Праздник "Прощание с букварем"

Разделы: Внеклассная работа


Цели внеклассного занятия:

  • Закрепление материала, полученного на уроках обучения грамоте.
  • Развитие мышления, внимания.
  • Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности.

Оборудование: буквы, макет учебника букваря и литературного чтения, воздушные шары, мультимедийная система (проектор + компьютер), презентация, музыкальное сопровождение.

Ход праздника

1. Почему не на уроках школьники с утра? (Слайд 1)
Почему в парадной форме нынче детвора?
Сняли с букваря обложку, и закладок нет…
Все взволнованны немножко…
В чем секрет?
Дочитали эту книжку школьники вчера,
А сегодня – день прощанья, праздник Букваря!

Ведущий: Дорогие ребята! Уважаемые родители, гости! Сегодня у нас в школе большой праздник– Прощание с букварем. Букварь – это первая школьная книга. Сегодня мы прощаемся с нашим добрым другом. Теперь наши первоклассники сумеют прочитать любые слова, предложения и рассказы.

2. Хороша сегодня школа! (Слайд 2)
Зал горит огнем!
Мы на праздник наш веселый
Всех друзей зовем!

3. Заходите, проходите,
Путь свободен, освещен!
Пригашаем всех сегодня
Попрощаться с букварем!

4. За окном снежинки пляшут
Сказки зимние даря,
Новый праздник в первом классе-
Это праздник Букваря.

5. Весь букварь мы одолели,
Потрудились мы не зря.
Здравствуй, праздник!
Школьный праздник!
Главный праздник Букваря!

Ведущий: Ребята! А как же мы забыли про Букварь?! Давайте его дружно позовём!

Букварь:

Я книга школьная – Букварь!
Рисунки, буквы, точки,
Коротенькие строчки.
Тому, кто хочет много знать,
Кто хочет книги прочитать
Про горы, про долины,
Про водные глубины,
Про реки, звезды и моря –
Не обойтись без Букваря!

Звучит музыка из к/ф “Буратино”, из-за кулис выглядывает Буратино, и тут же с смеясь, выбегает.

Буратино: Ха-ха-ха! Привет! Ух ты, сколько здесь девочек и мальчиков! А что вы здесь делаете? Учитесь? Ха-ха-ха, а я вот нет! Я продал свой букварь и на эти деньги купил билет в кукольный театр на представление. Вот он! Ха-ха-ха! (Слайд 3)

Букварь: Ах, ты, глупенький Буратино! Зачем же хвастаться, зачем обманывать ребят? Ты же не умеешь читать! (Обращается к ребятам) Правильно я думаю, что Буратино плохо поступил, продав свой букварь? Вы все знаете, что букварь – это начало всех начал, это первый спутник на пути в огромный мир знаний. На страницах букваря живут в мире и согласии все буквы. (Обращаясь к Буратино) Так, что Буратино, не надо было продавать Букварь и прогуливать уроки в школе. Лучше бы ты научился читать и писать так же, как наши ребята. Сейчас они тебе расскажут и покажут, что умеют делать, а ты иди в зал, садись и слушай.

Ведущий:

В Букваре живет семья: (Слайд 4)
Буквы все от А до Я.
Две команды у них есть,
Кажется они уж здесь.
Все мы вместе собрались,
Петь готовы и “на бис”,
Ведь мы буквы гласные –
Все певцы прекрасные.

Гласные буквы. (Слайд 5)

У улиточки Ульяны
Весь газон зарос бурьяном.
Недосуг бурьян косить –
Надо дом перевозить.
Проползет немножко,
Спрячет в домик рожки.
Спит себе в своем дому
Видит сны про букву…У

Ю Чтобы О не укатилось.
Крепко к столбику прибью.
Ой! Смотри – ка, что случилось
Получилась буква Ю.

О Знаем, Карлсон любит плбшки,
А Незнайка выбрал сушки
И пока не понял, что Взял несушку, – букву О.
Е Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву …Е

Е Высвил колючки еж –
Без перчаток не возьмешь.
У него иголки
Больше, чем у елки.
Ежик, глядя на нее
Превратился в букву …Е

Э Подал Эдик Эллочке
Эскимо в тарелочке,
А Элине с Аллочкой
Эскимо на палочке.
Это эскимо тебе
Дарит лично буква …Э

Ы Вот, ребята, мягкий знак
Держит палочку в руках.
Мягкий знак, ну не спешите!
Ты же станешь буквой …Ы

И Буква и на искосок
Примеряла поясок.
Снизу вверх его тянула,
К правой ножке пристегнула.

Я Язычек ворту живет,
Звонко песенки поет,
Если горлышко болит,
“А”! – врачу он говорит.
Но ему никак нельзя
Превращаться в букву “Я”!

Ведущий: Спасибо буквы гласные!

А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Неизвестно.
Интересно?
Интересно! –
Ну, так слушайте рассказ.

Сценка “Буква Я”. (Слайд 6)

Рассказчик:

Жили в азбуке у нас буквы.
Жили – не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорился,
Там и дело спорится.
Только раз все дело встало
Из-за страшного скандала:
Буква Я в строку не встала,
Взбунтовалась буква Я.

Я:

Я главная, заглавная.
Я хочу, чтобы повсюду
Впереди стояла я!
Не хочу стоять в ряду!
Быть желаю на виду!

Ф: Фу-ты, ну-ты.

Рассказчик:

Фыркнул Ф,
От обиды покраснев.

С: Срам!

Рассказчик:

Сердито С сказало.
В крик.

В: Воображала!

Рассказчик: Проворчало П:

П:

Попробуй!
Потолкуй с такой особой!

Рассказчик: Я затопала ногами.

Я:

Не хочу водиться с вами!
Буду делать все сама!
Хватит у меня ума!

Рассказчик:

Буквы тут переглянулись,
Все буквально улыбнулись
И ответил дружно хор

Все: Хорошо, идем на спор!

В:

Если сможешь в одиночку
Написать хотя бы строчку,
Правда, стало быть, твоя.

Я:

Что бы я, да не сумела!
Я ж не кто – ни будь, а Я!

Рассказчик:

Буква Я взялась за дело.
Целый час она пыхтела,
Я кряхтела, и потела.
Написать она сумела
Только я-я-я!

Рассказчик:

Как зальется буква Х…
Х: Ха-ха-ха!

Рассказчик:

Х – от смеха закатилась,
В – за голову схватилась,
Ф – схватилась за живот.
Буква я сперва крепилась,
А потом как заревет.

Я:

Я, ребята, виновата,
Признаю вину свою.
Я согласна встать, ребята,
Даже сзади буквы Ю.

Все: Что ж!

Рассказчик:

Решил весь алфавит.
Если хочет, пусть стоит.
Дело ведь совсем не вместе,
Дело в том, что все мы вместе!
В том, чтоб все от А до Я
Жили, как одна семья!
Буква Я всегда была
Всем и каждому мила.
Но советуем, друзья,
Помнить место
Буквы Я!

Ведущий:

Вот еще одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые,
И совсем, совсем глухие.
Встаньте парами друзья,
Посмотрю на всех вас я.

Парные согласные. (Слайд 7)

П: Буква П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись!
Подойди да подтянись!

Б: Разыгралась буква Б
И бараном блеет: “Б-э-э-э!”

В: Завитушка, кренделек,
Он попал к нам на урок.
И теперь он в Алфавите
Буквой В стоит, смотрите!

Ф: Ножницы я в руку взял
Букву Ф я в них узнал.
Буква Ф так нарядилась
В пышный бантик превратилась
Я его пришила к рюшке,
К платью маленькой Катюшки.

Г: Встал по струнке уголок
В букваре моем дружок.
Он не хочет быть углом,
“Г” его мы назовем.

К: На прямую палочку
Справа села ниточка.
Там поныне и сидит,
Буквой К на нас глядит.

Д: Этот домик– буква Д.
В домике окошко.
Из трубы идет дымок,
А в окошке – кошка.

Т: Т – в антенну превратилась
И на доме очутилась.

Ж: Посмотри-ка: буква Ж
На жука похожа.
Майский жук в руке жужжит,
Эта буква – тоже.

Ш: Шмель и шершень шумно жили, на машинке швейной шили
Шубки, тапочки, штаны небывалой ширины!

З: З – не просто завитушка,
З –Что за буква стелется.

Игра “Молчанка”.

Я назову слова, если услышите слово, начинающееся с гласной – то хлопнете в ладоши, согласного – молчите. Готовы! Тогда начинаем!

Утюг, стол, книга, апельсин, школа, окно, лошадь, карандаш, мост, урок, ириски, жук, доска, доска, эхо, ослик.

Ведущий:

Буквы Й, Н, Л, М, Р
Подают нам всем пример.
Хоть живут они без пары,
Мы всегда их видеть рады.

Всегда звонкие. (Слайд 8)

Р: Вырезал флажок упорно,
Только вышел он не ровно.
Но зато у нас теперь
Есть цветная буква Р.

М: Буквы “Л” я две поставил,
Букву новую составил,
И теперь скажу я всем:
Эта буква – буква М!

Н: Две босые ножки
Ходят по дорожке,
Бегают и прыгают,
Да друг дружкой дрыгают.
Попадут сапожкам в плен,
Превратятся в букву …Н

Л: У лягушки Лушки –
Ножки – попрыгушки.
Квак – шлеп! Квак – шлеп!
И в болотце с кочки хлоп!
Чтоб журавль ее не съел,
Лушка стала буквой … Л

Й: Мажет мама ранку дочке
Йодом в темном пузыречке.
Кошка, прыгнув со стола,
Йод по полу разлила.
Стань же властью всех стихий
Йод разлитый – буквой …Й

Ведущий:

Ц, Ч,Х и буква Щ
Уважаемы всегда.
Говорят они глухие,
Но беды ведь в этом нет.
И в словах таких красивых
Шлют они нам всем привет.

Глухие согласные. (Слайд 9)

Х: Хомячок, хомяк, рыжий кругленький бочок,
Больно твой букет хорош, ты кому его несешь?
Я букет нарвал в лесу, другу суслику несу!

Ц: В чем цыплята виноваты, что скорлупки маловаты?
Да ни в чем! За эти дни просто выросли они!

Ч: “Чижик – пыжик, где ты был?” “Я в саду чечетку бил.
Лапки пляшут чисто, четко, получается чечетка!”

Щ: Разбойница – щука жить рыбам мешала:
Ловила плотву, карасей обижала.
Но как – то однажды взяла и пропала…
Видать на крючок рыболову попала!

Ведущий:

Вот остались два братишки,
И без них не выйдет книжки
вердый знак и мягкий знак
Нам без вас нельзя никак.

Мягкий и твердый знаки. (Слайд 10)

Ь: Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу уголь.
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.

Ъ: Твердый знак всем утверждает:
“Без меня “Е”, “Я” страдают –
Ведь получится о без я,
Если знак мой кто-то съест.
Вот какой он твердый знак!
Без него нельзя никак!

Букварь: (Слайд 11)

Вот какие наши буквы –
Славный русский алфавит
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.

Буратино: Ой-ой-ой! Я понял, что я ошибался. (Слайд 12)

Я тоже хочу учиться! Ребята!
А на праздник Ваш учитель
Передал портфель, смотрите:
А в портфеле том секрет
И чего в нем только нет.
Разгадайте загадки, хором, дружно отвечайте!

Загадки.

  1. На столе передо мной
    Закружился шар земной.
    Арктика, экватор, полюс...
    Уместил всю Землю...
    (Глобус.)
  2. До чего же скучно, братцы,
    На чужой спине кататься!
    Дал бы кто мне пару ног,
    Чтобы сам я бегать мог,
    Я б такой исполнил танец!..
    Да нельзя, я – школьный …
    (Ранец.)
  3. Я люблю прямоту,
    Я сама прямая.
    Сделать новую черту
    Вам я помогаю.
    Что-нибудь без меня
    Начертить сумей-ка.
    Угадайте-ка, друзья,.
    Кто же я?-…
    (Линейка.)
  4.  То я в клетку, то в линейку –
    Написать по мне сумей-ка!
    Можешь и нарисовать.
    Кто такая я?
    (Тетрадь.)
  5. Меж двумя звонками срок
    Называется…
    (Урок.)
  6. Склеите корабль, солдата,
    Паровоз, машину, шпагу.
    А поможет вам, ребята,
    Разноцветная...
    (Бумага.)
  7. Всё на карте укажу –
    Полюс, тундру и Аляску.
    Я с учителем дружу.
    Угадали? Я – ...
    (Указка.)
  8. На коробку я похож,
    Ручки ты в меня кладешь.
    Школьник, ты меня узнал?
    Ну, конечно, я –...(Пенал.)
  9. Буквы-значки, как бойцы на парад,
    В строгом порядке построены в ряд.
    Каждый в условленном месте стоит
    И называется ...
    (Алфавит.)

Букварь: (Слайд 13)

С вами я хочу проститься,
Обещайте не лениться,
Старших слушаться всегда,
А шалить лишь иногда.

6.

Из года в год, из века в век
Работал много человек,
Писались сказки, их не счесть
И я их всем могу прочесть.

7.

Теперь я сам могу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.

8.

Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.

9.

Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали.

Ведущий:

Что такое? Что случилось?
Почему так огорчились?
Жалко с Букварем прощаться.
На второй год хочу остаться
С ним было так чудесно!
С ним очень интересно!

Букварь:

Но дальше будет еще интереснее!
Вы познакомитесь с баснями и песнями.
Меня вам заменит “Литературное чтение”
И библиотека откроет вам двери,
И самые лучшие книги доверит
Гляди веселей и слезы утри,
Вас столько чудесного ждет впереди.
Раз так, то и я с Букварем прощаюсь.
И вместе со всеми, сейчас улыбаюсь,
Скажем очень громко “Прощай, наш Букварь!”
Хотя расставаться с тобой нам жаль.

Букварь:

Ах! Совсем забыл, друзья,
Что представить должен я,
Кто на смену мне придет,
Дальше вас учить начнет.

Выходит книга “Литературное чтение”.

Литературное чтение: (Слайд 14)

Я – книга “Литературное чтение”.
Полистай мои страницы:
Здесь стихи и небылицы,
Сказки, басни, прибаутки,
Поговорки, даже шутки.

Буратино: (подходит к книге, смотрит)

Пушкин, Лермонтов, Толстой…
Да, учебник непростой
Так много интересного,
Пока мне не известного.
Литературное чтение:
Я от Букваря слыхала,
Что вы знаете не мало.
Любознательных люблю,
Щедро знания дарю.
Всем, кто хочет много знать,
Хорошо надо читать.

Отгадайте мои загадки, о каких литературных героях идет речь?

Загадки. (Слайд 15–16)

1. – Спасите! Нас съел серый волк… (козлята из сказки “Волк и семеро козлят”.)

2. – Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко… (мышка из “Курочки-рябы”.)

3. – Всё закончилось благополучно, только мой хвост остался в поруби… (Волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк ”.)

4. – Дорогие гости, помогите! Паука-злодея загубите!... (Муха-Цокотуха из сказки “Муха-Цокотуха”.)

5. – Я от дедушки ушёл, я от бабушки ушёл. (Колобок.)

6. – Ой, вы, бедные сиротки мои, утюги и сковородки мои. (Федора.)

7. – Я пришью ему новые ножки, он опять побежит по дорожке. (Айболит.)

8. – Приходите, тараканы, я вас чаем угощу. (Муха – Цокотуха.)

9. – Спокойствие, только спокойствие. (Карлсон.)

Молодец, Букварь. Хорошо ребят научил.

За ребят я очень рада!
Вижу, учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид –
Знают русский АЛФАВИТ.

12.

Спасибо, друг, за все (Слайд 17)
Что сделал ты для нас!
За слово первое твое,
За первый твой рассказ.
Нас научил читать, писать,
Слова на слоги разбивать.
Прошли с тобой от А до Я.
И с нами будешь ты всегда!
Мы хотим сказать тебе “Спасибо!”
Мы тебя за все благодарим!
Говорим тебе мы “До свидания!”
“Здравствуй!” новым книгам говорим! (Слайд 18)

Игра с шарами. (Поднимайте вверх шарики только определенного цвета.)

Ведущий:

Дорогие ребята, вы пока не устали?
А вот шарики в ваших руках заскучали.
А ну-ка поднимем их дружно, повыше!
А еще выше, до самой крыши!
Ну, а теперь подскажите мне срочно.
Не ошибайтесь, показывать точно.
Какие весной распускаются почки? (Зеленые.)
А лучи солнца, какие всегда? (Желтые.)
А ночью, над нами какая звезда? (Зеленые, желтые, красные.)
А праздник веселый здесь всех нас собрал.
Какой разноцветный здесь шариков бал? (Все.)
А если к веселью не будем близки,
Какими же станем мы все от тоски? (Зеленые, синие.)
Приветствуя новый спектакль хороший,
Какими же станут наши ладоши? (Красные.)
Так пусть только радостью светятся лица,
И солнце, каким только цветом искрится? (Желтые.)
Пусть всех нас минует беда,
Пусть будет небо, какое всегда? (Синее.)
А праздник веселый здесь всех нас собрал.
Какой разноцветный здесь шариков бал? (Все.)