началась с антикварной куклы, и теперь мы можем организовать экскурсию в Музей Кукол (СПб, Камская улица, д.8). Музеи живут новой жизнью. Организуются выездные выставки для детей, не имеющих возможность передвигаться. Разработаны экскурсионные программы для детей, имеющих нарушения интеллекта, нарушения зрения.
В эти дни в Манеже проходит выставка «Коллекционер». На выставке представлены не только предметы искусства, но и предметы быта. Вы можете на ней побывать.
Если вас заинтересовали наши коллекции, мы очень рады.
Увлеченный педагог всегда может увлечь своих воспитанников!

IV. Домашнее задание

Преподаватель, обращаясь к студентам: составьте памятку для воспитателя по организации коллекции в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Дыбина О.В. Рукотворный мир –  М. Сфера, 2000.
2. Дыбина О.В. Что было до…–  М. изд.Сфера, 2000.
3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. СПб.: Детство-Пресс, 2002.
4. Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир педагогическая технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности –   СПб, «Детство-Пресс», 2000.
5. М.М. Алексеева В.И. Яшина Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников –  М.: Издательский центр «Академия», 2000.
6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М,Мозаика-Синтез, 2010.
7. О.С. Ушакова Теория и практика развития речи дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
8. О.С. Ушакова Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
9. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2004.
10. Н. Рыжова, Л. Логинова, А. Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
11. Рыжова Н.А. Как стать коллекционером. Игра и дети N 24, 2004.
12. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. –  М. изд. Академия, 2007.
13. Успех: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / [Науч. рук. Д. И. Фельдштейн, А. Г. Асмолов; рук. авт. колл. Н. В. Федина]. – М. : Просвещение, 2010.