Компетентностно-ориентированный урок литературы по формированию базовой национальной ценности "Семья". 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Тема урока: “Мысль семейная”: семья и семейные ценности - в повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и способов деятельности.

Цели урока.

Предметные:

  • обеспечить понимание учащимися ценностных позиций повести А.С. Пушкина “Капитанская дочка;
  • продолжать учить читать и анализировать художественное произведение.

Метапредметные:

  • учить умению понимать проблему художественного произведения;
  • развивать интеллектуальные способности учащихся, необходимые для их успешной социализации;
  • продолжать учить давать оценку и суждение по поводу прочитанного и увиденного;
  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
  • формулировать выводы.

Личностные:

  • показать на примере художественного произведения ценности семьи;
  • помочь в осознании учащимися ценностей семьи;
  • помочь понять, что история государства складывается из истории каждой семьи.

Межпредметные:

  • учить саморегуляции во время письма на уровне каллиграфии, орфографии;
  • пополнять лексикон подростков;
  • продолжить учить умению работать с лексическим значением слова.

Для детей:

  • определить ценностные позиции автора в повести.

Оборудование к уроку: текст повести “Капитанская дочка”, рабочие листы (Приложение 1), компьютерная презентация (Приложение 3), правила групповой работы (Приложение 2).

Этапы урока

1 этап. Мотивационный

Цели:

  • включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне;
  • создание условия для эффективного процесса по получению суммы знаний для обогащения личного опыта учащихся, для повышения их интеллектуального, эмоционального развития и саморазвития;
  • актуализация социального опыта и знаний учащихся.

Методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа);
  • метод стимулирования познавательной деятельности (похвала, оценка).

Формы учебной деятельности:

  • индивидуально-обособленная;
  • фронтальная.

2 этап. Целеполагание

Цель:

  • формирование у учащихся способности самостоятельной постановки целей на урок;
  • продолжение обучению планировать свою деятельность по достижению целей.

Методы обучения:

  • словесный (беседа);
  • метод выработки учебных умений и накопления опыта;
  • метод развития личностных качеств учащихся.

Формы учебной деятельности:

  • фронтальная;
  • личностно-обособленная.

3 этап. Применение знаний и способов деятельности

Цель:

  • обеспечение усвоения учащимися знаний и способов деятельности на уровне их применения в разнообразных ситуациях;
  • обеспечение развития у учеников умений самостоятельно применять знания и способы деятельности в разнообразных ситуациях с учётом их индивидуального познавательного стиля.

Методы обучения:

  • метод совместного нахождения решения учебной задачи;
  • словесный (объяснение);
  • метод стимулирования познавательной деятельности (похвала, оценка).

Форма учебной деятельности:

  • групповая.

4 этап. Рефлексия

Цели:

  • инициирование рефлексии деятельности, эмоционального состояния учащихся, их взаимодействия с учителем и одноклассниками;
  • обеспечение усвоения учащимися саморегуляции и сотрудничества.

Методы обучения:

  • словесный (беседа);
  • метод стимулирования познавательной деятельности (похвала, оценка).

Формы учебной деятельности:

  • индивидуально-обособленная;
  • фронтальная.

5 этап. Подведение итогов урока

Цели:

  • качественная оценка успешности достижения целей урока;
  • перспектива на последующую работу.

Методы обучения:

  • словесный (слово учителя).

Формы учебной деятельности:

  • индивидуально-обособленная.

6 этап. Домашнее задание

Цели:

  • обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Методы обучения:

  • словесный (объяснение).

Формы учебной деятельности:

  • индивидуально-обособленная.

Приложение 4