Конспект совместной игровой деятельности с использованием нестандартного материала в рамках проекта "Растем, познавая, учимся играя"

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие мелкой моторики и ручной умелости во время совместной игровой деятельности с использованием нестандартного материала.

Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее значение. Моторный уровень является базовым для развития высших психических функций, поэтому развитию мелкой моторики кисти руки должно уделяться серьезное внимание с самого раннего возраста, так как именно в этот период интеллектуальное  развитие очень сильно связано с  развитием двигательной активности. Ещё древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Оказывают  положительное воздействие на внутренние органы: тонизирующий, иммуностимулирующий эффект – это раз; стимуляция мыслительных функций и речи – это два; веселое общение – это три. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития. Чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Научные исследования о деятельности мозга ребенка дали возможность установить связь между развитием мелкой моторики и стимуляцией мозговой деятельности.  Помогая ребенку научиться координировать движения рук, соизмерять движения, мы развиваем его мозг.  Именно внешняя стимуляция мозга помогает развитию мозговой активности и росту клеток организма. Тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка,   способствует развитию ориентировки в пространстве, зрительно-моторной координации и тесно связана с познавательной деятельностью.
Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Неразрывно оно связано и с процессом игры. Изучение особенностей развития мелкой моторики младших дошкольников, позволило предположить, что влияние комплексной системы дидактических игр окажет эффективное влияние на развитие мелкой моторики кисти руки младших дошкольников, т.к. именно дидактические игры оказывают благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук.  Я считаю, что игры и упражнения являются очень большим (мощным) средством для поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга.

Опираясь на возрастные особенности детей младшего возраста, я разработала педагогический проект: «Растём, познавая, учимся играя».

Проект исследовательский, практико-ориентированный, реализуется в рамках ДОУ, в течение года.
Построен на использовании разнообразного нестандартного материала по развитию мелкой моторики и ручной умелости во время совместной игровой деятельности.
В проекте участвуют дети  младшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Цель проекта:

Максимальное содействие созданию условий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, формированию мелкой моторики и творческих способностей посредством совместной игровой деятельности. Повысить интерес малышей к упражнениям, превратив их в занимательную игру.
Разработать систему работы направленную на развитие мелкой моторики.

Задачи проекта:

  1. Развивать мелкую моторику, координацию движения и гибкость пальцев рук;
  2. В процессе работы над мелкой моторикой совершенствовать психические процессы: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память и речь детей;
  3. Формировать и совершенствовать пространственные представления;
  4. Способствовать обогащению знаний по темам: «Цвет», «Форма», «Величина», «Количество»;
  5. Формировать и совершенствовать  конструктивные навыки;
  6. Стимулировать творческие способности, фантазию, воображение, изобретательность;
  7. Способствовать общению, росту уверенности, успешности;
  8. Способствовать развитию инициативы, самостоятельности;
  9. Вызвать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой;
  10. Добиваться, чтобы все упражнения выполнялись легко и без принуждения,  приносили детям радость.

Для того чтобы сделать этот процесс увлекательным и интересным, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей,  в группе создана необходимая развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторики. Необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает ребенок, тем чувствительнее подушечки пальцев. В группе оборудован «Центр развития мелкой моторики», который представлен следующими компонентами: разнообразные мячи (колючие, рифлёные, плюшевые, вязаные, теннисные); массажные шарики Су-Джок; разноцветные различной величины пробки от пластиковых бутылок, аквариумный грунт, пуговицы, мозаика; дощечки с накатанным  пластилином; нарезанные разноцветные трубочки для коктейля (собираем бусы); разноцветные бельевые прищепки; плоскостные разноцветные геометрические фигуры; коврики – «травка»; клавиатуры старого компьютера; «сухие бассейны» (ёмкости, наполненные горохом, фасолью, пуговицами, аквагрунтом); игрушки из «киндер-сюрпризов»; косточки фруктов (абрикос, персик); грецкие орехи; разнообразные трафареты, шаблоны;  разноцветные ребристые счётные палочки; для закручивания и раскручивания крышки банок, пузырьков;  нитки для поделок;  палочки Кюизенера; разнообразный пальчиковый театр.

Разнообразный стимулирующий  материал разной фактуры, который даёт огромный простор для фантазии и умелых рук, а также возможность поэкспериментировать с ним не оставляют неравнодушным ни одного ребёнка. Я хочу поделиться опытом работы с одним из любимейших материалов наших детей –  аквагрунтом, бельевыми прищепками. Он вызывает у них огромный эмоциональный отклик, будит фантазию и любопытство, даёт творческий импульс, успешно решает все задачи данного проекта.

img11.jpg (47100 bytes)

Конспект совместной игровой деятельности с использованием нестандартного материала «Солнышко у нас в гостях»

Материал: игрушка-солнышко (ротик крепится  на липучке и поэтому солнышко может быть то грустным, то весёлым), медальоны с изображением солнышка по количеству детей (с одной стороны оно грустное, с другой – весёлое), разной величины разноцветный аквагрунт (наши сокровища), бельевые прищепки, пробки от пластиковых бутылок, плоскостные геометрические фигуры, листы картона с силуэтами предметов, дощечки с накатанным пластилином.  

1. С целью привлечения внимания детей воспитатель вносит в группу солнышко, завёрнутое в голубое одеяло. Заинтересовав детей, предлагает им посмотреть кто это. Солнышко.

Воспитатель:

Проснулось как-то солнышко, пора ему умыться,
Но из постели выбраться оно всё не решится,
С подушкой не расстанется, посплю часок-другой,
И тучкою пушистою накрылось с головой.
Всем объявило солнышко-сегодня: выходной.
Ох, до чего ж капризное, солнышко зимой.

– Скажу вам по секрету: зимой солнышко поздно встаёт, рано спать ложится.
– Но что же будет, если оно сегодня не проснётся и не взойдёт на небо? (Ответы детей.)
– Что же нам делать? (Ответы детей.)
– Надо солнышко будить, но как? (Ответы детей.)
– А давайте поиграем, солнышко услышит и проснётся. (Ответы детей.)

Игра с солнышком. Движения выполняются по показу согласно тексту:

Солнце прячется за тучки         (закрывают лицо ладошками),
Прячет ножки, прячет ручки    (поочерёдно прячут ножки, ручки),
Прячет лучики в подушки        (соединив ладошки, прикладывают к ушку),
Прячет щёчки, прячет ушки     (поочерёдно прячут ладошками щёчки, ушки),
Прячет голову большую и причёску золотую (кладут ладошки на голову),
Натянуло одеяло, нам без солнца грустно стало,
Будем солнышко будить: «Эй, засоня, хватит спать. Солнышко, пора вставать, вместе с нами поиграть».

– Солнышко просыпается, встаёт. Но все замечают, что оно очень грустное.
– Я солнышко, я так рада видеть вас таких весёлых и дружных. Это такое счастье – иметь друзей. А я на небе – целый день одно.

Воспитатель: И поэтому ты такое грустное. Ребята, как же нам помочь солнышку?  (Ответы детей.)
– А хочешь, мы все будем твоими друзьями.
Солнышко: Очень, очень хочу (обнимается и знакомится со всеми).
Воспитатель: Посмотрите, а солнышко уже развеселилось и улыбается нам.

Предложить солнышку поиграть с нами.

2. Совместная игровая деятельность

Игры на развитие мелкой моторики  по желанию. Свободный выбор материалов и средств.
Создание различных образов, предметов с помощью прищепок, геометрических фигур, аквагрунта – наших сокровищ.

 Выкладывание на плоскости стола по замыслу; выкладывание по схеме, силуэту на картоне; выкладывание изображений на дощечках с накатанным пластилином. Каждый действует  в своём темпе, свободно выбирает  место, перемещается, чтобы взять тот или иной материал. Очень подходит классическая музыка, которая создаёт положительный настрой, помогает лучше представить образ, будит воображение.
Воспитатель вместе с солнышком выступает в позиции партнера детей, участвующих в совместной деятельности, но партнера-инициатора. При этом не стоит обязывать  детей к определенного рода активности, но по возможности предлагать ее и приглашать к ней своим примером и участием, демонстрировать образцы ее организации.

Учитывая детскую инициативу в развертывании деятельности, обсуждать замыслы, анализировать вместе с ними. Так, играя в весёлые разноцветные игры, дети выбирают материал, подбирают цвет, форму, развивают мелкую моторику. По ходу воспитатель, беседуя с детьми, закрепляет цвет, форму, величину, количество, проводит гимнастику для глаз. Поощряет активность, самостоятельность, инициативу.  

По возможности необходимо  обеспечить условия для деятельности с “открытым концом” так, чтобы дети при желании могли продолжать ее самостоятельно, пока не исчерпают свой интерес.

Гимнастика для глаз:

Солнышко с тучками в прятки играло (закрываем, открываем глаза),
Солнце тучки-летучки считало (глаза влево-вправо),
Серые тучки-чёрные тучки (глаза вверх-вниз),
Лёгких две штучки (глаза вправо-влево),
Тяжёлых три штучки (закрыть глаза ладонями),
Тучки попрятались, тучек не стало, солнце на небе вовсю засияло.

3. Восхищаясь деятельностью детей, солнышко дарит детям подарочки: медальоны с изображением солнышка. Рассматривая их, дети делают вывод: с одной стороны оно грустное, с другой – весёлое. Сначала солнышко было грустное, а потом – весёлое.

Солнышко: Ребята, как у вас хорошо, интересно, но мне уже пора на небо. На прощание оно играет с ними (физкультминутка) и обещает больше никогда не грустить.

Физкультминутка:

Утром солнышко встаёт выше, выше, выше (дети тянутся на носочках вверх),
К ночи солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже (приседают на корточки),
Хорошо, хорошо, солнышко смеётся (хлопают в ладоши),
А под солнышком всем, весело живётся (делают звёздочку).

4. По желанию дети могут продолжить свою деятельность.

Таким образом, дети играют 20-30 минут, меняя место деятельности, проявляя свою познавательную творческую активность, не чувствуя усталости. Организация такой совместной игровой деятельности позволяет мне уделять необходимое время каждому ребёнку, учесть его возможности. В дальнейшем дети закрепляют полученные умения в самостоятельной деятельности, что, несомненно, способствует их всестороннему развитию. При этом дети активны, эмоциональны, непосредственны, проявляют инициативу, самостоятельность. А я, в свою очередь, стараюсь поощрять малейшие проявления успеха, ни в коем случае не сравнивая результаты одного с успешной деятельностью других.

Вот некоторые работы:

«Рыбки»

«Цветочки»

«Уточка»

«Золотая рыбка»

«На полянке»

«Кораблик»