Развитие интеллектуально-творческих способностей детей в процессе использования технологии развивающих игр

Разделы: Работа с дошкольниками


Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделены четыре направления в развитии детей дошкольного возраста, одним из них является познавательно-речевое направление, в реализацию которого включены задачи образовательной области “Познание”, а именно развитие у детей познавательных интересов, формирование элементарных математических представлений. Несомненно, математическое развитие не сводится к тому, чтобы учить дошкольника считать, измерять и решать математические задачи. Главное, овладение ребенком способностью видеть и открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умение их “конструировать” предметами, знаками и словами.

Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам, которые используются в детских садах: это палочки Кюизенера, наглядные модели, логические игры и др. Изучив различные методики, я остановила свой выбор на логических блоках Дьенеша. Почему меня заинтересовал этот дидактический материал? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Итак, играя с блоками у малышей развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способности производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, учатся следить за координацией движений, говорить: малыши начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов, развивается творческое мышление.

Давайте проведем небольшой экскурс в историю и вспомним, кто такой Золтан Дьенеш и что же представляет собой его методика?

Золтан Дьенеш – всемирно-известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики обучения детей – “новая математика”. Преподавая математику детям в разных странах мира, ученый накопил определенный опыт и наблюдения, позволившие ему разработать основные принципы собственной авторской системы.

Основная цель использования блоков Дьенеша как дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать следующие задачи познавательного развития детей:

  • Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множеством. Формировать представления о математических понятиях.
  • Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.
  • Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  • Развивать пространственные представления.
  • Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
  • Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Что же представляют собой логические блоки Дьенеша?

Логические блоки Дьенеша – абстрактно-дидактическое средство. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, желтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), по две характеристики величины (большой и маленький) и толщины (толстый и тонкий). Конечно, можно использовать и другие цвета и формы, а также более двух характеристик величины (большой, средний, маленький, очень маленький) и толщины. Однако всегда очень важно ориентироваться на возможности детей, их внутреннюю готовность принять более сложные задачи.

Я использую комплект логических блоков Дьенеша, состоящий из 48 блоков. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.

Использование комплекта ЛБД дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя, и четырьмя свойствами (соблюдение дидактического принципа “от простого-к сложному). В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине) и по четырем (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении можно менять степень сложности задания с учетом возможности детей, то есть возможность применить принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой – чтобы не было рядом блоков одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Вместе с комплектом логических блоков в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

  • Цвет обозначается пятном (красный, жёлтый, синий).
  • Величина – силуэт домика (большой, маленький).
  • Форма – контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный)
  • Толщина – условное изображение человеческой фигуры (толстый – тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее пятно, то нужно отложить все синие фигуры; синее пятно и двухэтажный домик – откладываем все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик и силуэт круга – это синие круги – толстые и тонкие и т.д.

Затем задания с карточками постепенно усложняются.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые “рассказывают” о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них. Выкладывая карточки, которые “рассказывают” обо всех свойствах блока, малыши создают его своеобразную модель.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно – образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно – логическому мышлению.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между “поссорившимися” игрушками и т. д., а по ходу действий рассуждает.

Давайте рассмотрим, как можно использовать блоки Дьенеша в каждой возрастной группе.

1-я младшая группа – блоки используют в середине и в конце учебного года как материал для игр – дети знакомятся, трогают, рассматривают, к концу года педагог работает с блоками и карточками к ним, развивая у малышей умение оперировать одним свойством. А также применять эти умения не только с блоками, но и со сказочными героями, чтобы поддерживать интерес детей к выполнению задания.

2-я младшая группа – у детей развивают умение работать с 2 свойствами предметов и карточки используются с опорой на 2 свойства.

Средняя группа – уже к концу года учат детей оперировать 3 свойствами. Воспитатель вводит в объяснительную речь детей частичку “не”. Например, используя мелкие игрушки, можно давать детям задание, построить дорожку, по которой будет ходить или бегать данная игрушка. В этом случае каждому ребенку дается карточка с символами, кодирующая 2 – 3 свойства предмета. Дети должны из общей массы (блоки Дьенеша, кубики) выбрать для постройки ему необходимые.

Старший дошкольный возраст – весь год используют карточки, позволяющие развивать умение оперировать 3 свойствами, и концу года 4 свойствами. Так же можно проводить “игры с 2 или 3 обручами” (Кругами Эйлера). С помощью блоков Дьенеша, дети получают умение строго следовать правилам при выполнении действий. Приближаются к пониманию того, что нарушение правил не позволяет получить верный результат.

Занятия с детьми по блокам Дьенеша я начала со второй младшей группы. На первом этапе у меня возникли некоторые трудности в связи с тем, что игры с блоками первоначально я организовывала со всей группой детей, из-за недостаточного пространства ребятам было неудобно рассматривать и манипулировать игровым материалом. В дальнейшем мы поделились на две подгруппы – учитывая, не только комфорт, но и индивидуальные особенности детей.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям я дала детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Выложила перед каждым ребенком набор и дала ему время наиграться с детальками: потрогать, перебрать, подержать в ручках. Чуть позже стала предлагать детям следующие задания:

  • “Найди все фигуры (блоки), как эта” по цвету (по размеру, по форме).
  • “Найди не такую фигуру, как эта” по цвету (форме, размеру).
  • “Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).
  • Дай Мишке все синие фигуры, зайчику – желтые, а мышке – красные.

На сегодняшний день ребята научились: моделировать множества с заданными свойствами (создавать множества по цвету, форме, размеру, толщине); группировать и классифицировать по заданному свойству (разбивать блоки на группы по величине: большие и маленькие; цвету: красные и не красные).

Для занятий с блоками Дьенеша можно использовать альбомы, предназначенные для разных возрастов. На своих занятиях я применяю альбомы: “Блоки Дьенеша для самых маленьких” (Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети видят, как плоскостные изображения превращаются в объемные предметы.); “Блоки Дьенеша для малышей “Маленькие логики” (Этот игровой альбом знакомит малышей с некоторыми основными понятиями, которые будут способствовать развитию логического мышления в дальнейшем); “Лепим нелепицы” (этот альбом помогает развивать не только творчество и мышление, но и речь, так, как дети сами пробуют продолжать небылицы или сочинять их. Первый шаг к использованию этого альбома – знакомство детей с жанром небылицы, затем чтение небылиц и игры “Бывает – не бывает” и только потом перешли к выполнению самых простых заданий. Например, докончить небылицу: “ С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает…(корова) или “Про меня говорят дереза”. Кто же я? Назови! Я – …(коза). (Приложение 1, 2, 3, 4)

Уверена, что при использовании этого дидактического материала, мне удастся достичь следующих результатов:

1. Повысится уровень развития коммуникативных способностей дошкольников, навыков сотрудничества.
2. Значительно вырастет уровень логического мышления, познавательных и творческих способностей детей.
3. Ребята станут проявлять самостоятельность, инициативу.
4. Воспитанники успешно овладеют основами математики и информатики.