Воспитание у старших дошкольников любви и бережного отношения к книге в проектной деятельности

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст имеет свои потенциальные возможности для воспитания интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, т.е. всего того, что составляет основание, фундамент воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека. Однако не во всех программах детская литература рассматривается как явление искусства и ставится задача воспитания грамотного читателя.

В связи с этим, с целью  развития творческих способностей детей 6-7 лет,  воспитания грамотного читателя  (формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, бережное отношение детей к книге) был разработан и опробован мини-проект «Книжкина неделя» в подготовительной к школе группе.

Вышеназванный проект актуален еще и тем, что позволяет интегрировать образовательные области: познание, социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество,  музыка, труд. Актуальность проблемы интеграции образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ диктуют Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования науки  Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655), устанавливающие нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями, имеющими  государственную аккредитацию.

Все началось с того, что в  подготовительной к школе группе дети часто начали рассказывать о том, что им купили компьютер,  и они постоянно смотрят мультфильмы зарубежных стран.  Во время беседы «Нужны ли книги в современном мире?» некоторые дети сказали, что  можно обойтись и без книг, так как в компьютере можно найти любую информацию. Тогда мы, педагоги, с  целью привлечения внимания детей к детской книге, решили организовать выставку старых книг из семейных библиотек. Попросили детей принести любимую книгу, и рассказать о ней. Родителям предложили принести «старую» семейную детскую книгу, (книгу, которую читали папам и мамам в детстве их родители, бабушки и дедушки)  для организации выставки «Моя «старая» любимая книга». Посоветовали  предварительно прочитать ее ребенку (всю книжку, если она тонкая; сказку или рассказ, стихотворение, если она толстая).  

В ходе беседы выяснилось, что родители в основном приезжие, у них нет возможности в ближайшее время привезти  книжки, которые достались им от бабушек и дедушек. А в настоящее время, учитывая, что дети скоро пойдут в школу, они предпочитают покупать детям энциклопедии. Предложение принимать участие в мини-проекте, посвященном детской книге, папы и мамы поддержали, обещали помочь. 

1-й этап: Постановка проблемы

Родители постарались, принесли свои детские книжки примерно 1979 -1985 годов. Общими стараниями выставка была организована, чему дети были рады.  Рассматривая иллюстрации в старых книгах, дети обнаружили, что некоторые из них в плохом состоянии: обложки потрепанные, листочки порванные.   И тут возникла проблема: «Каким образом  мы можем помочь книгам?»

2-й этап: Обсуждение проблемы, принятие задач

Дети, обсудив проблему,  пришли  к единому мнению, что нужно:

1. Открыть «Мастерскую по ремонту книг» и починить книжки;
2. Создать  книгу «Правила обращения с книгой» и соблюдать правила;
3. Собрать информацию о книге, рассказать сверстникам и малышам о ней,  как об источнике информации и произведении искусства, как о результате труда людей; о необходимости соблюдения правил обращения с книгой.

Наши воспитанники, прекрасно зная, что проектная деятельность подразумевает участие родителей,  решили заняться исследовательской деятельностью  на тему «О чем может рассказать книга?», попросить пап и мам оказывать помощь  при подготовке к выступлению в группе.

3-й этап. Работа над проектом

Родители помогли подготовить сообщение, прочитав детям любимые книги из семейной библиотеки.  И дети с удовольствием поделились впечатлениями об услышанном, рассказали  о том, о чем была книга, что хотел сообщить автор.

Итак, в рамках мини-проекта «Книжкина неделя» была проведена исследовательская деятельность «О чем может рассказать книга?». Желающие родители приходили послушать выступление своего ребенка.

Кроме этого  были организованы различные  виды совместной  деятельности педагога и детей:

– беседы: «Говорит она беззвучно…», «Кто создает книги?»;
– чтение художественной литературы: С. Маршак «Двенадцать месяцев»; С. Маршак «Книжки про книжки»; В. Бианки «Лесная газета»: Книга зимы. Кто чем пишет. Кто как читает.
– работа с иллюстрированными изданиями сказок на тему: «Книга – это источник информации и произведение искусства» (рассматривали иллюстрации в книгах сказок,  выбирали понравившиеся, делились впечатлениями;
– «Мастерская по ремонту книг» (дети по парам и подгруппам реставрировали книги с выставки «Моя «старая» любимая книга»»);
– «Мастерская по изготовлению книжечек» (книжек  на жестком переплете; книжек-малышек, сложенных гармошкой);
– викторина «Мы – эрудиты»;
– виртуальная экскурсия «Библиотеки города Елабуга»;
– тематическая выставка энциклопедий «Хочу все знать»;
– ручной труд: изготовление атрибутов (паспортов) к сюжетно-ролевой игре «Библиотека»;
– сюжетно-ролевая игра «Библиотека»: сюжеты «Выдача книг», «Читальный зал», «В библиотеке»;
– игра «Создатели книг» (создание Книги «Правила обращения с книгой»);
– игра «Художники-иллюстраторы» (рисование на тему «Моя любимая книжка»).

К подготовке презентации мини-проекта «Книжкина неделя» участники отнеслись серьезно. Для решения вопроса, какая книжка больше понравится малышам, организовали выставку рисунков «Моя любимая книжка», где каждый защищал свое предложение. В итоге пришли к единому мнению: для сверстников можно создать любую книгу (по знакомой сказке, рассказу, энциклопедии). Можно придумать свою историю. Иллюстрации,  желательно,  подписать одним словом или предложением из двух-трех слов. Можно попросить взрослого напечатать слова на отдельном листочке, а потом «списать».  А детишкам 3-4 лет будут интересны знакомые им сказки. Важно, чтоб картинки были яркие и понятны малышам.

Далее старшие дошкольники приступили к осуществлению намеченного плана:  старательно выводили буквы, рисовали, разукрашивали, таким образом, создавали книгу для сверстников «Правила обращения с книгой» и подарочные книжки-малышки для малышей.

 Каждый постарался, чтобы его книга понравилась сверстникам и малышам.  А также учили наизусть стихотворения о книге,  веселые частушки, пригласили малышей на совместный праздник «Книжкина неделя».

4-й этап: Презентация мини-проекта

Совместное познавательно-развлекательное мероприятие «Книжкина неделя», проведенное совместно с малышами, оказалось познавательным как для  гостей, так и для самих выступающих. Старшие дошкольники рассказывали стихи о книге, о библиотеке, презентовали Книгу «Правила обращения с книгой», пели частушки о книжках, пригласили на совместный танец, подарили яркие книжки-малышки, изготовленные своими руками. Малыши отвечали на вопросы

Сказочницы, танцевали, увлеченно  рассматривали подаренные самодельные книжки.

Результат: Проект оказался интересным и полезным для детей и родителей. Он способствовал большему сближению, сплочению детско-родительского коллектива. Дети начали относиться к книгам с любовью, бережно, так как на практике, на своем опыте убедились, что много сил и труда вкладывают взрослые для создания книг.  Книгу «Правила обращения с книгой» положили на самое видное место в книжном уголке и часто заглядывают туда, соблюдают правила обращения с книгой.

5-й этап: Постановка новой проблемы

Однако работа с книгой на этом не закончилась.
Был объявлен совместный с родителями новый проект «Расскажите сказку на ночь...», так как в ходе реализации мини-проекта «Книжкина неделя» возникла новая проблема: «Какие сказки и рассказы читают  папы и мамы детям?»

Литература:

1. Алябьева Е.А.  Тематические дни и недели  в детском саду: Планирование и конспекты. 2-е изд., доп. и испр. – М.:ТЦ Сфера, 2012. – 160 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 296 с.
3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. – М. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 112 с.
4. Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками  в режиме дня. Подготовительная к школе группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 496 с.
5. Курцева З.И. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с теоретическим комментарием.) Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – «Баласс»,  2001.
6. Художественно-трудовая деятельность: игровые и театрализованные занятия с детьми 5-6 лет / авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 183 с.