Метапредметный урок "Повторение и обобщение изученного материала по разделу "Орфография. Культура речи". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Цели урока.

  1. Повторить и систематизировать изученный материал по теме “Орфография. Культура речи”.
  2. Развивать логическое мышление и аналитические навыки. (Видеть и находить в художественном тексте изобразительно-выразительные средства языка, работать со словом с точки зрения не только грамматической, но и функционально-семантической, использовать полученные знания при анализе текста для написания творческой работы).
  3. Воспитывать бережное отношение к слову, чувство любви к родному языку, интерес к творчеству поэта.

Оборудование: портрет В.И.Лебедева-Кумача, презентация книг о войне художественного и публицистического стилей (К.Федин “Костер”, “Слово о полку Игореве”, Л.Н.Толстой “Севастопольские рассказы”, “Война и мир”, словарь В.И.Даля, запись песни “Священная война”, картины о войне, ИКТ).

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

На предыдущих занятиях мы анализировали тропы и фигуры речи, с помощью которых авторы изображали ужасы войны и чувства героев, а мы познавали художественную глубину замысла автора.

Тема войны нашла отражение и в произведениях живописи. Обратите внимание на выражение лиц героев картин.

Большинство литературных произведений, посвященных войне, были написаны художественным и публицистическим стилями. Обратите внимание на книги, особенно на те, с которыми вы не знакомы.

О войне было создано немало выдающихся по художественным достоинствам, пронзительных по выражаемому чувству произведений. Многие стихотворения, посвященные Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, стали песнями.

Песня “Священная война” обладает ошеломляющей силой воздействия на душу человека, поэтому остается в этом ряду непревзойденной. Конечно, во многом – благодаря музыке Александра Васильевича Александрова, основателя известного Краснознаменного ансамбля песни и пляски, носящего его имя. Неотделим от музыки и текст, написанный Василием Ивановичем Лебедевым-Кумачом.

О первом исполнении песни “Священная война” на Белорусском вокзале в Москве рассказал в романе “Костер”, завершающем трилогию, в которую входят романы “Первые радости” и “Необыкновенное лето”, писатель нашего края Константин Федин:

“Симфония ухода на фронт: последние приветы, плач, ободряющие напутствия, воинские команды. И вдруг, пробиваясь сквозь это, возникла и начала расти песня. И бойцы в многочисленных залах ожидания, на платформах, еще не зная мелодии, не различая слов, выше поднимали головы, стараясь прислушаться и понять – что же за сила заключена в чеканных звуках хора…

Пастухов, знавший меру своей музыкальности, был все же памятлив на доходчивые напевы и с первых тактов песни признал ее новой, никогда не слышанной. Да и не стали бы армейцы так бушевать, требуя повторения песни, коли она была бы давно знакома. Не стали бы ее так слушать. А слушали они жадно, словно припали к роднику иссохшими губами.

Большинство смотрело на хор, но многие кверху, совсем куда-то оторвавшись, улетев. Губы были сжаты, кое у кого даже стиснуты либо закушены, а другие будто что-то лепетали.

Но наперекор розности лиц было в них нечто единящее, и оно вспыхивало общим отзывом, когда хор начинал повторять припев. Он был торжественен, как гимн, призывен, как походный марш. По залу пролетало едва приметное шевеление в ответ на музыку голосов, и все больше ртов неслышно вторило ей.

Слова песни чаще убегали от Пастухова, чем схватывались им. Напев вел его с тою же властью, что и всех людей, которых он видел. Но не в напеве и не в гармонии голосов чудилась ему сила музыки. Она кровью сердца билась в ритме.

Это было самое возвышенное, что когда-нибудь сказалось русским поэтом о человеческом слове мольбы, о его власти, его обаянии. Пастухову уже не казалось, что он поет вместе с хором, вместе с залом – поет с Красной Армией, повелительно чеканящей от слова к слову новую песню:

Идет война народная,

Священная война…

  • Песня есть – все есть!..

“Воистину, - подумал Пастухов, - все есть. Все во мне живо, все, что есть сильного, прямого, доброго…” (Книга 2, глава 8, часть 2).

2. Работа с текстом.

  • Послушайте это произведение. Что вы услышите в нем?

(Звучит запись песни).

(Эта песня звучит как торжественный гимн. Мы слышим суровую простоту солдатской песни и тяжелую размеренность марша, под который идут в сражение. Содержанием и целью песни является призыв к народу на битву с врагом).

- Чтобы оценить вклад поэта, мы должны уметь видеть слова – образы, художественные средства, которыми пользовался автор текста. Дома вы оформите наблюдения в форме рецензии на данное произведение.

- Повторяя изобразительно-выразительные средства языка, пишем словарный диктант-тезаурус.

(Ученик у доски).

Поэтическое определение. Эпитет

Сопоставление понятий по смежности, вместо названия одного предмета дается название другого предмета. Метонимия

Особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Инверсия

Употребление слова или выражения в переносном смысле на основе сходства двух предметов или явлений . Метафора

Расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее или ослабевающее значение. Градация

Неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений. Повтор или рефрен

Бессознательное или целенаправленное   воспоминание о другом произведении, прием рассчитан на ассоциации читателей. Реминисценция

Повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф. Анафора

(Проверка записи на доске).

/Текст стихотворения дан на доске. Ученики у доски выполняют задания. Остальные работают самостоятельно. Проверка и беседа проходит после каждой строфы.

Осложненное списывание
Вст..вай, стр..на огромн..,
Вст..вай /на/смертн.. бой
С фаш..с..ской сил.. темною,
С пр..клятою ордой!

Задания.

- Объяснить правописание. Над какими орфограммами работали?

(Проверяемые гласные в корне, написание предлогов с частями речи, непроизносимые согласные в корне слова, падежные окончания прилагательных, существительных, написание приставок.)

- Дайте характеристику данному предложению и его грамматической основе.

(По цели высказывания и эмоциональной окраске предложение восклицательное, по структуре простое, по наличию главных членов односоставное, обобщенно - личное, осложнено обращением. Сказуемое выражено глаголом в форме повелительного наклонения, при повторе которого звучит призыв, клич. Данная форма глагола, его оттенок грамматического значения здесь настолько естественны, что кажутся единственно возможными.)

Вопрос.

- Какие тропы использовал поэт в этой строфе?

(Обращение выражено метанимическим переносом слова “страна”. Страна – это народный монолит, в котором отдельные индивидуальности, различающие людей, стерты, т.к. в данном случае несущественны. Здесь звучит единство субъекта и адресата, человек и страна. В тексте нет лирического “я”, есть “мы” - это огромная страна, встающая на смертный бой “с проклятою ордой”.

Обращает на себя внимание эпитет “огромная”. Одно из значений слова “огромный” - чрезвычайно большой по степени, по глубине, по силе проявления. Оно характеризует не пространство, не величину территории страны, а ее неисчерпаемые человеческие ресурсы.)

Вывод.

Так, благодаря внешне незамысловатому словосочетанию “страна огромная”, песня уже своей первой строкой поднимает дух народа, напоминая о главном источнике его непобедимости.

- Какие еще средства выразительности есть в этой строфе?

(Начиная со второй строки, используются устойчивые словосочетания, характерные для русского фольклора: богатырских былин, сказаний. Как историческую реминисценцию следует рассматривать упоминание о “проклятой орде”, с которой на “смертный бой” уже вставал некогда русский народ. В современном толковании “орда” - это вражеское войско, полчище. В тексте это фашистская орда. Но основное значение слова “орда” - это название монгольских феодальных государств в эпоху средневековья / Золотая орда, Крымская орда/. Поэтому, употребляя слово “орда”, поэт подчеркивает, что страна поднимается на бой не просто с вражескими полчищами, а с государством, начавшим варварскую агрессию.)

/Запись 2-ой строфы. Ученик у доски./

Пусть ярость благородная
В..кипает как в..лна
Идет в..йна народная
Св..щенная в..йна.

Задания.

- Объясните орфограммы и пунктограммы, над которыми работали. Какие тропы есть в этой строфе?

(Проверяемые гласные в корне слова, написание приставок на - -З /-С, тире в БСП).

Сравнение “как волна”, которое обособляется запятыми, передает возбужденное, тревожное состояние людей, сильное душевное волнение в ожидании чего-то неизвестного и неприятного. Инверсия в БСП, где второе предложение имеет значение времени, употреблена поэтом с целью придания предложению особой выразительности.)

/Запись 3-ей строфы. Ученик у доски/.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей
Насильникам грабителям
Мучителям людей.

Задания.

- Объяснить пунктограммы предложения, произвести его синтаксический разбор, морфемный разбор слова “насильникам”, словообразовательный разбор этого слова.

(По цели высказывания это предложение повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное, по структуре простое, по наличию главных членов односоставное, обобщенно-личное, осложненное однородными дополнениями, которые выражены злыми, хлесткими словами, ярко отражающими отношение русских людей к агрессору. Экспрессивными существительными дана характеристика врага.

Насильникам – сила (приставочно-суффиксальный способ).

/Запись 4-ой строфы. Ученик у доски/.

/Не/сме..т крылья ч..рные
Над Родиной л..тать
П..ля ее просторные
/Не/сме..т вра.. т..птать

Задания.

- Объяснить правописание. Над какими орфограммами работали?

(Написание НЕ с частями речи, О-Е после шипящих в корне, проверяемые безударные в корне, проверяемые согласные в корне, личные окончания глагола.)

Вопрос.

- Охарактеризуйте литературные приемы этой строфы.

(В 4-ой строфе – метонимия “черные крылья” - вражеская авиация, т.к. самолеты были окрашены в черный цвет. Это словосочетание – символ беды и сражения в русском фольклоре. “Черный ворон” - зловещая птица. “Ты не вейся, черный ворон, над моею головой,” - поется в народной песне. “Черный ворон” - это на Руси символ врага. “Черный ворон, поганый половчанин” - в “Слове о полку Игореве”.)

- Символика черного ворона органично воспринимается и в современных стихах, например у Булата Окуджавы:

Если ворон в вышине –
дело, стало быть, к войне…
Чтобы не было войны –
Надо ворона убить…

(А словосочетание “поля просторные” в этой же строфе песни тоже перекликается с былинным “чисто поле”).

Вывод.

Таким образом, “Священная война” пронизана фольклорными ассоциациями.

/Запись 5-ой строфы. Ученик у доски.)

Гн..лой фашистской /не/чисти
З..гон..м пулю в ло..
Отребью человечества
Сколот..м кре..кий гро..

Задания.

- Объяснить правописание. Над какими орфограммами работали?

(Проверяемые гласные в корне, НЕ с частями речи, написание приставок, проверяемые согласные в корне, личные окончания глагола.)

Вопрос.

- Какие приемы использует поэт в этой строфе?

(Образ врага представлен обобщенно. Это метонимия. Автор употребляет собирательные существительные “нечисть”, “отребье”, “враг”.)

Вывод.

Такую метонимию использовал М.Ю.Лермонтов в стихотворении “Бородино”, рассказывая о другой войне:

Изведал враг в тот день немало;
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана…

(Для величаво-грозной “Священной войны” удивительно органичными оказываются разговорные слова с отрицательной окраской “ нечисть, отребье”. Отребье – устаревшее значение – “непригодные к употреблению, использованные остатки чего-либо, отбросы”, современное переносное – “морально разложившиеся, опустившиеся элементы общества”.

“Священная война” пронизана фольклорными ассоциациями. Только обращение к русскому фольклору позволяет верно оценить и определение “фашистской нечисти” прилагательным “гнилая”. Без этого неясны мотивы употребления его в значении “испорченный или разрушенный гниением, гниющий, разлагающийся”. Тем не менее, прилагательное употреблено именно в этом значении, т.к. определяет существительное “нечисть”, многозначное в современном русском языке. Но эпитет “гнилая” свидетельствует о том, что существительное “нечисть” в тексте песни реализует свое основное значение, пришедшее из народных поверий, где так называют темные силы, враждебные человеку. В 1-ой строфе упоминается “сила темная”. Эта сила страшит человека, но и вызывает отвращение, гадливость. Фольклорная нечисть обитает в болотах, трясине, омутах. Поэтому так естественен эпитет “гнилая” к “фашистской нечисти”: “гнилыми” русский народ называет затхлую воду, отвратительный запах, запах разложения, смерти.

Метафоры “загоним пулю в лоб” и “сколотим крепкий гроб” рисуют лексикой разговорного стиля реалистические, с бытовыми подробностями картины. Благодаря им, образ вражеской нечисти становится зримым, опредмеченным. Но такой подчеркнуто сниженный стилистический план не ослабляет высокой духовности “Священной войны”.)

- Какое слово в этом тексте будет ключевым, на которое автор обращает наше внимание?

(Ключевым для песни словом, определяющим ее нравственную тональность, является прилагательное “священный”, “Священный” - значит, освященный великой целью, благородный, обладающий святостью”.

С прилагательным “священный” в гармонии находится словосочетание “ярость благородная”. Только здесь обращает на себя слово “ярость”. Ведь ярость – чувство малопочтенное, неприятное. В словаре объясняется как “сильный гнев, бешенство”. У В.И.Даля “ярость” - крайнее проявление эмоций, не просто “сильный гнев”, но “озлобление, лютость, зверство, неистовство, порывы силы бессмысленной, стихийной”. Иллюстрация этого слова в словаре: “Человек в ярости безумен: как медведь на рогатину прет”.

- Назовите синонимы слову “ярость”.

Запишем синонимичный ряд этого слова с градацией по нарастанию эмоционально-смысловой значимости.

/Ученик у доски /

(Ярость – буйство, бешенство, неистовство, иступление).

- С какой же целью поэт соединил такие экспрессивно неподходящие, контрастирующие слова?

(Словосочетание “ярость благородная” становится безукоризненно точным наименованием совершенно особого чувства, которое испытывает сильный и свободолюбивый народ к агрессору).

- Посмотрите на 2 и 6-ю строфы. Какое изобразительно-выразительное средство языка использует поэт? С какой целью?

(Данные строфы – рефрен. Поэт, используя повторение, акцентирует наше внимание на его содержании. В этих строфах заключена идея текста: началась сященная для всего народа война).

- Каким стихотворным размером написан текст?

(Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, который передает ритм шага людей, идущих защищать свою Родину от врага. Рифма рефрена перекрестная, с мужским окончанием, т.к. последний слог ударный, с ассонансом в конце сток.)

3. Итоги урока.

- Назовите орфограммы и пунктограммы, над которыми мы работали в течение урока.

(Орфограммы написания гласных и согласных в разных морфемах слов. Пунктограммы в простом предложении с однородными членами, тире, запятая в бессоюзном сложном предложении.)

- Назовите тропы и фигуры речи, которые использовал поэт Василий Иванович Лебедев – Кумач в стихотворении “Священная война”.

(Поэт в тексте использовал литературные тропы: эпитет, сравнение, метафору, метонимию,

поэтический синтаксис: бессоюзие, инверсия,

интонационные фигуры: рефрен, анафора, градация.)

Вывод.

Отбор нужных слов и конструкций, умелое и бережное отношение автора к слову, смысловая многоплановость, эмоциональная и экспрессивная точность языка песни, которая с момента ее первого исполнения стала не только музыкальным символом, эмблемой Великой Отечественной войны, но и своего рода манифестом народа, помогли нам насладиться языком поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача и понять не только основную мысль произведения, но и ее оттенки.

(Оценки поясняются и выставляются в ходе урока).

Домашнее задание: записать наблюдения в форме рассуждения на текст стихотворения В.И.Лебедева-Кумача “Священная война”.