Комплексное занятие по математике в старшей группе на тему "Цветик-семицветик"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели занятия: совершенствовать навыки прямого и обратного счета; учить соотносить цифры с количеством предметов; закреплять умение увеличивать и уменьшать числа.

Задачи занятия:

  1. Учить составлять простые задачи и решать их.
  2. Закреплять умение составлять изображение предметов из геометрических фигур.
  3. Упражнять в ориентировке на листе бумаги. Закреплять представления о последовательности дней недели.
  4. Учить детей правильно отвечать на вопросы воспитателя, развивать связную речь.
  5. Развивать внимание наблюдательность, любознательность, желание решать задачи.
  6. Воспитывать у детей интерес к выполнению математических заданий.

Оснащение: изображение дерева, балкона дома, ворон (для фланелеграфа). Восемь баранок, нанизанных на веревку. Изображение вазы, разрезанное на несколько частей в форме геометрических фигур. Цветок из картона с семью лепестками красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового цвета с заданиями на обратной стороне. Тетрадь в клетку, игрушечный зверь – на каждого ребенка. Иллюстрация к сказке В.Катаева “Цветик-семицветик” (”Женя на Северном полюсе”). Лепестки из цветной бумаги, которые дети получают за правильные ответы и правильно выполненные задания.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня мы отправимся в знакомую вам сказку Валентина Катаева “Цветик-семицветик” (Приложение 1).

Жила-была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки. (Показывает баранки на веревке.) Сколько баранок купила Женя? (Восемь.) Но пока она шла домой и смотрела по сторонам, все баранки съела собака. Сначала собака съела одну баранку. (Снимает с веревки одну баранку.) Сколько баранок осталось у девочки? (Семь.) Затем собака съела еще одну баранку. (Снимает с веревки.) Сколько баранок осталось у девочки? (Шесть.) Но Женя загляделась на витрины магазина и ничего не заметила. А собака съела еще одну баранку. (Снимает с веревки еще одну баранку.) Сколько баранок осталось у девочки? (Пять.) Верно. (Воспитатель снимает с веревки остальные баранки по одной – их тоже съела собака, а дети считают.) Когда Женя спохватилась, у нее не осталось ни одной баранки. Побежала девочка за собакой, не догнала ее, но встретила старушку, которая подарила ей волшебный цветок. (Выставляет на доске цветок из картона.) Посмотрите на этот цветок и сосчитайте, сколько у него лепестков. (Семь.) Какого цвета лепестки? (Ответы детей.) Сколько красных лепестков (синих и т. д.)? (Ответы детей.) Значит, из скольких единиц состоит число 7? (Число 7 семь состоит из семи единиц: 7=1+1+1+1+1+1+1.)

Сколько дней в неделе? (Семь.) Как называется первый день недели? Какой по счету день недели будет завтра? Какой был вчера? (Ответы детей.)

Отрываем желтый лепесток.

Дети.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Воспитатель (читает задание на обратной стороне лепестка). Вели, чтобы все баранки снова были у Жени. (Нанизывает на веревку восемь баранок.) Как называется второй день недели? (Вторник.) Отрываем второй, оранжевый, лепесток. (Читает задание.) Нужно составить задачу про баранки. Сначала вспомним, из чего состоит задача. (Условие, вопрос, решение, ответ.) Какое условие у нашей задачи?

Первый ребенок. У Жени было восемь баранок. Одну баранку съела собака.

Воспитатель. Какой вопрос?

Второй ребенок. Сколько баранок осталось у Жени?

Воспитатель. Какое решение?

Третий ребенок. 8-1=7.

Воспитатель. Какой ответ у нашей задачи?

Четвертый ребенок. У Жени осталось семь баранок.

Воспитатель. Какое число 8 по отношению к числу 7? (Последующее.) Назовите число, предыдущее по отношении к числу 7. (6.) Назовите соседей числа 7 (6 и 8.)(Приложение 2).

За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание здесь и далее дети получают по лепестку из цветной бумаги.

Воспитатель. Пришла Женя домой, отдала маме баранки. Потом решила цветок поставить в вазу, но посмотрела в окно и увидела ворон. Стала их считать. (Выкладывает на фланелеграфе изображения дерева, балкона дома и семи ворон.) Сколько ворон сидело на ветках дерева? (Шесть ворон.) А на балконе? (Одна ворона.) Сколько всего было ворон? (Семь.) Одна ворона с ветки дерева перелетела на балкон. Сколько стало ворон на балконе? (Две вороны.) Сколько ворон осталось на ветке? (Пять ворон.) Вдруг все вороны взлетели, а потом снова расположились на ветках дерева и на балконе. Вот так! (Выкладывает на фланелеграфе.) Сколько ворон село на балкон? (Три вороны.) А на ветки дерева? (Четыре вороны.) Итак, из каких двух чисел состоит число 7? (Число 7 состоит из чисел 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4.)

Пока Женя считала ворон, ваза выскользнула у нее из рук и разбилась.

Чтобы мама не ругала Женю, давайте поможем девочке собрать осколки и склеить вазу. (Показывает детали разрезанной картинки.)

Вспомните, как называется третий день недели. (Среда.) Отрываем третий, красный, лепесток.

Дети.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Воспитатель (читает задание на обратной стороне лепестка). Вели, чтобы ваза стала как прежде. Давайте ее склеим. Но сначала назовите геометрические фигуры, из которых состоит ваза. (Ответы деталей.) Сколько треугольников, квадратов, ромбов, многоугольников? Чем отличается ромб от квадрата? (Ответы детей.)

Дети составляют разрезанную картинку (Приложение 3).

Воспитатель. Какой день недели идет после среды? (Четверг.) Отрываем четвертый, фиолетовый, лепесток.

Захотелось Жене много игрушек. Сколько игрушек получила девочка и что об этом говорится в сказке? (Ответы детей.) Чтобы, как Женя, не оказаться на крыше дома, выберите по одной игрушке. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Вы должны выбрать игрушку, назвать ее и сказать, где она находится на стеллаже. (Указывает на стеллаж с игрушками.) Например: “Я хочу взять слоненка, который стоит на верхней полке, слева от обезьянки и справа от лисички”.

Каждый ребенок выбирает игрушку и описывает ее местоположение.

Разминка

Воспитатель. А теперь отправимся с Женей на Северный полюс на ракете. Все присели, вытянули руки вперед: поднимаемся по ступеням трапа.

Дети вместе с воспитателем ведут счет от 1 до 10 и постепенно выпрямляются. На счет “десять” встают. Затем ведут счет в обратном порядке, постепенно приседая. На счет “один – пуск!” подпрыгивают (Приложение 4).

Воспитатель. Как называется день недели, следующий за четвергом? (Пятница.) Отрываем пятый, синий, лепесток. (Вывешивает иллюстрацию “Женя на северном полюсе”.) Мы оказались на северном полюсе на большой льдине среди белых медведей. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Сосчитайте всех медведей. Сколько среди них медвежат? Покажите самого большого медведя и самого маленького. Какой медведь стоит ближе всего к Жене, а какой дальше всех от нее? (Ответы детей.)

Наступает шестой день недели. Как он называется? (Суббота.) Отрываем шестой, голубой, лепесток.

Дети.

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.

Воспитатель. Вели, чтобы Женя оказалась снова дома. (Читает задание на обратной стороне лепестка.) Чтобы исполнилось это желание, надо проложить дорогу от льдины до города. Откройте тетрадь. Отступите от верхнего левого угла страницы две клетки вниз и две клетки вправо. Поставьте в следующей клетке точку и нарисуйте в клетке треугольник. Отступите одну клетку вправо и в следующей клетке нарисуйте круг, отступите еще одну клетку вправо и в следующей клетке нарисуйте квадрат. (Дети выполняют задание.) Продолжайте рисовать узор в этой последовательности до красной линии. Помните, на поля заходить нельзя! (Дети рисуют узор.)

Как называется последний, седьмой день недели? (Воскресенье.) У нас остался последний, зеленый, лепесток. Вспомните, как Женя его использовала. (Ответы детей.) Да, она оторвала лепесток и загадала, чтобы мальчик Витя, который не мог ходить, стал здоровым, потому что нельзя быть счастливым, если кто-то рядом с тобой страдает.

В конце занятия дети считают свои лепестки, выкладывают из них цветы. Воспитатель называет ребенка, у которого получился самый большой цветок (Приложение 5).