Семинар учителей русского языка "Готовимся к ЕГЭ (часть С)"

Разделы: Русский язык


Цель урока: подготовить учащихся к выполнению заданий части С вариантов ЕГЭ.

Задачи урока:

  • формировать умение определять проблему текста, авторскую позицию, создавать комментарий к проблеме текста;
  • работать над развитием устной и письменной речи учащихся;
  • воспитывать навыки самостоятельной работы и работы в малых группах.

Оборудование: тексты для анализа, папки со схемами и алгоритмами, мультимедийная установка, презентация к уроку, критерии оценивания задания части С.

Ход урока

I. Организация класса, подготовительный этап (раздача материалов к уроку)

II. Работа по теме урока:

1) знакомство с критериями оценки задания части С;
2) работа по формированию умения определять проблему текста.

Текст 1, слайды 1-3.

Прочитайте текст. Отметьте вопрос, на который в тексте нет ответа.

Создание коллектива в школе или других учебных заведениях было неотъемлемой частью российской системы образования, тесно связанной с её целями и задачами, а также национальными особенностями. Безусловно, явление яркое и положительное, оно диктовало во многом и свои законы, влиявшие на систему в целом. Сейчас нередко приходится слышать о том, что среди российских студентов распространено такое явление, как списывание. Особенно негодуют сталкивающиеся с этим американские педагоги. В американских университетах плагиат является одним из самых страшных нарушений, за которое студент подлежит немедленному исключению. В России же на это смотрят сквозь пальцы, а на того, кто сообщит о подобном нарушении, ещё и посмотрят косо. Часто подобного рода явления приписывают советской системе и “тоталитарному” режиму. Однако корни его гораздо глубже.

(А. Павловская)

Нужно ли мириться со списыванием в российских учебных учреждениях?
Чем объясняется широкое распространение списывания в российской системе образования?
Уступает ли российская система образования американской?
Что является неотъемлемой частью российской системы образования?

Алгоритм выявления проблемы художественного текста

  • Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
  • Определите, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях.
  • Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, равнодушие, эгоизм).
  • Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.

Алгоритм выявления проблемы художественного текста (от позиции автора к проблеме)

  • Выявите основную мысль текста.
  • Запишите её в виде законченного предложения.
  • Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
  • Выявите основную мысль текста.
  • Запишите этот вопрос, он и будет проблемой текста.

Типовые конструкции для формулирования проблемы

  • Автор размышляет над проблемой...
  • Автор текста затрагивает проблему...
  • В центре внимания автора проблема...
  • В тексте (имя и фамилия автора в род. п.) поднимается проблема...
  • Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род. п.) посвящен проблеме...
  • Текст (имя и фамилия автора в род. п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой...
  • (Имя и фамилия автора в им. п.) предлагает своим читателям задуматься над проблемой...
  • Как (зачем, почему и т.д.)..? Именно эта проблема привлекла внимание автора.
  • Что такое долг (честь, благородство, интеллигентность и т. п.) и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет автор.

3) Работа с таблицей по соотнесению проблем и их типов, слайд для самопроверки

Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

  • 1.В чём опасность политики национализма?
  • 2.Можно ли избежать социальной несправедливости?
  • 3.В чём смысл человеческой жизни?
  • 4.Нужно ли заботиться об окружающих людях?
  • 5.Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?
  • А. Философская.
  • Б. Политическая.
  • В. Экологическая.
  • Г. Нравственная.
  • Д. Социальная.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА “ТАНЦУЕМ СИДЯ”

Руки на пояс поставьте вначале,
Влево и вправо качайте плечами,
Вы дотянитесь мизинцем до пятки –
Если сумели, всё в полном порядке!

4) Знакомство с типовыми конструкциями для формулирования проблемы (слайды).

Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы

  • Проблема (какая?).

Сложная, важная, актуальная, острая, нерешенная.

  • Проблема (чего?).

Воспитания, образования, интеллигентности, смысла жизни, влияния красоты природы на человека…

5) Работа по формированию умения составлять комментарий к проблеме.

Прочитайте текст и сформулируйте его проблему.

История человечества — это история его культуры, потому и покушения на культуру (а общечеловеческая культура состоит из множества национальных) всегда покушение на человечество в целом. Чингисхан сжигал города и уничтожал святыни не только по врождённой злобности, но и по причине отсутствия элементарной культуры, непониманию того, что, кроме коня и шатра, существуют в мире и другие реальные ценности. Это я говорю не в извинение Чингисхану, а с иной целью — объяснить, что цивилизованные вандалы действуют не от неведения, не от темноты, но опираясь на чёткую уверенность в том, что регресс, уничтожение высокой культуры в целом или же высокой культуры того или иного народа лично для них — благо. В одном случае приходит на ум мысль сжечь чужие города, а ценности из чужих музеев перетащить в свои, в другом — отменить, если удастся, Шаляпина, чтобы Шаляпин самим фактом своего явления в мир не подчёркивал бы, что кто-то никогда не сможет стать Шаляпиным. И вместо высокого акта приобщения к пикам искусства возникает зависть и агрессия.

(По Н. Самвеляну)

Текст, таблица.

6) Работа по формированию умения определять авторскую позицию

Прочитайте текст. Укажите утверждение, которое не соответствует позиции автора

  • Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах людей, они будят те добрые и чистые человеческие чувства, без которых немыслима, просто не нужна детская литература. И это редкий дар, потому что писать для взрослых несколько проще — здесь легче настроить волну чувств, легче мысленно ощутить ответную волну, здесь иногда читатель простит непростоту, лишнее слово, лишний абзац, простит во имя общего направления мысли.
  • На детских книгах Чуковского воспиталось уже не одно поколение. Видимо, это объясняется тем, что сюжет, строфы его сказок, образы их, даже ритм являются настолько органичными для детского восприятия, что трудно представить себе ребёнка, который не запомнил бы на всю жизнь и не полюбил храброго комара, или бесстрашного Ваню Васильчикова, или милого доктора Айболита, готового всегда прийти на помощь.
  • (По Ю. Бондареву)
  • Сказки Корнея Чуковского будят добрые и чистые человеческие чувства.
  • Сказки Чуковского запоминаются на всю жизнь, так как их сюжеты и образы соответствуют детскому восприятию мира.
  • Писать для детей проще, чем для взрослых, так как для детей эмоциональное восприятие текста важнее его языкового оформления.
  • Основная задача детской литературы — формирование нравственных основ личности.

Типовые конструкции для выражения авторской позиции

  • Автор считает, что...
  • Автор подводит читателя к выводу о том, что...
  • Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу...
  • Позиция автора такова...
  • Позиция автора, как мне кажется, может быть сформулирована следующим образом...
  • Автор призывает нас (к чему)
  • Автор убеждает нас в том, что...
  • Автор осуждает (кого/ что, за что)
  • Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.
  • Основная цель автора заключается в том, что...
  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что...

Используя выделенные опорные элементы текста, сформулируйте и запишите позицию автора

Ах, как спешат мои кони! Я не гоню их, но и не удерживаю; дни мелькают, как верстовые столбы, и мне неведом их конечный счёт. И это прекрасно, и надо каждый день начинать так, будто он — последний, а ложась спать, с ликованием ощущать, что впереди — целая жизнь. Да ещё и непочатая.

Я всю жизнь мечтал передохнуть. Долго-долго — с мая по октябрь — бродить по сёлам и рекам, встречаться с людьми, собирать грибы, ловить рыбу, с уютной думою глядеть в ночной костёр и просыпаться от капель росы. А вместо этого я всё бегу и бегу, неизвестно куда, бегу, задыхаясь и падая, и всё никак не могу добежать.

Ах, как быстро летят мои кони!

(по Б. Васильеву)

Таблица, клише.

7) Прочитайте текст и прокомментируйте проблему данного текста.

Я — старый человек. Пережил солдатом большую войну, исходил пешком и Россию, и Европу. Среди моих близких друзей были и есть и армяне, и азербайджанцы, и грузины, и эстонцы, и немцы, и многие другие. И теперь, на пороге смерти, я вынужден наблюдать то клиническое безумие ненависти, которое охватывает целые пространства нашей земли. Я жалею тех из них, кто ослеплён ненавистью. Неужели же они не видят, что ими играют и что те, кто сейчас из-за кулис разжигает кровавый туман, завтра направят удар против них? То, что делают их руками, очень скоро сделают с ними чьими-нибудь третьими. А те, кто стоит за кулисами, выступят как миротворцы, когда сочтут, что обе стороны пролили достаточно крови.

Эпоха мелких конфликтов и частных столкновений кончилась. Мир един, и то, что происходит на одном конце, неизбежно отзывается на другом. Спрятаться не удастся никому. Колокол звонит по каждому из нас.

(По Ю. Лотману)

8) Закрепление умений и навыков (рефлексия)

Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме.

Стремительное развитие мира в эпоху информационной революции не позволяет людям всю жизнь пользоваться полученным в молодости багажом сведений. Во многих отраслях каждые пять-десять лет почти полностью обновляются знания и навыки, необходимые работнику. Ещё сравнительно недавно бухгалтер ассоциировался со счётами и нарукавниками. Сегодня эта профессия немыслима без компьютера. Современные технологии внедряются повсюду, с ними сталкиваются чиновник, дворник, военный, продавец. Всё, что человек знал и умел, может устареть и стать ненужным, и его дальнейшая судьба будет зависеть от того, как быстро и эффективно он сможет освоить новые требования.

Так реальная ситуация в корне меняет представление о том, что значит быть образованным человеком. В сегодняшнем мире мало толку от обученности, необходима обучаемость — умение, способность, желание учиться. Нет смысла много знать — всё равно нельзя знать достаточно; важно уметь быстро и правильно найти нужную информацию, творчески применить её.

Есть только одна сфера, остающаяся почти равнодушной к требованиям времени. Как ни парадоксально, это именно сфера традиционного образования, особенно школьного. Головы учеников по-прежнему стремятся наполнить как можно большим количеством пассивно усвоенных знаний. Средний выпускник школы помнит множество дат, формул и правил, причём большинство из них ему никогда не понадобится. Однако он не умеет пользоваться литературой, самостоятельно рассуждать, находить аргументы в споре.

И всё же даже такая консервативная структура, как школа, не сможет бесконечно сопротивляться изменениям. Требования общества постепенно заставляют её искать новые формы преподавания. Значит ли это, что в будущем совсем откажутся от фундаментального образования и реальное общение с педагогом заменится виртуальным? Наверное, нет. Чтобы вести поиск информации, осваивать новые знания и умения, нужны “чёткая система координат”, развитое, тренированное мышление. А это требует прочной образовательной базы, заложенной в юности. Учитель тоже необходим, но он уже не столько хранитель сведений, сколько проводник в мир познания. Его задача — привить вкус к знанию, стремление к истине, желание постоянно обновляться и совершенствоваться.

(По Л. Петрановской)

Проблема Позиция автора
1) Что значит быть образованным человеком в современном мире?  
2)Проблема современного школьного образования (какова  
главная задача современного образования?)  
3) Проблема роли учителя (какова роль учителя в современном образовании?)  

III. Комментирование д/з: текст и задания к нему

Прочитайте текст. Сформулируйте позицию автора по каждой названной проблеме, заполните таблицу.

Давно замечено, что в наше время мир чувства особенно отчётливо противопоставляется миру интеллекта. Мы ориентированы на знание, науку, технику; достижения разума поражают разум. Сильный ум открывает новые способы производства; а что может дать ему сильное чувство? Что страсти? Разумный человек понимает свои обязанности, и на него можно положиться. А что делать чувству возле конвейера? И как чувством управлять?

Так возникает ложное представление о превосходстве разума над чувствами, об антагонизме между чувствами и разумом, о пользе ума и бесполезности чувства. Будем помнить об этой опасности, размышляя о воспитании ума. Даже для удобного изучения, даже временно, даже в виде допуска не должны мы разделять ум и чувство. В “чистом виде” ум и чувство не существуют, не воспитываются и крайне опасны для человека и его окружения. Вода — соединение кислорода и водорода, но не кислородом и водородом утоляем мы жажду, а всё-таки водой.

Развитый ум, соединённый с высокой совестливостью, называется интеллигентностью. Это слово появилось в России в середине XIX века, когда серьёзное образование от дворян перешло к разночинцам и снова обострилась вечная проблема “знание и нравственность”. Аристократы отличались, как было принято считать, благородством. Но чем будут отличаться новые образованные люди? В чём их благородство? “В интеллигентности”,— был ответ. В благородстве духа. Так язык ответил на потребность общественного развития, и появилось новое слово, перешедшее во многие языки мира. Интеллигентность то же, что и духовность, но в основе её вера в правду, порождённая разумом и образованием. Интеллигент — человек, соединяющий в себе знания и нравственность. На место дворянской родовой чести пришла честь интеллигента, которая состоит в уважении к разуму и правде.

В наше время образование снова делает грандиозный скачок, оно становится всеобщим. Следовательно, опять обостряется проблема знания и нравственности, ума и сердца. Самыми опасными людьми становятся не тёмные, необразованные работники — их всё меньше и меньше, а именно образованные, но неинтеллигентные. Выученные, но бессовестные. Умеющие добиваться своих целей, но не умеющие отказываться от них, если для их достижения приходится прибегать к неправым средствам. Интеллигентность, которая прежде была уделом относительно небольшой группы людей, интеллигенции, теперь должна быть непременным качеством каждого человека.

Будем растить ребёнка так, чтобы в этом мире на одного интеллигента стало больше.

(По С.Соловейчику)

Проблема

Позиция автора

1) Проблема соотношения разума и чувства в жизни человека. (Можно ли утверждать пользу ума и бесполезность чувства в жизни человека?) 1)
2) Проблема знания и нравственности. 2)
3) Проблема интеллигентности. (Что такое интеллигентность? Каковы основные качества интеллигентного человека?) 3)

IV. Оценки и их комментарий

V.

Заключительные слайды презентации как пожелание дальнейших успехов, настрой на исполнение мечты.

Приложение 1

Приложение 2 (презентация)