Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми третьего года жизни на тему "Наш гость – попугай"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

В последние десятилетия система образования в России претерпевает значительные изменения, затрагивающие все структурные элементы педагогики: содержание, цели, методы и средства образования на всех его ступенях, в том числе и дошкольной педагогике раннего возраста.

Основным документом, отражающим Государственную политику в сфере образования детей раннего возраста на современном этапе является “Приказ Мнистерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 “Об утверждении федерального стандарта дошкольного образования”, вступающий в силу с 1 января 2014 года. Именно в нем, помимо целевых ориентиров этапа завершения дошкольного образования (3–7 лет), впервые представлены целевые ориентиры этапа начала дошкольного возраста (к 3 лет). И, на мой взгляд, это не случайно. Ведь период раннего возраста отличается уникальностью и неповторимостью: именно в этот временной отрезок ребенок развивается столь стремительно, как никогда в последующие годы жизни. Многообразие различных видов деятельности развивает чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества малыша, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

Освоение мира ребенком раннего возраста осуществляется в процессе познавательного развития, что несомненно дает право констатировать факт значимости познавательно-исследовательской деятельности в развитии малыша.

В процессе своей образовательной деятельности я освоила и внедрила в практику работы пособие “Ранний возраст: планирование работы с детьми” Т.Н. Дороновой, что позволило:
– овладеть технологией использования игрушек в организации образовательного процесса на фоне играющих детей (Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов);
– составить комплексно-тематический план образовательной деятельности в I младшей группе, который я использую в процессе построения образовательного процесса.

Возраст детей: третий год жизни. Группу посещают 15 человек: 8 девочек и 7 мальчиков.

Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность.

Блок: “Зима”; Тема тематической недели: “Телеграмма от попугая Кеши”;

Временной промежуток: 2 неделя декабря; Итоговое мероприятие: “Наш гость – попугай”

Цель НОД: дать детям представление о попугае, как о теплолюбивой птице.

В процессе НОД решались следующие образовательные задачи, определенные в результате мониторинга и “зоной ближайшего развития детей”:

Таблица № 1. Задачи.

Для педагога Для детей
– Дать детям представление о попугае как о теплолюбивой птице;
– Активизировать речевое общение детей: оперение, нарядный, пёрышки легкие, пушистые, разноцветные, летают;
– Обогащать словарь детей (существительными, прилагательными, глаголами, наречиями);
– Упражнять детей в цветовосприятии и назывании основных цветов: красный, желтый, зеленый, белый и черный;
– Закреплять умения детей в различении и назывании фруктов: банан, яблоко, груша, апельсин; величины орехов (большие и маленькие);
– Воспитывать гостеприимство, внимание к гостям и друг к другу.
– Дружно встретить гостя Попугая Кешу с радостью и вниманием; всем вместе проявить заботу о попугае.
– Узнать, откуда прилетел попугай Кеша: спросить у самого попугая, поинтересоваться у воспитателя, выдвинуть собственные предположения;
– Описать “наряд” попугая, особенности строения клюва, лапок;
– Совместно отгадать загадку, загаданную педагогом;
– Рассказать стихотворение для попугая Кеши;
– Приготовить вкусные подарки для попугая Кеши и его друзей

Известно, что в образовательном процессе создание игровой ситуации, является одним из эффективных средств, способствующих развитию познавательного интереса, речевой активности и активизации мыслительной деятельности ребенка. Поэтому учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей раннего возраста, я старалась задействовать все каналы детского восприятия (аудиальный, визуальный, кинестетический). Основной метод, который я использовала в своей работе – метод игровой ситуации, способствующий развитию познавательной активности у детей и направленный на решение поставленных задач.

Мотивация: Встретить долгожданного гостя, телеграмму о предстоящем приезде которого дети получили в начале тематической недели.

Демонстрационный материал: аудиозапись со стихотворением про попугая; картинки с изображением попугая; волшебная коробочка; разноцветные перья, игрушка попугай, музыка для игровой ситуации.

Предварительная работа, которая была проведена в ходе подготовке к совместной деятельности: получение письма от Попугая с его фотографией; разучивание стихотворения “Попугай”; лепка орехов из пластилина; рассматривание иллюстраций с попугаями; аппликация “Фрукты для попугая”; изготовление поделок “Попугаи” совместно с родителями; дидактическая игра “Собери картинку”; просмотр мультфильмов; чтение книг про попугаев; разучивание загадок о попугае, прослушивание песен.

Конспект совместной образовательной деятельности строился согласно следующим этап НОД: мотивация детей на образовательную деятельность; ход НОД; подведение итогов детской деятельности.

Структурные компоненты (по теории Л.В. Леонтьева): мотивация, как побуждение к деятельности; цель как прогноз результата деятельности; процесс реализации деятельности; контроль и оценка результатов деятельности.

Таблица № 2. Методы и приемы, позволяющие реализовывать поставленные задачи.

Методы. Приемы
Метод словестный. Диалог (вопрос –ответ), сбор “банка идей” (озвучивание вариантов ответов); опыт из прошлого (вспоминаем пройденный материал); беседа, художественное слово.
Метод подчеркнутого доверия. Взаимодействие на равных (уважаем личность каждого ребенка и принимаем и выслушиваем мнение каждого ребенка).
Метод практического действия. Приемы направленные на развитие устной речи свободного общения со взрослыми и детьми: сравнение; анализ; синтез; обобщение; соотношение; наглядно-действенные приемы.
Наглядный метод. Персонаж (попугай), картинки с изображением попугая и т.д.
Игровой метод. Сюрпризный момент, дидактическая игра.

Таблица № 3. Планируемый результат.

Целевые ориентиры, (согласно проекту ФГОС ДО). Путь достижения цели.
Интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметам, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Интересуется, чем отличается попугай от других птичек, указывает на отличия: оперение, внешний вид, клюв (разноцветное оперение— перья жёлтого, голубого, зелёного, красного цветов; клюв крепкий. Наблюдает за поведением попугайчика (летает, клюёт и т.д.).
Владеет активной и пассивной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых. Рассказывает стихи. Говорит волшебные слова. Образует прилагательные и глаголы. Задает вопросы. Поддерживает разговор. Отвечает на вопросы.
Знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослых. Знает, где живет теплолюбивая птица попугай. Активно включается в действие. В игре проявляет любознательность и интерес.
Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Смотрит, как действуют сверстники, содействует с ними.
Обладает интересом к стихам, песням, сказкам, рассматриванию картинок, проявляет эмоциональный отклик на различные произведения культуры и искусства. С интересом рассматривает картинки. С удовольствием и эмоционально рассказывает стихи. Внимательно и с интересом слушает литературные произведения.

Таблица № 4. Ход деятельности.

Организация совместной деятельности Пути реализации
Деятельность педагога Деятельность детей
Этап. Мотивация детей на образовательную деятельность.

СКД. Мотивация, как побуждение к деятельности.

(Воспитатель включает аудио запись со стихотворением “Попугай”):

Эта птица может петь,
Каркать, ворковать, свистеть…
Если в доме будет жить –
Сможет и заговорить!
Что за диво? Что за чудо?
В клетке радуга сидит!
Всё за мной, что ни скажу я,
Очень чётко повторит.
Прибыл к нам из жарких стран
Этот яркий великан.
В перьях радуга сверкает.
Ловко звукам подражает!
Он умеет говорить,
Только в клетке должен жить.
Кто же это? Угадай!
Ну, конечно – …
(попугай)

Организационный момент.

Создать игровую ситуацию.

Цель: концентрация детского внимания.

Сосредотачивают внимание.

Слушают.

Отгадывают загадку.

(В группу заходит младший воспитатель, в руках которого клетка закрытая тканью)

Воспитатель: Ребята, вы сегодня кого-то ждёте?
– Правильно, мы давно ждём в гости Попугая, который, сообщил нам в телеграмме, что сегодня прилетит на самолёте.

Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.

Комментирует высказывания.

Рассказывают, объясняют.

Слушают.

СКД. Цель как прогноз результата деятельности.
Младший воспитатель: Какой молодец Попугай, обещал и сдержал слово, прилетел. Встречайте!
(Снимает ткань с клетки.)

Попугай: Здравствуйте, будем знакомы, я – попугай Кузя, а вы кто?

Воспитатель: Я воспитатель. Меня зовут Светлана Юрьевна. А рядом со мной наши девочки и мальчики.

Вводит сюжетное событие (появление персонажа).

Побуждает поприветствовать попугая.

Проявляют интерес.

Радуются.

Здороваются с попугаем.

Попугай (обращаясь к детям): Ты кто? А как тебя зовут?

(Спрашивает детей, а воспитатель помогает всем назвать своё имя: это Машенька, это Никита…)

Активизирует речь детей.

Называют свои имена, знакомятся с попугаем.
Попугай: Вот и познакомились! Ребята вы меня ждали? Включает детей в действие, провоцирует на эмоциональное общение Демонстрируют свои наряды, гостю. Общаются
Воспитатель: Конечно ждали, даже нарядились к твоему приезду, полюбуйся на нас, какие мы красивые!

(Дети демонстрируют свои красивые наряды.)

Попугай: А я, разве не хорош? Кузя красивый, Кузя хороший!

Акцентирует внимание на Попугая. Рассматривают Попугая.
Этап. Ход НОД.

СКД. Процесс реализации цели деятельности.

Воспитатель: Ребята, похвалите Кешу, какой он?

(Обращаясь к Попугаю.)

– Наши ребята, стихотворение про тебя знают, слушай:

– “Попугай нарядный Кузя
Носит в пёрышках пиджак,
Носит яркую манишку
И пушистые штанишки.
Он летает, он считает,
Говорит он и играет.

Задает вопрос, стимулирующий процесс мышления.

Предлагает рассказать стихотворение, выученное накануне.

Высказывают свое мнение.

Рассказывают стихотворение Попугаю.

Попугай: Ура! Красивое стихотворение, как я!

Воспитатель: Дети, а что у Кузи на голове?

Задает вопрос, стимулирующий процесс мышления. Слушают, отвечают на вопросы воспитателя.
Попугай: А что у меня на голове, что на голове?

(Испугавшись крутит головой.)

Дети: Глаза, клюв, хохолок, пёрышки….

Воспитатель (уточняет): Оперение.

Активизирует внимание детей.

Комментирует высказывания, дополняет.

Повторяют новое слово. Запоминают его.
Попугай: Клюв у меня очень твердый и острый, он мне помогает, есть орешки, семечки. Хотите потрогать его пальчиком, только осторожно. Предлагает детям рассмотреть и потрогать попугая.

Проявляют интерес к Попугаю. Трогают клюв.

Воспитатель (подносит каждому ребёнку) Твёрдый? Острый?

Попугай: Я – птица, люблю солнце, живу, где тепло.

Задает вопросы, стимулирующий процесс мышления. Отвечают на заданные вопросы. Сосредотачивают внимание.
Воспитатель: У всех птиц есть крылья, а где твои ?

(Воспитатель уточняет, правое крыло, левое крыло…).

Воспитатель: Дети, а это что у попугая? (Показывая хвост.)

Акцентирует внимание на частях тела птицы.

Предоставляет достаточно времени для изучения.

Рассматривают гостя. Повторяют, где правое и левое крыло. Показывают.

Воспитатель: Посмотрите какой красивый хвост, он помогает попугаю летать.

Попугай: Интересно, откуда вы всё знаете, мы с вами раньше не встречались?

Привлекает внимание детей.

Рассматривают Попугая. Показывают, где у него находится хвост. Отвечают на вопросы.
Воспитатель (обращаясь к попугаю): Мы видели тебя, правда ребята? Общается с попугаем.
Попугай: Где же это?

Воспитатель (обращаясь к детям): Ребята, где мы видели попугая?

Обращается к детям. Побуждает их к общению. Высказывают предположение.

Воспитатель: В книгах, на картинках, в мультфильмах. Мы так тебя ждали, что вместе с ребятами и мамами приготовили для тебя подарки. Комментирует высказывания, уточняет ответы детей. Включаются в общение воспитателя и попугая.
Воспитатель: Ребята, расскажите Попугаю, как мы лепили орешки, какие фрукты мы тебе приготовили. Предлагает детям показать то, что они сделали для Попугая Рассказывают, где они видели попугая. Что сделали, когда ждали его.

Приносят свои работы. Показывают Попугаю. Рассказывают, как они это делали.

Отвечают попугаю (“пожалуйста”, “незачто”)

Попугай (обращаясь к детям):

– Как я люблю подарки! Какие вы умелые, спасибо вам.

Обращает на себя внимание.
Попугай (обращаясь к детям): У меня для вас тоже есть подарок, я его спрятал высоко, в волшебный чемоданчик. Сюрпризный момент

Интересуются, какой подарок принес им Попугай
Воспитатель: Дети, посмотрите наверх. (Обращает внимание на волшебную коробочку, висящую под потолком.)

– Какой ты Кузя хитрый, мы и не догадались…

Попугай: Почему чемоданчик не открывается?

Обращает внимание на “волшебную коробочку”

Находят “волшебную коробочку”

Воспитатель: Дети, а может нужно всем вместе сказать волшебные слова?

“Чемоданчик открывайся, подарок появляйся!” (2 раза).

Произносит волшебные слова Повторяют волшебные слова
Попугай (повторяя волшебные слова вместе с воспитателем): Чемоданчик открывайся, подарок появляйся.

(Из чемоданчика летят разноцветные перышки, дети и воспитатель их ловят.)

Произносит слова, вместе с детьми и воспитателем

Обращают внимание.
Рассматривают перья.
Дуют на них.
Радуются.
Воспитатель: Я поймала красное перышко, а ты какое перышко поймал? …Перышки пушистые, мягкие,) погладим?) легкие, воздушные …подуем? (Действия с пёрышками.) Акцентирует внимание детей. Задает вопросы детям. Стимулирует их на общение.

Активно включаются, участвуют в действие. (танцуют).

Воспитатель: Ребята, а давайте потанцуем с перышками? Вовлекает в совместную деятельность
Воспитатель: Чтобы пёрышки разноцветные не потерялись, положим их в чемоданчик. Сами играем, сами…. убираем. Поощряет детей за то, что они убирают за собой после игры Соглашаются, убирают перья в чемоданчик.
Воспитатель: – Спасибо, Кузя тебе за подарок. Ребята, давайте скажем Кузе спасибо.

Воспитатель (обращаясь к попугаю): – Кузя, тебе у нас нравится? Оставайся у нас жить, у нас тепло, мы будем за тобой ухаживать.

Побуждает детей поблагодарить Кузю.

Говорят спасибо.

Воспитатель: А чем будем кормить нашего Кузю? Задает вопросы детям. Предполагают, чем они будут кормить попугая.
Этап. Подведение итогов детской деятельности.

СКД. Контроль и оценка результатов деятельности.

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, какой у нас попугайчик? Откуда он прилетел к нам в гости? Чем мы сегодня занимались? Задает вопрос стимулирующий процесс мышления.
Выражает искреннее восхищение.
Отвечают на заданные вопросы.

Попугай: Спасибо, а где же я жить-то буду? Обращается к детям Предполагают, где может жить Попугай
Воспитатель: Мы приготовили тебе уютное местечко у нас в группе. Сделали для тебя качели и домик. Там и располагайся! Формирует бережное отношение к попугаю Проявляют гостеприимство. Приглашают в новый дом
Попугай (подлетает к качели): Качаться – моё любимое занятие, а вы любите качаться, играть? Включает детей в игровую деятельность. Отвечают на вопросы Попугая.
Воспитатель: Да, Кузя, наши ребята очень любят играть!

(Обращаясь к детям.)

– Ребята, может научим нашего гостя играть в “Найди свое гнездышко” ?

(Проводит игру с детьми.)

Предлагает детям научить гостя новой игре. Организует игру.

Активно включаются в игру. Радуются.

Игра “Найди свое гнездышко”, как открытый конец деятельности, плавно переходящий в игру. Продолжает играть с желающими детьми. Продолжают играть с воспитателем или занимаются другими делами.