Игра по русскому языку "Поиграем в ЕГЭ"

Разделы: Русский язык


Перед нами две команды. Определим, какая команда будет выступать под номером 1, а какая под номером 2.

1. Первый конкурс на знание орфографии. Приглашаются по два участника от каждой команды. Предлагается один и тот же текст с пропущенными орфограммами. Задание. Вставьте правильно буквы.

(Максимальный балл за это задание – 5 баллов).

Именинник бешено вопил, исступленно размахивая над головой рваным башмаком, стащенным второпях с ноги насмерть перепуганного соседа. Изумленные гости и родственники в первую минуту ошеломленно застыли, но потом под градом масленых вареников, пущенных в их сторону взбешенным именинником, вынужденно отступили к отворенным дверям. “Изменники! Подсунуть мне бесприданницу, за которую никто гроша ломаного не давал!” - отчаянно визжал он, возмущенно скача на кованом сундуке, застеленном продранной клеенкой. “Она невоспитанна и необразованна, неслыханно глупа и невиданно уродлива, к тому же и вовсе без приданого”, - кричал он, швыряя драный башмак в недавно купленный соломенный абажур лимонного цвета. 

Имени…….ик беше……о вопил, исступле……о размахивая над головой рваным башмаком, стаще……ым (в) торопях с ноги (на) смерть перепуга……ого соседа. Изумле……ые гости и родстве……ики в первую минуту ошеломле…….о застыли, но потом под градом масле……ых варе…….иков, пуще…….ых в их сторону взбеше…….ым имени…….иком, вынужде…….о отступили к отворе…….ым дверям. “Изме…….ики! Подсунуть мне бесприда…….ицу, за которую (ни) кто гроша лома…….ого не давал!” – отчая…….о визжал он, возмуще…….о скача на кова…….ом сундуке, застеле…….ом продра…….ой клеенкой. “Она невоспита…….а и необразова…….а, неслыха…….о глупа и невида…….о уродлива, к тому (же) и вовсе без прида…….ого”, - кричал он, швыряя дра…….ый башмак в недавно купле…….ый соломе…….ый (а, о)бажур лимо…….ого цвета. 

2. Пока ребята работают, командам предлагается вспомнить ЛЕКСИКУ.

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу).

Команда №1 Команда №2
Лемксика (от греч. λεξικός — “относящийся к слову”, от греч. λέξις  — “слово”, “оборот речи”) — раздел науки о языке, изучающий значения слов. Омонимы – это слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например: Затопить печь – затопить корабль, крутой берег – крутой кипяток.
Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, например: кавалерия – конница, большой – огромный, громадный, жара – зной. Антонимы – это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: друг – враг, горячий – холодный, жить – умереть.
Историзмы – это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие теперь понятия, например: боярин (высший жалованный сан Московской Руси), камзол (короткая мужская одежда), аршин (мера длины, равная 0,71 метра). Архаизмы – это устаревшие синонимы современных слов, например: чело (лоб), выя (шея), перси (грудь), зело (очень).
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением, например: работать засучив рукава = работать усердно Паронимы - это слова, близкие по звучанию, по лексико-грамматической принадлежности, а также по единству корневой морфемы, но разные по значению: невежа - невежда, ненавистный — ненавистнический, начертать — начертить.

3. Третий конкурс – домашнее задание.

Учащимся предлагалось вспомнить и выучить наизусть как можно больше высказываний лингвистов, писателей, философов, поэтов о русском языке, о красоте и величии русского языка, о лексических и синтаксических средствах выразительности, используемых в русском языке. Обязательно указывать автора высказывания.

(За каждое высказывание с указанием автора – 1 балл, без автора – 0,5 балла.)

4. Командам предлагается поделиться. 5 человек получают письменное задание, 7 человек остаются на сцене.

Команда из 5 человек получает текст (тексты одинаковые у обеих команд).

Задание. Внимательно прочитайте предложенный для анализа текст, письменно сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на читательский или жизненный опыт (два аргумента).

(1)Леонид Тимофеевич Потёмкин загадочно называл себя “собирателем редкостей”. (2)Его двухкомнатная квартира была заставлена остеклёнными шкафами, где хранились книги. (З)Чего только не было в этой сокровищнице! (4)Учёный мог обнаружить здесь дефицитный фолиант из серии “Философское наследство”, у тонкого ценителя поэзии перехватило бы дух при виде томиков Верлена и Надсона, любителя приключенческой литературы привело бы в восторг собрание сочинений Майн Рида или Фенимора Купера... (5)И на каждой книге, как в настоящей библиотеке, стояла изготовленная самим Потёмкиным печать - экслибрис, представляющий собою выразительно гордый профиль владельца, окаймлённый геральдическим лавром.

(6)Книг Леонид Тимофеевич никому не давал. (7)Отказывая, он с таинственной грустью говорил: “Ну как я могу дать книгу?” - и сокрушённо разводил руками, как бы показывая, что решение подобных вопросов зависит не от него: есть некие высшие силы, которым, хочешь не хочешь, приходится подчиняться. (8)Просители, заворожённые этим жестом, начинали верить, что действительно есть какое-то неведомое другим, почти трагическое обстоятельство, не позволяющее коллекционеру свободно распоряжаться своими книгами. (9)Чаще остальных прибегал книголюб из соседнего дома - Вовка Алексеев, курчавый, живой мальчишка с восторженно горящими глазами. (10)Он всегда начинал свою просьбу одинаково:

-(11)Леонид Тимофеевич, ведь у вас наверняка “Зверобой” есть! (12)Дайте, а то я все библиотеки обегал, а там говорят, что книжка на руках...

- (13)Нет, Володя, как же я могу дать тебе эту книгу? (14)Сам подумай!

(15)И мальчик, измеряя глазами расстояние до книжного шкафа, торопливо кивал головой, как бы говоря: я не маленький и уже знаю, что счастье так просто в руки не даётся, надо стоптать сто пар железных сапог, съесть пуд соли, прежде чем добьёшься своего. (16)Он уходил, но прибегал уже на следующий день с робкой надеждой в горящих глазах: дескать, вы мне уже отказывали раз двести, может, хоть сегодня дадите... (17)Но Леонид Тимофеевич с той же загадочной печалью говорил те же слова, изображая руками всё тот же жест.

(18)Но времена книжного дефицита прошли. (19)Редкости в одночасье превратились в обыкновенные книжки, которыми оказались заполнены все магазины. (20)Теперь Потёмкин с недоумением и растерянностью спрашивал себя, зачем он потратил столько денег на покупку совершенно ненужных вещей. (21)Ему казалось, что он, человек доверчивый и неискушённый, стал жертвой каких-то хитрых аферистов, решивших обобрать его до нитки.

(22)Вечерами он брал калькулятор и скрупулёзно высчитывал, сколько денег он истратил на приобретение своей библиотеки. (23)Производить такие расчёты - дело весьма непростое. (24)Например, на книжке Носова “Незнайка на Луне” стоит цена - 94 копейки, но столько она стоила ещё в начале семидесятых годов, а как вывести её нынешнюю цену? (25)Однако даже при самых грубых округлениях сумма получалась такая астрономическая, что Леонид Тимофеевич хватался за голову и чуть не плакал от обиды...

(26)Собранные книги он никогда не читал, удовольствие он находил в том, что сознавал себя хозяином, царём, владыкой этих сокровищ. (27)И вдруг эти сокровища каким-то сказочным образом превратились в глиняные черепки. (28)Теперь Леонид Тимофеевич страстно ругает бездуховность современной молодежи, отсутствие у неё интереса к чтению и, когда вытирает пыль с полок, внезапно срывается и кричит притихшим книгам: “Я вот соберусь и выброшу вас на помойку...”


(По Е.А. Лаптеву)

Основные проблемы Авторская позиция
1. Проблема назначения книги. (Какую роль играют книги в жизни человека?). 1. Книги нужны для того, чтобы люди их читали, обогащая при этом свой внутренний мир.
2. Проблема влияния времени на характер ценностей. (Чем должен руководствоваться человек при определении жизненных ценностей, чтобы их не разрушило время?). 2. В жизни человек должен руководствоваться личными убеждениями, истинными, настоящими духовными ценностями, а не влиянием переменчивой моды.
3. Проблема понимания истинных человеческих ценностей. (Какие ценности являются истинными, настоящими?). 3. Истинными, настоящими ценностями являются ценности не материальные, а духовные, к каковым относятся книги; их нельзя рассматривать как источник обогащения.

14 человек от обеих команд полукругом располагаются на сцене. Начинается игра “Самое слабое звено”. (Условия игры: если последними двумя участниками стали ученики одного класса, то эта команда получает 6 баллов, а другая – 0 баллов; если последними участниками стали представители разных команд, то победитель приносит своей команде 4 балла, проигравший приносит своей команде 2 балла).

  1. Как определить, что глагол относится ко 2 спряжению? (Глагол оканчивается на -ить).
  2. Какая гласная пишется перед суффиксом Л прошедшего времени глагола ? (Та же, что и перед -ТЬ в инфинитиве).
  3. Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени (-ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-).
  4. Назовите суффиксы действительных причастий прошедшего времени (-вш-, -ш-).
  5. Назовите суффиксы страдательных причастий настоящего времени (-ом-, -ем-, -им-).
  6. Назовите суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. (Полная форма причастия, -енн-, -нн-, -т-).
  7. От чего зависит правописание суффиксов действительных и страдательных причастий настоящего времени? (От спряжения глагола, от которого они образованы).
  8. От чего зависит правописание гласной перед суффиксами действительных и страдательных причастий прошедшего времени? (От гласной перед -ТЬ в инфинитиве глагола, от которого образованы данные причастия, исключение глаголы на –ИТЬ. Глагольный суффикс -и- переходит в суффикс -ЕНН- страдательного причастия прошедшего времени).
  9. Назовите суффиксы деепричастий несовершенного вида (-а, -я).
  10. Назовите суффиксы деепричастий совершенного вида (-в, -вши).
  11. От чего зависит правописание гласной перед суффиксами деепричастий совершенного вида? (От гласной перед -ТЬ в инфинитиве глагола, от которого образованы данные деепричастия).
  12. Когда пишется Ъ? (После приставки на согласный и перед гласными Е, Ё, Ю, Я; после двух-, трех-, четырех- и перед гласными Е, Ё, Ю, Я; в иноязычных словах – адъютант, адъюнкт, конъюнктура, фельдъегерь, конъюнктивит, инъекция и др.).
  13. От чего зависит правописание приставок на -З, -С? (Перед звонкими согласными пишется З, перед глухими – С.)
  14. Назовите слова-исключения, где З является частью корня? (Здесь, здание, здоровье, не видно ни зги).
  15. Когда пишется приставка РАС- (РАЗ-), а когда РОС- (РОЗ-)? (Под ударением пишется О (роспись), без ударения – А (расписка)).
  16. Когда после приставок на согласный И переходит в Ы? (После русских приставок, кроме СВЕРХ-, МЕЖ-, искл. взимать).
  17. Когда после приставок на согласный пишется И? (после иноязычных приставок (ДЕЗ-, КОНТР-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН- и др.); в сложных словах после ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ-, в сложносокращенных словах (мединститут)).
  18. Когда пишется приставка ПРИ-? (Приставка ПРИ- пршется, если указывает на приближение, присоединение, близость, неполное действие).
  19. Когда пишется приставка ПРЕ-? (Приставка ПРЕ- пишется, если указывает на высшую степень качества или действия, близка по значению к приставке ПЕРЕ-).
  20. Какая приставка в слове превратности (судьбы)? (Приставка Пре-).
  21. Какая приставка в слове непреходящие (ценности)? (Приставка ПРЕ-).
  22. Какая гласная пишется в безударном положении в корнях -гор- - -гар-, -клон- - -клан-, -твор- - твар-? (гласная О).
  23. Какая гласная пишется в безударном положении в корне -зор- - -зар-? (Гласная А).
  24. Как определить правописание безударной гласной в корне -ПЛАВ- – -ПЛОВ-? (Буква О пишется только в словах пловец, пловчиха, в остальных случаях в корне пишется буква А).
  25. Когда в отыменных прилагательных пишется одна буква Н? (В суффиксах -ин-, -ан-, -ян-, исключения: стеклянный, оловянный, деревянный).
  26. Когда в отыменных прилагательных пишется две буквы НН? (В суффиксах -ЕНН-, -ОНН-, искл. ветреный, в прилагательных с основой на -Н (камен+н+ый) ).
  27. Когда в отглагольных прилагательных и причастиях в полной форме пишется две буквы НН? (Если слово образовано от глагола совершенного вида, есть приставка, кроме НЕ-, есть зависимое слово, есть суффиксы -ОВА-, -ЕВА-, искл. раненый).
  28. Приведите пример подчинительного словосочетания со связью согласование (красный мяч).
  29. Приведите пример подчинительного словосочетания со связью управление. (Работать за столом).
  30. Приведите пример подчинительного словосочетания со связью примыкание. (Говорить громко).
  31. Придумайте простое односоставное определенно-личное предложение. (Иду в школу).
  32. Придумайте простое односоставное неопределенно-личное предложение (В дверь постучали).
  33. Придумайте простое односоставное безличное предложение. (Мне нездоровится)
  34. Какой частью речи является слово “ЧТО” в предложении: Я ЗНАЮ, ЧТО МНЕ КУПИТЬ В МАГАЗИНЕ? (Относительное местоимение).
  35. Какой частью речи является слово “ГДЕ” в предложении: Я ЗНАЮ, ГДЕ НАХОДИТСЯ ЭТОТ ДОМ? (Местоименное наречие)

Подобные вопросы учитель может продолжить.

Конкурс капитанов
(за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Вопросы капитану команды №1 Вопросы капитану команды №2
Что такое ОКСЮМОРОН? Оксюморон (в переводе с греческого "oxymoron" - "смешная бессмыслица", "остроунно-нелепое") - это разновидность тропа, которая заключается в соединении контрастных, противоположных по значению слов. Так создается новое смысловое качество, неожиданный экспрессивный эффект (например, "ледяной огонь", "светлая тьма", "страшно веселый" и т.п.). Что такое ПЕРИФРАЗА?

ПЕРИФРАЗА, -ы; ж. ; ПЕРИФРАЗ, -а; м. [греч. periphrasis] Спец. описательное выражение, заменяющее прямое название и содержащее в себе признаки не названного прямо предмета (например: царь зверей вместо лев) . 

Каким способом образовано слово ПЕРЕЕХАЛ? (Приставочный) Каким способом образовано слово СОЗВЕЗДИЕ? (Приставочно-суффиксальный)
Определите тип подчинительной связи в словосочетании НЕМАЛО ИМЕН (управление) Определите тип подчинительной связи в словосочетании ЕГО РУЧКА (примыкание).
Послушайте предложение: Я хотела видеть здесь исключительно вас. Какой частью речи является в предложении слово ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО? (Частица) Послушайте предложение:

В жизни каждого человека бывают как успехи, так и неудачи. Какой частью речи является в предложении слово КАЖДОГО? (Определительное местоимение)

Начертите схему сложноподчиненного предложения с последовательным подчинением. Начертите схему сложноподчиненного предложения с параллельным (неоднородным) подчинением.
Определите тип подчинительной связи в словосочетании С ЦЕЛЬЮ ВОЗВЫСИТЬСЯ. (Примыкание) Определите тип подчинительной связи в словосочетании ПОД ТЕМ ЖЕ НАЗВАНИЕМ. (Согласование)

Теперь команды зачитывают свои работы по тексту, обсуждение работ, максимальный балл за этот конкурс – 5 баллов.

Подведение итогов и награждение победителей!