Типичные ошибки при выполнении задания части "С" по русскому языку и система работы по их устранению

Разделы: Русский язык


В течение последних пяти лет я работаю в старших классах и готовлю учащихся к сдаче обязательного для всех выпускников ЕГЭ по русскому языку.

Так как количество учебных часов по русскому языку в 10 и 11 классах составляет 1 час в неделю (68 часов в год), возникает дефицит времени при подготовке к экзамену. 

Проанализировав результаты сдачи экзамена по русскому языку, пришла к выводам:

  • экзамен в форме и по материалам ЕГЭ является сложным для выпускников;
  • учащиеся не умеют правильно распределять время на выполнение трёх частей экзаменационной работы;
  • наименьшее количество балов выпускники набирают за задание С.

В течение последних пяти лет я являюсь экспертом по проверке задания ЕГЭ по русскому языку с развёрнутым ответом (задания С).

Проверяя работы учащихся, отметила для себя, что значительно снизилось количество учащихся, не приступавших к выполнению задания С, но при этом достаточно высок процент работ, в которых количество слов ниже установленной нормы (150 слов), что ведёт к снижению оценки.

В целом, анализируя работы выпускников, выделила основные недочёты:

  • неумение верно определить количество микротем и правильно их сформулировать;
  • у учащихся нет навыков комментирования позиции автора текста, в результате этого в большинстве случаев сочинение представляет собой либо пересказ исходного текста, либо цитирование отдельных его частей;
  • большие трудности возникают у выпускников при приведении примеров из личной жизни и художественной литературы, подтверждающих позицию автора. Это, на мой взгляд, связано с тем,  что выпускники не имеют большого жизненного опыта и их аргументы надуманы и неубедительны, а недостаточное знание художественной литературы приводит к тому, что учащиеся упоминают в сочинение имена и фамилии несуществующих авторов и придуманных выпускниками названий статей из газет.

Особое беспокойство вызывает уровень грамотности экзаменационных работ, включающих в себя орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки. Критерии оценки здесь более жёстки и не соответствуют школьным нормативам.

Учитывая вышесказанное, считаю, что целью учителя является разработка системы работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку, которая обеспечивает  успешную сдачу экзамена всеми выпускниками.

Для успешного достижения этой цели необходимо следующее:

  • систематический мониторинг уровня знаний по русскому языку;
  • выявление характерных ошибок и работа по их устранению;
  • обобщение, систематизация учебного материала;
  • углубление полученных ранее знаний в ходе тематического повторения;
  • использование тестовой методики;
  • широкое использование комплексного анализа текста с целью формирования умения выполнять часть С как наиболее сложную для учащихся;
  • осуществление межпредметных связей с литературой и предметами гуманитарного цикла:
  • организация самостоятельной работы учащихся.

При подготовке к ЕГЭ наиболее результативной формой работы считаю комплексный анализ текста, который даёт возможность повторить и закрепить правила орфографии (эффективным примером работы является использование элементов технологии УДЕ – укрупнение дидактических единиц. Например,  правописание о – е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, суффиксах наречий; правописание буквы е – ё после шипящих в окончаниях глаголов и суффиксах причастий; правописание личных окончаний глаголов 3-го лица ед. ч. (I спр. – -ут-ют, II спр. – -ат,-ят) и суффиксов действительных причастий наст, времени: -ущ,-ющ (от глаголов I-го спряжения) и -ащ,-ящ (от глаголов II-го спряжения) и другие), пунктуации, формирование  навыков анализа текста (определение темы, главной мысли текста, работа над изобразительно-выразительными средствами), развитие умения создавать собственное речевое высказывание (ответ на поставленный вопрос).

Для анализа я предлагаю учащимся тексты, посвящённые духовно-нравственным, эстетическим, экологическим проблемам. При изучении произведений на уроке литературы особое внимание уделяю его идейно-нравственному содержанию с перспективой использования его фрагментов в качестве аргументов при выполнении части С. В качестве примера привожу разработку урока, цель которого – подготовка к выполнению части С, к написанию сочинения, посвященного красоте родной природы, взаимоотношению природы и человека.

I. Прочитайте текст.

В античной мифологии есть легенда о прекрасном юноше Нарциссе, который влюбился в собственное отражение. Не в силах вынести разрывающей сердце тоски, он закололся, и из капель его крови выросли красивые цветы. Вся природа оплакивала смерть прекрасного юноши. Но безутешнее всех рыдал ручей, в воды которого неотрывно смотрел Нарцисс. Деревья и травы спросили у ручья, отчего он так горько плачет. Ручей ответил, что глядел в ясные очи и в них, как в зеркале, видел собственную красоту.
Какой смысл имеет эта легенда?
Почему природа тоже нуждается в нежном и влюблённом взгляде человека?

II. Прочитайте отрывок из текста Ю. Грибова.

«Был октябрь, на лугах гуляло стадо, и доносило дымом с картофельных полей. Я шел медленно, посматривая на перелески, на деревеньку за лощиной, и вдруг ясно представил живого Некрасова, ведь он в этих местах охотился, бродил с ружьём. Может, у этих старых дуплистых берёзок он и останавливался, отдыхая на пригорке, беседовал с деревенскими ребятишками, думал, слагал строки стихов. Может, потому как живой и видится на этих дорогах Некрасов, что он создал, бывая здесь,  много поэтических произведений, воспел красоту верхневолжской природы.
Сама по себе природа вечна и почти неизменна. Пройдет сто лет, люди придумают новою машину,  побывают на Марсе, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой  берёзовый лист. И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества, и так же будет страдать, ненавидеть и любить человек...»
Обратите внимание на «действие» автора. Как он шёл, что делал, какие мысли возникали в его сознании?
Проследите, как движется мысль в этом фрагменте: описание природы – автор, который созерцал  окружающий мир, – и природа пробуждает в нём целый мир чувств, представлений, мыслей.

III. Прочитайте заключительную часть текста Е. Пермитина о матери.

«И видела источник радости в окружающей её природе. Любовь к природе, радостное любование ею было заложено в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого».
Какой смысл имеет метафора «окрылять человеческую душу»?
Найдите лексические повторы. Какие слова они подчеркивают?
Какова главная мысль этого отрывка?

IV. Эти тексты убеждают нас в том, что природа нуждается в нежном и влюблённом человеческом взгляде, что в живом соприкосновении с родной природой раскрывается душа человека, становится богаче и ярче его внутренний мир.

V.  Напишите сочинение на тему: «Здравствуйте, легкие звёзды первого пушистого снега». Результатом проведённой работы стало сочинение учащихся 11 класса.

Сочинение.

Здравствуйте, лёгкие звёзды первого пушистого снега.
В этот зимний пасмурный день я шла по городской улице. Холодный ветер неприятно дул в лицо, пробираясь сквозь пальто и свитер, доставал до самого тела. Начинало темнеть. Ясмотрела на витрины, уличные фонари и на хмурых прохожих. Впереди меня шла пожилая женщина в тёплом плаще, вязаном шарфе и меховой шапке.
Вдруг ветер утих, и пошёл снег, это был первый снег. Красивые снежинки падали мне на ладони, нежно касались лица и моментально таяли. Эти удивительные творения природы, похожие на цветы из какого-то сказочного сада, становились всё крупнее и крупнее, и вскоре снег стал падать целыми хлопьями. Через некоторое время вся дорога была покрыта искрящимся, пушистым ковром, он ослеплял и удивлял своей красотой.
Я думаю, все были рады этим лёгким звёздочкам пушистого снега, особенно дети.
Взрослым первый снег напомнил детство. Многие прохожие остановились и молча любовались этой  завораживающей красотой.
Я посмотрела на свою перчатку, усыпанную маленькими снежинками, и сказала: «Здравствуйте, лёгкие звёзды первого пушистого снега!» И мне показалось, что это зима, вступая в свои права, посылает нам свой первый привет, осыпая землю снежинками, словно искрящейся праздничной мишурой.

Сочинение.

Здравствуйте, лёгкие звёзды первого пушистого снега.
Просыпаясь холодным зимним утром, вдыхая лёгкий морозный воздух, струящийся через открытую форточку, невольно представляешь себе тайгу, всю покрытую белым, искрящимся на свету снегом, среди пушистых барышень-ёлочек стоит небольшой домик. Из его трубы огромными клубами валит дым, в окошке горит свет. Ты чувствуешь, как огромный комок любопытства в твоей груди становится всё больше и больше. И тебя интересует только одна мысль: «А может, это сказочный домик, и там, за стенами, живёт красавица зима, окружённая своими придворными снежинками».
Сладкие фантазии прерывает любимый мамин голос. Он оповещает тебя о том, что пора вставать, одеваться. Лениво ты сползаешь с кровати и бредёшь к окну, мечтая увидеть за ним тот самый лес и избушку. Лёгкие снежинки, как звёздочки, кружатся в венском вальсе. Глядя на эту завораживающую  картину, я чувствую, как меня переполняет радость.
Я распахиваю окно, подставляю своё лицо нежным, мягким снежинкам и восторженно шепчу: «Здравствуйте, лёгкие звёзды первого пушистого снега!»

С целью повторения изученного материала можно дать самые различные задания из любого раздела науки о языке:

I. Синтаксис.

  1. Определить типы предложений в 1-м отрывке, подчеркнуть грамматические основы предложений.
  2. Выписать 3 словосочетания с различными видами подчинительной связи.
  3. Из 2-го абзаца второго отрывка выписать составные сказуемые.
  4. Из 1-го абзаца второго отрывка выписать обособленные обстоятельства.

II. Морфология.

  1. В первом отрывке найти слово, образованное путём перехода из одной части в другую;
  2. Из третьего отрывка выписать местоимения и указать разряд.
  3. Из третьего отрывка выписать причастия, сделать их морфемный разбор.

III. Орфография.

  1. Из второго отрывка выпишите слово, написание которого подчиняется правилу: «В суффиксах наречий пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы».
  2. Из трёх отрывков выписать слова с корнями, в которых есть чередование гласных.
  3. Выписать слова с приставками при- и пре-, объяснить лексическое значение приставок.
  4. Выписать слова, которые без НЕ не употребляются.
  5. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные в первом отрывке, приведите примеры.

Такая работа на уроке формирует у учащихся целостное представление о тексте, развивает умения и навыки, необходимые при сдаче экзамена в форме и по материалам ЕГЭ.

Работа с текстом является основной частью экзаменационной работы как в 9-м,  так и в 11-м классе. Поэтому я применяю технологию ЕГЭ и комплексный анализ текста в работе с учащимися 5-го класса, особенно эффективна эта форма работы на уроках обобщающего повторения. Использование такой системы подготовки к ЕГЭ, по моему мнению, адаптирует учащихся к экзамену в данной форме и обеспечивает положительные результаты при прохождении государственной итоговой аттестации.

Литература.

  1. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. УМК «Русский язык». Москва, Просвещение. 2009 г.
  2. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. «Русский язык. Стили речи. Грамматика». М., Просвещение, 2009г.
  3. О.В. Вакурова, С.И. Львова, И.П. Цыбулько. «Готовимся к единому государственному  экзамену», Москва, Просвещение,  2008г.
  4. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков. «Русский язык», Москва, Просвещение, 2008г.
  5. P.M. Гриценко, Е.Л. Николаевская. «Готовимся к ЕГЭ. Русский язык», Краснодар, 2010г.
  6. Е.И. Никитина. «Русская речь», Москва, Просвещение, 2008г.
  7. М. Разумовская. УМК «Русский язык», Москва, Просвещение, 2008г.