Риторизация литературы в старшем звене средней школы как один из способов формирования творческого читателя

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Журнал «Литература в школе» №6 ещё в 2000 опубликовал результаты исследования культуролога Бориса Дубина, который говорил о том, что в нашем обществе изменилось место книги и характер самого чтения: «За последние годы вчетверо выросла доля нечитающих среди интеллигенции с высшим образованием, в полтора раза – доля тех из них, кто чаще всего читает детективы. Образ читателя серьёзной литературы, вообще образ читателя резко упал в цене». Сегодня, мы думаем, процент нечитающих стал ещё больше. В связи с этим необходимо пересмотреть подходы к преподаванию литературы как учебного предмета (особенно на третьей ступени образования), т.к. старшеклассники, находясь на пороге самостоятельной жизни, решают вопросы дальнейшего самоопределения, а литература как учебный предмет помогает юношам и девушкам самоопределиться в мире классики. Это, на наш взгляд, одно из условий формирования серьёзного творческого читателя.

Каким же образом мы, учителя-словесники, можем помочь нашим ученикам открыть и полюбить произведения русской классической литературы? Мы предположили, что если вовлечь учащихся в процесс освоения художественного мира писателя, то их творческая и читательская активность повысится и они более вдумчиво и осознанно будут читать художественный текст. Сформулировав нашу цель риторизации курса литературы 10 класса: помочь состояться творческому читателю, желающему и умеющему вступить в полноценный (содержательный) диалог с книгой и автором художественного текста, - мы начали искать пути ее осуществления. Помогла нам в этом риторика, которую наши ученики уже осваивали вместе с нами. Риторику (вслед за Ивановой С.Ф. и Минеевой С.А.) мы понимаем как риторическую деятельность по созданию, исполнению, рефлексии, реконструкции замысла уже созданного авторско-адресного, устного или письменного, монологического (потенциального, более или менее выраженного по средствам реализации диалога) или диалогического с разной степенью: от информирования и услаждения до убеждения, агитации и побуждения нехудожественного текста на определенную тему.

Как мы знаем, всякая полноценная риторическая деятельность есть диалог, осуществляемый при помощи различных риторических жанров

В литературе диалог – одна из форм существования данной сферы искусства. «Чтобы вступить в диалог с творцами искусства и их творениями, стать сотворцами, нужно знать «язык», иметь опыт, понимать». (Минеева С.А. «Диалог в образовательной деятельности», ч.I, Пермь, 1999г., с.7).Полноценное диалогическое общение на уроке литературы возможно только тогда, когда в диалог вступают ученик, автор художественного текста, учитель, критик, а центром этого общения становится аудитория. Участники такого диалогического общения открывают для себя и с помощью друг друга художественный текст и постигают его своеобразие.

В курсе литературы 10 класса изучаются классические произведения второй половины XIX века, «золотого века» русской литературы, когда на первый план выходит такой жанр, как роман. Сложные по проблематике, богатые идейно-художественно, эти произведения представляют определенную трудность для осмысления старшеклассниками, но без постижения сути и многогранности художественных образов невозможно реализовать триединую цель образования (культурный человек – свободный гражданин – творческая личность) и постичь русскую ментальность, поэтому для нас важно, чтобы у учащихся сложилось целостное представление о художественном мире писателя. Совместная с учащимися разработка модели изучения монографической темы позволила нам осуществить задуманное: 

Модель изучения темы1 как гипертекста2.

Этап деятельности Жанры учащихся,
помогающие освоению предметного содержания обслуживающие процесс взаимодействия

1. Освоение биографии писателя (реконструкция исходного риторического текста (РТ) и создание собственного РТ).

Слово о…, представление, мини-лекция, письмо, интервью, дневник писателя, комплимент.

Обращение,

Записка, совет,

Памятка, инструкция, рекомендация, предложение, просьба,

Благодарность,

Пожелание, комментарий,

Фиксация,

Заявление,

Ходатайство,

Отчет,

Похвала,

Комплимент …

2. Первичное восприятие художественного текста (ХТ) и диагностика осмысления.

Письмо учителю,

Аннотация, отзыв,

Впечатление, представление

(литературного героя, себя как читателя, книги).

3. Постановка проблем исследования.

Представление,

Фиксация, вопрос,

Комментарий, круглый стол.

4. Самоопределение в проблеме исследования.

Представление выбора, сообщение, вопрос, совет себе, пожелание, обращение.

5. Исследование проблем, литературоведческий анализ ХТ. Предъявление результатов исследования в определённом риторическом жанре и промежуточная диагностика.

Вопрос, слово о…, размышление, сообщение, доклад, похвала, хула, признание, реферат.

6. Обсуждение результатов исследования.

Беседа, круглый стол, интервью, дебаты, диспут, дискуссия.

7. Рефлексия.

Размышление, записка, письмо, дневник, исповедь, покаяние.

8. Осмысление творчества писателя. Заключительная диагностика и рефлексия

Размышление, отзыв, представление, рецензия, письмо (переписка), статья, доклад, дневник писателя, обращение, похвала, хула, реферат.

Изучение темы мы начинаем с освоения биографии писателя и предлагаем те жанры, которые помогают освоить предметное содержание (статья учебника, воспоминания, письма и т.д.) на этом этапе путём реконструкции предложенных РТ и создания, исполнения собственных РТ разных жанров.

Следующий этап очень важный. Это диагностика осмысления и первичного восприятия художественного текста. Хотелось бы отметить, что на этом этапе работы учащиеся высказывают собственные мнения и впечатления о прочитанном в разных жанрах, опираясь только на личное впечатление и переживание. Жанры РТ, предложенные на данном этапе, помогают нам сотрудничать с учащимися и планировать нашу совместную дальнейшую деятельность. Хотелось бы особо отметить необходимость и уместность на этом этапе работы жанра «Письмо учителю». Мы считаем, что для дальнейшей диагностики и освоения следующих этапов очень важно, чтобы ученик вступил с нами в диалог. Но не все ребята могут вступить в содержательный диалог устно. Когда же старшеклассник создаёт свой целостный текст в жанре «Письмо», он более свободно высказывает свои впечатления и мысли.

Кроме того, благодаря письмам наших учеников мы ещё до изучения произведения в классе можем планировать вместе с учащимися наш путь, который конкретизируется на этом же этапе с помощью РТ других предложенных жанров и на следующих этапах нашей модели. Например, письмо ученика, написанное перед изучением романа И.С. Тургенева «Рудин» (Приложение. Текст №1)

Ещё одним жанром, имеющим большое значение на втором этапе, стало для нас представление.

С открытием жанра представления уроки литературы стали для нас с десятиклассниками праздником. Сколько творческих открытий подарил нам этот жанр, сколько вопросов, споров породили творческие работы учащихся. Мы открыли в себе таланты (даже те, кто считал, что литература не его предмет, а сочинительство – бесполезный и неинтересный труд), о которых ранее и не подозревали. И все это благодаря всем известному жанру, который в деловой риторике определяется как риторический жанр, который «принадлежит сфере социального общения и имеет две словесные разновидности: представление в неофициальных обстоятельствах и представление в официальных обстоятельствах»3. Оба вида представления объединяет «ситуация знакомства, сообщение информации о себе (или о другом), целесообразно отобранные для конкретной ситуации».

Характеризуя литературного героя, учащиеся обычно составляют план характеристики, отбирают цитатный материал, комментируют его в зависимости от целей и задач, которые ставит перед ними учитель. Опираясь на нашу концепцию риторизации литературы, мы попытались найти жанр, который позволил бы проделанную работу представить в виде риторического текста. Именно жанр представления по своим характеристикам соответствовал задачам второго этапа изучения темы как гипертекста. Выбор жанра определили ситуация знакомства самого ученика и класса с персонажем литературного произведения, умение увидеть в герое черты, определяющие отношение к нему автора и читателя. Влиятельность - еще одна особенность РТ - ставит перед учеником задачу быть убедительным, донести свою точку зрения до слушателей, что неизбежно ведет к кропотливой работе с художественным текстом.

В ходе работы над жанром представления мы выявили несколько разновидностей текстов:

  1. Представление себя как читателя книги – рефлексивное представление.
  2. Представление литературного персонажа от лица самого героя. (Приложение. Тексты №2, 3, 4, 5, 6).
  3. Представление литературного персонажа от лица другого героя.

Такой тип представлений имеет одну замечательную особенность: в одном тексте два представления. Мы видим в тексте представление Кудряша, но то, как это сделано, как это исполнено, формирует наше представление и о Варваре.

Всегда интересна работа на уроке с представлениями одного героя разными персонажами, что позволяет увидеть сложность человеческих отношений, неоднозначность оценок и обязательно выйти на авторское отношение к литературным героям. Открытие авторской позиции позволяет определить истинность или ложность суждений как персонажей произведения, так и читателей. А поиск истины всегда процесс сложный, но интересный, а главное, он возвращает учащихся к литературному произведению, учит вдумчивому чтению, воспитывает творческого читателя (Приложение. Тексты №7,8,9).

Риторическая деятельность состоит из трех этапов: замысливания РТ, исполнения и рефлексии. Этап исполнения РТ становится для учащихся опытом общения с аудиторией, позволяет проявить свои актерские способности, расставить необходимые эмоциональные акценты, что возможно только во время выступления. Урок, который мы называем «Парад литературных герое» превращается в театр одного актера. Именно на таких уроках у учащихся есть возможность проявить все свои творческие и читательские способности, найти собеседников и оппонентов, быть интересным своим сверстникам. Для учащихся 10-11 класс утверждение своей индивидуальности – это возрастная необходимость. Поэтому, на наш взгляд, уроки литературы с использованием возможностей риторических жанров воспитываю в наших учениках читательскую индивидуальность.

Тексты, созданные и исполненные в данном жанре, дают пищу для размышлений уже не только учителю, но и одноклассникам, с которыми автор вступает в диалог с помощью своего РТ. Когда ребята представляются, у слушателей всегда возникают интересные вопросы и суждения, которые фиксируются и помогают в дальнейшем продвижении и автору, и аудитории.

Хотелось бы отметить и продуктивность работы на этом этапе с жанром «аннотация», помогающим через создание и анализ образцов выйти на те проблемы для исследования, которые дают возможность старшеклассникам самоопределиться на следующих этапах работы по модели.

Следующий наш этап – постановка проблем исследования. На этом этапе мы уже чётко формулируем проблемы исследования, высветившиеся после анализа риторических текстов предыдущего этапа и создания и исполнения РТ определённых жанров в рамках данного этапа.

Затем следует самоопределение в проблеме исследования – очень ценный и значимый для учащихся этап работы. К сожалению, достаточно часто мы, учителя, пытаемся навязать ученикам свою точку зрения, а здесь, на этом этапе нашей совместной деятельности, появляется возможность самому старшекласснику определить то, что его интересует и что для него важно, помочь и себе, и другим.

Хотелось бы особо отметить роль жанров «вопрос» и «обращение» на данном этапе работы. Данные жанры РТ позволяют учащимся не только самоопределиться, но и найти себе соратников среди одноклассников, вступить с ними в содержательный диалог.

Следующий этап – достаточно традиционный, но хотелось бы отметить и его особенность, связанную с предметностью литературы как учебной дисциплины: наряду с исследованием проблем мы погружаемся и в литературоведческий анализ ХТ, что, безусловно, помогает десятиклассникам другими глазами взглянуть на произведение, прочитанное ими. На этом же этапе (а он достаточно длительный) мы предъявляем результаты исследования в выбранном группой или индивидуально (если исследование осуществлял один человек) риторическом жанре. Любое исследование происходит комплексно: мы исследуем проблему и затем у нас рождается текст по данной теме, раскрывающий проблему, хотя деятельность на этом этапе происходит по шагам, по определённому алгоритму, который мы разрабатывали с десятиклассниками в режиме групповой работы. В ходе исследования РТ может и не вылиться в выступление перед аудиторией, но это совершенно не значит, что исследование не состоялось. В данной ситуации возможно и выступление в жанрах «заявление», «вопрос», «запрос», «представление», «рефлексивное размышление», объясняющих то, что происходило в группе, или призывающих к сотрудничеству и помощи.

Следующий этап – это обсуждение результатов исследования, которое строится как диалог нескольких соавторов: учащихся, автора ХТ, критика или литературоведа, учителя. Интересно и то, что на этом этапе можно использовать ещё и активные формы преподавания литературы: диспут, суд, заседание редакционного Совета и т.д.

Затем следует рефлексивный этап. Иногда рефлексией мы заканчиваем отдельные уроки в рамках темы, когда вместе с ребятами чувствуем, что произошло что-то важное, значимое. Чаще же мы рефлексируем в конце изучения темы.

И, наконец, последний этап. Этот этап включает и работу над итоговым РТ определённого жанра в конце изучения темы, и последующую рефлексию пути (до получения отметки), пройденного на данном - завершающем – этапе работы, когда создаётся итоговый продукт старшеклассников, позволяющий диагностировать уровень осмысления ими творчества того или иного писателя или поэта.

Итак, работа по данной модели в течение 10 класса помогла учащимся почувствовать себя творческим читателем, о чём свидетельствуют риторические тексты, созданные старшеклассниками, и их итоговые рефлексии, отрывки из которых мы приводим ниже:

  • Понял, насколько важную и ключевую роль в судьбе человека играет выбор, от которого может зависеть всё дальнейшее будущее (Дима Софронов);
  • Было очень интересно прожить жизнь с такими персонажами, как Наташа Ростова, Андрей Болконский, Пьер (Ксения Рыбьякова);
  • Научилась сопереживать и разбираться в людях (Надежда Шутова);
  • Мне стало проще видеть проблемы на страницах книги, анализировать их на уроке ( Анна Комарова);
  • Я открыла для себя художественную литературу, которая мне интересна. И когда читаешь её с удовольствием, тебе легче понять её, понять те проблемы, которые в ней заложены, которые хотел раскрыть автор (Анна Коптева);
  • Стало легче работать, легче анализировать произведения…Стало намного проще и интереснее (проще – не в смысле «поверхностнее», а «Без трудностей») читать и писать сочинения (Ксения Кобелева);
  • Появилась привычка читать между строк, жаль! Потому что теперь абсолютно невозможно просто читать, постоянно ищу скрытый смысл. Кроме прочтения, я ещё пытаюсь делать первичный анализ действующих лиц, их поступков (Андрей Пахоруков);
  • Я поняла, что все имеют разные точки зрения и со временем всё более глубокого осмысления моя точка зрения на одни вещи менялась, на другие – укреплялась. Мне кажется, нельзя однозначно трактовать роман, потому что понимание некоторых проблем приходит со временем, с более глубоким осмыслением. (Анна Простолупова);
  • Я даже прочитала сама те произведения, которые мы не проходили; для этого даже нашлось время, которого раньше никогда не было (Евгения Грабарь);
  • Появилось желание ещё раз встретиться с авторами ХТ, перечитать те или иные произведения или прочитать другие произведения автора (мнения нескольких учеников);
  • Я бы сказал, говоря литературным языком, я преобразился. Я - «новый человек». (Владимир Пак)

Каковы же достижения педагогов?

  • Мы смогли посмотреть на свой учебный предмет и осмыслить его через возможность деятельностного подхода;
  • По-новому открыли для себя нравственно-философский потенциал русской литературы второй половины 19 века;
  • В большей степени почувствовали себя партнёрами, соавторами учеников, нежели учителями-наставниками;
  • Почувствовали себя авторами концепции риторизации литературы в 10 классе и риторических текстов, обогатили свой жанровый репертуар, создавая свои риторические тексты для учащихся. (Приложение. Тексты № 10, 11, 12)

Таким образом, процесс сотворчества учителей и учащихся, диалог с автором ХТ, друг с другом помогают формированию творческого читателя и развивают коммуникативную компетентность учащихся.

1 При разработке данной модели мы использовали концепцию поэтапного изучения темы на уроках риторики Горбач Л.В.

2 Все разножанровые риторические тексты на определённую тему в рамках учебного предмета можно рассматривать как единый ГИПЕРТЕКСТ – сложный, большой риторический текст на одну тему.

3 Т.В. Анисимова, Е.Г. Гимпельсон. Современная деловая риторика. - Волгоград, 1998г. ч. II., стр.132