Коуч-сессия "Интерактивные формы и методы в преподавании и обучении"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: представить опыт работы по использованию стратегий Программы 7 модулей в профессиональной деятельности педагога.

Задачи:

  • обмен опытом использования стратегий Программы 7 модулей в формировании общих и профессиональных компетенций педагогической деятельности;
  • совместная отработка с участниками коучинга стратегий в интерактивном режиме;
  • оказание методической помощи участникам коучинга  для профессиональной деятельности;
  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками.

Ожидаемый результат: применение методов и приемов в практике преподавания.

Ресурсы: презентация Power Point, инструктивные карточки для работы в группах, листы формата А4, маркеры.

План проведения

1. Мотивационно-целевой этап.

А. Фазылбекова Г.Б. – участник Lesson Study

  • Эмоциональный настрой.
  • Командообразование.

Б. Ишмухаметова А.М. – сертифицированный учитель 1 уровня

  • Мозговой штурм.
  • Целеполагание.

2. Деятельностно-обобщающий этап.

  • Стратегический прием модуля НП, КМ “Прочитай – напиши – запомни”..

Телекпаева С.А. – учитель англ. языка, сертификат 3 уровня.

  • Взаимооценка при работе в группе . Модули НП, ОО и ОдО.

Рафикова Р.Ч. - учитель начальных классов, сертификат 3 уровня .

  • Виды рефлексивной техники: “Рефлексивная мишень”, “Острова”, “Blob-tree”

Ишмухаметова А.М. – сертифицированный учитель 1 уровня.

3. Рефлексивно-оценочный этап.

  • Разминка для улучшения мыслительной деятельности.
  • Обратная связь.
  • Рефлексия

Тохтарова Ж.Х. – подопечный учитель, участник Lesson Study.

Ход и содержание

  • Эмоциональный настрой: разминка Clock buddies (Рисунок 1)
  • Командообразование: груша, яблоко, лимон
  • Мозговой штурм :

Коллеги, перед началом нашей работы я хотела бы задать вам задачу:

Весной 1952 г. Алекс Осборн, предприниматель и директор страховой компании (которая пятью годами позже разорилась) штата Иллинойс США. Собрал почти всех жителей города возле своего вновь построенного, три месяца тому назад, деревянного двухэтажного коттеджа. Облил коттедж бензином и поджег его.

Вопрос: Зачем он это сделал? С какой целью он это сделал?

Рассматриваются варианты, даются ответы и расшифровываются выводы предложенные участниками мастер-класса (3-5 минут).

Дается ответ: Алекс Осборн, предприниматель и изобретатель, в последние годы жизни был журналистом. А дом он свой поджег для презентации средства пропитки дерева, не дающего ему загореться (Незагорайки), которым и был обработан дом.

Задаются вопросы (время обсуждения 5-7 минут):

  1. При обсуждении данной задачи какие методы мы использовали?
  2. Были ли наши выводы верными относительно идеи автора и почему?
  3. Каким образом Мы пытались найти решение на поставленную задачу?

Рассматривая данную задачу Мы погрузились в метод решения проектных задач, первым из них стал метод “мозгового штурма”, предложенный американским предпринимателем и изобретателем Алексом Осборном (1888-1966). Заметив, что одни изобретатели более склонны к генерированию идей, а другие - к их критическому анализу, А. Осборн предложил поручать поиск решений технических задач коллективу, состоящему из групп таких “генераторов” и “экспертов”.

Мы с Вами, уважаемые коллеги, объединяем в себе эти качества. Мы занимаемся постановкой целей и задач постоянно, ищем пути их достижения. Кроме того мы учим этому и наших подопечных.

Так что же такое ЦЕЛЬ?

Цель — это осознанное, выраженное в словах предвосхищение будущего результата педагогической деятельности. Цель также понимают и как формальное описание конечного состояния, задаваемого любой системе.

Целеполагание - процесс постановки целей.

Методика постановки SMART-целей - пожалуй самая известная в целеполагании. Давайте разберемся, в чем она заключается, какие есть способы ее применения, а также в каких случаях и каким людям она подходит.

Но сначала немного истории. В переводе с английского “smart” означает “умный” с оттенком “хитрый”, “смекалистый”. В нашем случае это слово является аббревиатурой, которую ввел Питер Друкер в 1954 г. SMART содержит в себе 5 критериев постановки целей: Specific - конкретная; Measurable - измеримая; Achievable - достижимая;Realistiс - реалистичная; Timed - определенная по времени.

  • Стратегический прием модуля Новые подходы, Критическое мышление “Прочитай – напиши – запомни”. Формула: на доске для групп вывешиваются тексты на английском языке. В каждой группе выбирают секретаря. Члены группы поочередно подходят к доске, читают предложение, возвращаются в группу, диктуют секретарю. Затем текст зачитывается, задаются вопросы остальным группам. Развивает внимание, память, мышление, речь.
  • Взаимооценка при работе в группе . Модули Новые подходы, Оценивание обучения и оценивание для обучения

Знакомство с “Экраном успеваемости”..

1 задание – чтобы вспомнить

Читаем в группах стихотворение, узнаем, о какой части речи идет речь, находим глаголы (14), доказываем, что это глаголы

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (Глагол)

  • Дополни и запиши:

Глагол – это часть речи, которая обозначает ………………и отвечает на вопросы…………………Глагол изменяется………………………

Условия игры: если высказывание верно – пишем “Да”, если высказывание неверно – пишем “Нет”.

а) Глагол обозначает действие предмета.

б) Все глаголы изменяются по родам.

в) Глагол изменяется по временам.

г) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.

д) Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам.

е) У глагола 3 спряжения.

ж) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: “Что делать? Что сделать?”.

з) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.

  • Работа с деформированным тестом. Составить из слов предложения, найти глаголы и определить, каким членом предложения он является.

1) чай, женщины, Собирают, только;.

2) женских рук, Аромат, не портит, чая, запах;

3) травы, Душистые, придают, вкус, особый, чаю.

  • Составление кластера “Ромб”.
  • Подведение итогов работы по “Экрану успеваемости”.
  • Рефлексия “5 пальцев” (Рисунок 3)

Чему учились? Что нового узнали? Что было легко? Что было трудно? Что понравилось?

  • Виды рефлексивной техники: модуль Критическое мышление.

“Рефлексивная мишень”.

На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры - вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

“Острова”.

На доске или у каждого ученика карта настроения. Поставьте знак v, на каком изостровов вы сегодня пребывали: остров Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости.

  • Обратная связь “Корзина. Мясорубка. Чемодан”
  • Рефлексия “Незаконченное предложение”. (Рисунок 4)

- Было интересно…

- Было трудно, но теперь я могу…

- Я приобрел…

- Я научился…

-Я смог…

- Коучинг дал мне для жизни…

- Мне захотелось…

Итог коучинга. Я призываю Вас позаботиться о себе при реализации профессиональных целей задач, о том МАСТЕРЕ, которым Вы станете завтра. Через месяц, через год или большее время. Но обязательно станете, при желании и старании!

Ведь поиск и решение это своего рода игра, так что играйте и побеждайте.

Заполнение анкеты коллегами, присутствующими на мастер-классе, для личной рефлексии практики в школе.

Ресурсы.

  1. Руководство для учителя первого (продвинутого) уровня, Астана, 2012.
  2. http://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/master-klass-prepodavatelya