Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с использованием ИКТ в старшей коррекционной группе "Весна идет, весне дорогу"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программные задачи:

1. Учить составлять рассказы по опорным картинкам, обогащать словарный запас, формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты), упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
2. Развивать внимание, память, речь
3. Воспитывать любовь к природе, к красоте родного края.

Материал и оборудование: интерактивная доска, конверт с письмом, картинки: с лампочка, костер, солнце, сковородка, блин, чайник, апельсин, мячик; характерных признаков весны, сюжетная картина с изображением зимы.

(Приветствие.)

Гости дорогие, важные такие,
В группе здесь у нас сидят,
Строго так на нас глядят.

Вглядитесь в лица наших горстей, они действительно строгие и серьезные?

И не строго, а с улыбкой,
Очень, теплой и простой
Гости нас встречают с вами

Давайте нашим гостям пожелаем доброго утра, Пусть это пожелание будет добрым и искренним.

Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться – Доброе утро.

Наши дети очень дружные и любознательные. А еще очень разные. В этом вы сможете убедиться сами.

(Приносят конверт.)

Письмо – вот так чудо,
Нам оно, только откуда?
Ни адресата, ничего,
Кто же нам послал его?

Тогда придется нам его открыть и посмотреть, что написано в письме.

Ребята, чтобы узнать от кого письмо нам предлагают сыграть в игру.

Игра: “Запоминайка”.

Посмотрите на меня, давайте поиграем.

Вы должны быть внимательными и запомнить как можно больше слов: ручеек, подснежник, проталина, сосулька, лужи.

Какие слова запомнил ты?

Вы запомнили все названные слова, потому что были внимательными. Молодцы!

К какому времени года, мы можем отнести все перечисленные слова? (Весна.)

Оказывается письмо от весны, и она обращается к нам за помощью.

Зима решила, что она самая главная и не хочет уступать место Весне. Мы должны доказать, что каждое время года следует друг за другом и не может быть так, что одно время года должно уступить месть другому.

И нам необходима весна.

В письме написано: “Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод”.

Какое же такое чудо?

(Достаю из конверта картинки: лампочка, костер, солнце.)

Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце.) Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо.

Вот и в группу к нам оно заглянуло.

Можно назвать его теплым?

Что нужно сделать, чтобы оно стало теплым? (Разукрасить.)

(На интерактивной доске заранее нарисованное солнце. Оно бесцветное. Ребенок при помощи заливки должен разукрасить его.)

Каким стало солнышко? (Теплым, ярким.)

Чего нет у нашего солнышка? (Лучей.)

Подарим нашему солнышку лучики?

И я подарю нашему солнышку лучик, и пожелаю ему, чтобы оно ярко светило.

(Дети дорисовывают лучики на интерактивной доске.)

– Какое стало солнышко? (Веселое, ласковое, теплое, лучистое, золотое.)

Посмотрите и солнышко нам улыбнулось.

(На интерактивной доске дорисовываю улыбку.)

“Игра со словом”.

А сейчас мы поиграем со словом “солнышко. Ответы должны быть полными.

– Весной мы встречаем (чего?)….
– Мы очень рады (кому?).…
– Мы любуемся (чем?)….

Много книг написано (о чем)….

Найдите картинки, которые ассоциируются со словом солнышко и передвиньте их в левую сторону, к солнышку.

(На интерактивной доске выставляю картинки: мячик, апельсин, блин, огонь, сковорода, одуванчик.)

Если бы мы каждому времени года подарили цвета, какой цвет подарили бы весне? (Зеленый.)

– Почему вы так решили?
– А, я думаю синий.
– Почему, нельзя подарить желтый? (Цвет осени.)

Садитесь за столы, будьте внимательны (задание выполняется парами).

Разложите времена года, начиная с весны. Что у тебя получилось?

Какое время года перед весной – зима.

Какое время года после лета – осень.

Между летом и зимой – осень.

Между весной и осенью – лето.

Подумайте и скажите, чего никогда не бывает осенью? (Ледохода, капели, проталины, первых цветов.)

Чего никогда не бывает летом? (Снега, мороза, Северного сияния.)

Чего никогда не бывает зимой? (Цветов, травы, грозы.)

Правильно, каждое время года соблюдает свою очередность, вы меня в этом еще раз убедили.

Докажите, что весна – хорошее время года.

Игра “хорошо – плохо”.

П: С приходом весны возникают огорчения – мокрые ноги.

Х: Весной появляются первые цветы.

П: Весной лужи, грязь.

Х: Весной прилетают птицы, набухают почки.

Вы убедили меня, что весна – это замечательное время года.

Подойдите все ко мне, повторяйте движения за мной.

Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше. (Поднять руки вверх. Потянуться.)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже. (Присесть на корточки. Руки опустить на пол.)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется. (Хлопать в ладоши. Улыбаться.)

(На интерактивной доске картинки соответствующие каждому времени года, дети передвигают картинки.)

Выберите только те картинки, которые соответствуют весне.

Какую картинку ты выбрал, почему?

Вы справились с заданием.

Ребята, Весна приготовила еще задание.

Подумайте и скажите, какое слово лишнее?

Снег, мороз, холод, цветы.

Здесь лишнее слово – цветы (доказывают).

Листопад, дожди, сосулька, слякоть.

Цветы, бабочки, река, вьюга.

Грибы, ледоход, капель, ручьи.

Мне понравилось, как вы отвечали, много знаете о временах года.

Вы доказали зиме, что Весна важное время года и природе без него не обойтись.

(Обращаю внимание на картину с изображением зимы.)

Какое время года изображено на картине?

Но, чтобы ускорить приход весны, зимнюю картину превратим в весеннюю.

(Дети выбирают картинки с весенними признаками, выставляют на картину.)

Весной солнце светит ярко.

Люди делают скворечники.

Тают сосульки.

Бегут ручьи.

Появляются первые проталины.

Посмотрите, какая замечательная весенняя картина у нас получилась.

“Весёлая неделька” гимнастика для глаз.

– Всю неделю по – порядку,
Глазки делают зарядку.
– В понедельник, как проснутся,
Глазки солнцу улыбнутся,
Вниз посмотрят на траву
И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– Во вторник часики глаза,
Водят взгляд туда – сюда,
Ходят влево, ходят вправо
Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

– В среду в жмурки мы играем,
Крепко глазки закрываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем глазки открывать.
Жмуримся и открываем
Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

– По четвергам мы смотрим вдаль,
На это времени не жаль,
Что вблизи и что вдали
Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25–30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

– В пятницу мы не зевали
Глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять
В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

– Хоть в субботу выходной,
Мы не ленимся с тобой.
Ищем взглядом уголки,
Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

– В воскресенье будем спать,
А потом пойдём гулять,
Чтобы глазки закалялись
Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

– Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

2. Игра: “Запоминайка”

3. (На интерактивной доске заранее нарисованное солнце. Оно бесцветное. Ребенок при помощи заливки должен разукрасить его.)

4. “Игра со словом”.

5. А сейчас мы поиграем со словом “солнышко. Ответы должны быть полными.

– Весной мы встречаем (чего?)….
– Мы очень рады (кому?).…
– Мы любуемся (чем?)….

Много книг написано (о чем)….

6. Найдите картинки, которые ассоциируются со словом солнышко и передвиньте их в левую сторону, к солнышку.

7. Если бы мы каждому времени года подарили цвета, какой цвет подарили бы весне? (Зеленый.)

Разложите времена года, начиная с весны. Что у тебя получилось?

8. Игра “хорошо – плохо”.

9. Физкультминутка “Вот как солнышко встает…”

10. Какое слово лишнее?

11. (Обращаю внимание на картину с изображением зимы.)

12. “Весёлая неделька” гимнастика для глаз.