Интеграция на уроках литературы как средство формирования исторического мировоззрения учащихся

Разделы: Литература


В статье «Зачем и какие уроки литературы нужны школе», опубликованной в журнале «Русская словесность», д.ф.н., Александр Сергеевич Курилов, высказывает интересную мысль о том, что цель литературного образования – литературно образованный человек, т.е. «человек, который имеет отчетливое представление прежде всего  об истории своей национальной литературы с момента ее возникновения, основных периодах ее развития, связанных с историей страны и литературно художественными достижениями…».

Действительно, можно ли считать урок литературы успешным, если ребята не понимают, с каким бесценным материалом им предстоит работать.

Мне кажется, что и формирование исторического мировоззрения, и  духовный рост школьника на уроках литературы начинаются именно с момента осознания им, как уникален и неповторим вклад нашей литературы в художественную сокровищницу человечества. Через чувство гордости за свою литературу возникает желание ее читать и изучать.

Наглядный тому пример – «Слово о полку Игореве», созданное в ХII веке почти одновременно с французской  «Песнью о Роланде», германской «Песнью о Нибелунгах», испанской «Песнью о моем Сиде» и другими величайшими памятниками художественной словесности. С каким уважением нужно относиться к слову, прошедшему через века, соединяющему нас с «делами давно минувших дней».

Литература – очевидец истории. Историческая правда, правда фактическая перерабатывается под пером писателя в правду художественную, цель которой – организовать художественный мир так, чтобы он способствовал проникновению во внутренний мир персонажей, анализу их поступков и мыслей.

В современный урок литературы не случайно вводится  философский,  исторический и искусствоведческий  материал.  Это  делается  в  целях углублённого восприятия школьниками единой картины мира.

На своих уроках я объясняю ребятам, что любое произведение должно восприниматься в контексте той эпохи, к которой оно принадлежит, в которой жил и творил его автор.
Важно, чтобы учащиеся сами могли установить связи и закономерности между фактами, явлениями, событиями литературы и истории, были способны самостоятельно сформулировать интегрированную проблему, определить пути ее решения, используя знания, полученные по обоим предметам.

Однако главной для меня остается возможность научить ребят извлекать нравственные уроки из уже осмысленных ими явлений, строить свой взгляд на события и факты. Эти умения считаю фундаментальными в формировании исторического мировоззрения учащихся.

Интеграция на уроках литературы – это мостик, связывающий вымысел и действительность. На уроках литературы мы учимся различать правду художественную и правду действительности, ибо они сливаются в книге, перерастая в правду писателя, который по-своему видит мир и приглашает читателя принять или опровергнуть его точку зрения.
Я предлагаю следующие приемы, которые, на мой взгляд, успешно работают на каждом уроке.

1. От деталей к целому

Вспомним рассказ «Полотенце с петухом» из цикла «Записки юного врача». М.А.Булгаков с большой художественной силой описывает эпизод из жизни начинающего сельского лекаря. В операционную привозят девушку редкой красоты, пострадавшую при уборке льна, – она попала в мялку. Достоверность описания поражает: «Левой ноги собственно не было. Начиная от раздробленного колена, лежала кровавая рвань, красные мятые мышцы, и остро во все стороны торчали белые раздавленные кости…».

Столь же убедительно обрисованы и страдания юного врача: «…сейчас мне придется в первый раз в жизни делать ампутацию. И человек этот умрет под ножом… Ах, почему она не умирает?».
И вот единственно возможное для врача и человека гуманное решение принято, и чудо случилось – пациентка осталась жива.

Но читатель ощущает, что этим произведение не исчерпывается. Интуиция подсказывает, что следует обратить внимание на настойчиво повторяющиеся детали.

Петух является читателю в названии рассказа, затем встречает его в начале, в середине, появляется и в конце, когда девушка «обвисая на костылях, развернула сверток, и выпало длинное снежно-белое полотенце с безыскусственным красным вышитым петухом».

Во многих культурах петух является символом огня и солнца («красный петух» — пламя («пустить красного петуха»). Петух – символ призыва к бою и войны. Петух – в чем-то выразитель менталитета русского человека («Пока петух не клюнет, мужик не перекрестится»).
Обратим внимание и на другую деталь. В начале рассказа Булгаков специально подчеркивает важное для него обстоятельство – время действия: «…в два часа дня 16 сентября 1917 года мы были у последнего лабаза…а в два часа пять минут 17 сентября того же 17-го незабываемого года я стоял на битой, умирающей и смякшей от сентябрьского дождика траве…». Сам рассказ датирован 1926 годом.

Обратим внимание на символику цвета. Белый и красный цвета рядом – два главных цвета того времени, времени революции и войны.

И вот все становится на свои места. В образе «девушки редкостной красоты» мы видим Россию, изуродованную войной. Кто спасет ее и как?

Поэма «Двенадцать» А.Блока уже не будет казаться ребятам непонятной: здесь и образ красного петуха, олицетворяющего неспокойное, агрессивное к человеку время, и символика цвета – красный, белый, черный.

На уроках литературы мы учимся быть внимательными к деталям, учимся понимать, что художественное слово не преподносит истины. Оно помогает в его поиске.

2. Схематический анализ произведения

План-схема составляется совместно с учащимися, которые должны самостоятельно установить взаимосвязь событий, отыскать причины и следствия произошедших событий, сделать соответствующие  выводы. План-схема является также средством зрительной наглядности, помогающим увидеть произведение целиком. На уроке можно сравнить схемы, выполненные учащимися, и выбрать наиболее удачную.

Составляя схему, мы ищем конфликт, положенный в основу произведения, и через него пытаемся определить замысел писателя.

Вот так может выглядеть схема, составленная к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

Сталкивая в поэме бронзового Петра   и бедного петербургского чиновника Евгения, Пушкин подчеркивает, что государственная власть и человек разделены бездной. Думал ли великий Петр, воздвигая город на болотах, о единичных судьбах простых людей? Политические цели оправданы, город устоял перед бурей, но человек гибнет. Политический конфликт перекликается с личностным. Бессмысленная и безрезультативная погоня имеет философский подтекст: противоречия между человеком и властью не могут разрешиться или исчезнуть. Проблема человека в государстве, актуальная во все времена, делает произведение Пушкина бессмертным.

Сравнивая образ Петра в поэмах «Полтава» и «Медный всадник», мы видим, как неоднозначен Пушкин в своем отношении к этой великой личности. Вспомним: «Выходит Петр. Его глаза сияют.

Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен, Он весь, как божия гроза». Читатель понимает, что Петр «ужасен» в своем гневе и презрении к врагам и «прекрасен» в своей решимости и уверенности. Такие личности могут  и должны побеждать.
И вот время побед прошло, и маленький человек, лишившийся разума, грозит каменному истукану, потому что его жизнь сломана, а идеалы развенчаны.

С похожей проблемой мы сталкиваемся, когда читаем и анализируем эпизод «Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем» (роман Л.Толстого «Война и мир»).

3. Групповая работа

Работа в группах всегда облегчает задачу учителя при подготовке к интегрированному уроку и обеспечивает целостность  восприятия учащимися художественного произведения.
Вот так можно построить завершающий урок по роману в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Класс делится на три группы: «Историки», «Искусствоведы» и «Литераторы». Задача каждой группы – подобрать и систематизировать материал, резюмирующий изученное ранее.

Историки констатируют: Начало 19 столетия было временем подъема национального самосознания. Лучшая часть русского дворянства выступала против крепостного права и абсолютной монархии. В русском обществе усиливается интерес к прогрессивным мыслителям и философам Запада. Онегин читает Адама Смита. Руссо — любимый автор Татьяны.
Из романа мы узнаем, что знаменитым постановщиком балетов был Дидло. Вместе с автором любуемся чудной грацией «блистательной и полувоздушной» Истоминой, вспоминаем русскую трагическую актрису Семенову.

На примере главного героя Пушкин показывает образ жизни «золотой дворянской молодежи». Жизнь Евгения «однообразна и пестра»: балы, рестораны, театры, снова балы. Конечно, такая жизнь не могла удовлетворить умного, мыслящего человека. Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов.

Эта  историческая информация очень важна, поскольку впереди «Герой нашего времени», «Обломов», «Отцы и дети» – произведения о молодежи, не нашедшей себя в жизни и не реализовавшей себя в ней. Так Пушкин нехотя открыл «галерею лишних людей», о которых  своевременно говорить и в настоящее время.

Искусствоведы информируют класс о создании оперы П.И.Чайковского «Евгений Онегин», о музыке с истинно русским характером, в которой нашли отражение и крестьянский быт, и помещичий и дворянский. Интересно, что объяснение Татьяны и Онегина в саду происходит под песню девушек, собирающих вишню. Заканчивает свою «исповедь» Онегин, и вновь раздается «Девушки, красавицы, душеньки, подруженьки…», потому что жизнь продолжается.

Литературоведы подводят итоги: класс вспоминает знаменитую «онегинскую строфу», любимый Пушкиным ямб, удивительные по своей красоте и лаконичности лирические отступления и т.д.

Безусловно, формирование исторического мировоззрения – это процесс длительный, который не заканчивается в школе. Историческое мировоззрение формируется всю жизнь. Однако мы закладываем его основы, равно как и прививаем чувство вкуса и умение отличать ложь от правды. Трудно оценить результат нашей работы. Можно ли проверить, например, с помощью теста и оценить сформированность исторического мировоззрения учащегося? На сегодняшний день мне это кажется невозможным.

Однако результат работы становится очевидным, когда учащийся попадает в жизнь, наполненную и переполненную информацией. Вот здесь и надо сделать правильный выбор, принять правильное решение, верно оценить ситуацию.

Вспоминается мне диалог с ученицей 9 класса, которая после прочтения романа «Евгений Онегин» и его последующего обсуждения в классе, отправилась в театр Станиславского и Н.Данченко слушать оперу П.И.Чайковского. С удивлением она рассказала мне: «Мы говорили на уроке, что «Евгений Онегин» – это «энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение», но на сцене ничего русского, кроме прекрасной музыки, не было. Хорошо, что мы на уроке успели прочитать, обсудить роман и посмотреть фрагменты из фильма-оперы. Я поняла, что на сцене не Пушкин, а интерпретация». Мне были дороги эти слова, потому что и я была разочарована этой постановкой: девушки не собирали ягоду, а развешивали простыни на веревки, протянутые между статуями, повернутыми к зрителям спиной, а Ленский после дуэли, видимо за ненужностью, был просто сметен со сцены метлой.

В. Г. Белинский высоко и по достоинству оценил творение Пушкина. Критик писал: «Пусть идет время и приводит с собой новые потребности, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...». Главное, чтобы наши дети были к этому подготовлены.

Не могу не отметить, что литература неотделима от истории. Интереснее всего вместе с детьми наблюдать, как эволюционирует человек под влиянием испытаний, выпавших на его долю. Всегда интересны такие темы, как «Жизненный путь Андрея Болконского» или «Духовные искания Пьера Безухова», не могут оставить равнодушным рассказ М.Шолохова «Судьба человека» и повесть Б.Васильева «А зори здесь тихие», где на фоне исторических событий раскрывается сущность человека.