Опорные конспекты и их роль в оптимизации обучения

Разделы: Общепедагогические технологии


Презентация

Актуальность темы

Физика как обязательная составляющая содержания образования формирует у учащихся знания о свойствах пространства и времени, о веществе и поле, о явлениях природы. В настоящее время базисный учебный план и стандарты образования по физике требуют существенных изменений в структуре и методике преподавания физики.

В каждый раздел курса физики включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных факторов.

На мой взгляд, основные трудности в усвоении и практическом применении изученного материала – это выделить главное, построить логическую схему изучаемого материала и на основе этого определить подходы к решению задач. Основное назначение структурно-логической схемы – доведение до ученика логики организации учебного материала на уроках физики.

Использование СЛС на уроке физики позволяет:

1. Повысить познавательную деятельность за счет рациональности и экономичности усвоения информации и долговременное сохранение в памяти;
2. Улучшить качество знаний, за счет появившейся возможности многократного повторения.

В теории и практике преподавания физики в общеобразовательной школе существуют отличные особенности от традиционных подходов к решению вопроса о структурировании учебного материала:

  • метод, построения учебного материала курса физики в соответствии со структурой научной теории (В.Г. Разумовский) (5, с.32);
  • конструирование содержания учебного материала способствующего формированию системности знаний (Л.Я.Зорина, А.В. Усова);
  • метод выделения из учебного материала группы элементов, объединенных по какому-либо признаку (С.А.Суровикина) (8, с.67) и др.

Однако, в работах выше перечисленных материалов, недостаточно рассматриваются вопросы, связанные со структурированием учебной информации по физике с учетом психофизиологических особенностей учащихся на всех типах уроков в общеобразовательной школе, так и в разных профильных школах.

У каждого человека работают в разной степени три механизма памяти: слуховая, зрительная и двигательная.

Совместное и целенаправленное их использование при обучении приводит к повышению уровня усвоения нового материала и качества образования.

Логическое структурирование учебной информации позволяет получить четную, хорошо организованную структуру, выделение которой позволяет увидеть систему смысловых связей между элементами содержания и расположить эти элементы в последовательности, вытекающей из этой системы.

Таким образом, проблема научного обоснованного структурирования учебной информации с учетом целей обучения физики в классах с разными профилями является актуальной. Из приведенного анализа ситуации можно выделить следующие противоречия, обусловившие содержание исследования:

– между большим объемом информации и нерациональным количеством часов, отводимых на учебный предмет;
– между возрастающим объемом информации и возможностями учащихся в их усвоении;
– между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными формами и методами обучения учащихся физике, ориентированными на передачу готовых знаний.

Разрешение этих противоречий я вижу в следующих направлениях:

1. Разработка и написание опорного конспекта;

2. Разработка и написание логических схем;
3. Многократное повторение;

4. Поэтапный контроль.

Таким образом, общая проблема проекта может быть сформирована так: каковы условия осуществления обучения физике в классах с разными профилями на основе применения структурно-логических схем. Это обусловило выбор темы проекта: «Опорные конспекты и их роль в оптимизации процесса обучения».

Ведущая педагогическая идея проекта

Управление учебной деятельностью, идея сотрудничества, основанная на бесконфликтности учебной ситуации, с использованием обязательного поэтапного контроля и многократного повторения возможно на любом уроке. Однако систематическая, целенаправленная и осознанная работа с использованием структурно-логических схем на уроках физики способствует повышению качества знаний и формированию мотивации успеха.

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей (т.е. процесс образования ассоциаций) имеет определенную логическую последовательность, которая включает в себя такие этапы:

1) восприятие учебного материала;
2) его осмысление, доведение до понимания внутренних связей и противоречий;
3) запоминание и сохранение в памяти;
4) применение усвоенного материала в практической деятельности.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий:

а) формирование активного отношения со стороны обучаемых;
б) подача учебного материала в определенной последовательности. Я считаю, что лучше это сделать при помощи структурно-логических схем;
в) демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;
г) применение знаний на практике

Главная цель проекта – повысить качество усвоения излагаемого материала, по средствам сужения объема информации до главного и записей в виде символов, отражающих физическую суть.

Для реализации цели необходимы следующие условия:

1) деление уроков на типы, определяющие место конспекта (схемы) в каждом типе урока
2) работа по составлению блока и конспектов (схем);
3) анализ конспектов (схем);
4) многократное повторение;
5) контроль.

В отличие от традиционной системы преподавания ученик не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений учителя, ему требуется уловить общую суть рассматриваемого вопроса.

При изучении каждого блока на уроке реализуется следующий «технологический цикл»:

1) первичное предъявление учащимся нового материала (изложение нового материала);
2) оперативный контроль усвоения знаний;
3) разучивание материала и его глубокое усвоение;
4) тематический блочный контроль знаний;
5) систематическое повторение.

Изучение блока завершается обязательным контролем знаний с выставлением оценок по теме.

Результаты проекта

Целенаправленная работа по созданию структурно-логических схем к разным типам уроков позволила разгрузить содержание урока, дала возможность многократного повторения и наглядного демонстрирования алгоритма решения задач, позволила сформировать у школьников умение:

1) объяснять физические явления;
2) применять полученные знания при решении количественных и качественных задач.

Критериями результативности моей педагогической деятельности являются:

– уровень обученности школьников;
– уровень интереса к предмету у старшеклассников;
– успешность сдачи единого государственного экзамена по физике

Данные таблицы свидетельствуют о высоком качестве знаний учащихся физико-математического класса.

Знания по физике позволили многим выпускникам успешно сдать вступительные экзамены в высшие учебные заведения.