Урок русского языка по теме "Поговорим об именах существительных в именительном падеже множественного числа". 4-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 4


Цель: Способствовать формированию умения грамотно употреблять в речи форму именительного падежа имен существительных множественного числа

Задачи:

  • Познакомить с окончаниями имен существительных в Им.п. множественного числа
  • На основе сделанного открытия установить тот порядок действий, который должен обеспечивать решение орфографической задачи в безударном окончании имени существительного множественного числа.
  • Расширять словарный запас, работать над развитием речи, внимания, памяти учащихся.

Методы : Частично-поисковый, проблемный, наглядный

Формируем УУД:

Познавательные УУД

  • умение извлекать информацию из текста
  • умение на основе анализа объектов делать выводы
  • умение обобщать и классифицировать по признакам
  • умение делать выводы в результате совместной работы
  • умение находить ответы на вопросы по иллюстрации

Коммуникативные УУД

  • умение слушать и понимать других
  • умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами
  • умение оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные УУД

  • умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей
  • умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
  • умение определять цель деятельности на уроке
  • умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
  • умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

Личностные УУД

  • формируем к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией
Технология проведения Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов УУД
1. Мотивация

(Самоопределение к учебной деятельности)

Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения новых знаний.

Урок русского языка.

Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок
Вы на парты поглядите,
Все в порядок приведите,
А теперь тихонько сели
И на доску посмотрели.

Ребята! Какие задачи мы решали на последних уроках русского языка?

Л1 Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

(Цель: подготовка мышления и организация осознания внутренней потребности к построению учебных действий)

Перед вами текст, испорченный компьютером. Вставьте стёртые окончания, но сначала определите падежи и покажите, какими членами предложения они являются?

- Определите число. (множественное)

В зверин.. больниц . есть разные лекарств . и инструмент .. Есть витамин. и градусник . .

- Обратите внимание на имена существительные.

- В каком падеже существительные? (Пишу на доске И.п.)

- А что интересного увидели? (у всех сущ. разные окончания)

Оценивание ребёнка у доски.

Ты решал(а)сама или с моей помощью?

П1 Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций , текстов.

П3 выявление сущности, особенности объектов

П.умение обобщать и классифицировать по признакам

К.1 Развиваем умение слушать и понимать других

К2 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

3. Постановка проблемы

(Цель: анализ возникшей ситуации и выявление места и причины затруднений и осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний)

Сформулируйте проблему нашего урока.

Узнать, почему существительное множественного числа в И.п. имеют разные окончания.

И наша задача- научиться писать окончания существительных в Именительном падеже во мн. числе.

Поставьте значок на лестнице успеха

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу
4. Совместное исследование проблемы. Чтобы разгадать тайну окончания слова в И.п. множественного числа над именами сущ. подпиши род и склонение.

Сделайте предположение

-В мужском роде II склонения окончания –ы или –и, а в среднем роде окончания -а.

Р1 умение высказывать своё предположение на основе работы с материалами учебника
5. Реализация построенного проекта ( Цель: построение нового способа действий и формирование умений его применять) Сравните свои выводы с авторами учебника, на стр. 115

Так почему же в одном слове в Именительном падеже множественного числа окончание не такое, как в других?

Это слово среднего рода.

Поставьте значок на лестнице успеха

Р 5 умение осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль

П1 умение извлекать информацию из текста

К1 умение слушать и понимать других

6. Организация приема первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Упражнение 275 в задачнике

Ребята! Поставь слова в форму И.п. множ. числа

Рассмотрите таблицу. Она заполнена в соответствии с нашими выводами?

Как будете действовать, выбирая окончание?

- Ставить в форму множественного числа И.п.

(Обратиться к схеме)

Именительный падеж множественного числа
-ы, -и -а, -я
1 скл 3 скл 2 скл м.р. 2 скл. ср.р
Ветки Тени Прутики гнёзда
Речки Мели Пруды Моря
Кроватки Кровати Ручейки Болота
    Диваны Кресла
       

Вывод: Как пишутся существительные мн. ч. в И.п.?

Все имена существительные имеют окончания - ы или –и, а средний род окончания –а или –я

Поставьте значок на лестнице успеха

Применение нового способа действий,

для решения задачи, вызвавшей затруднение.

П3 умение обобщать и классифицировать по признакам

П2 умение на основе анализа объектов делать выводы

Р1 умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Р4 умение принимать и сохранять учебную цель и задачу

7. Физминутка Чтобы нам добыть огонь (хлопки)
Трём ладонью об ладонь
Вдруг ладошка заискрится и
Бумажка загорится?

Зарядим себя положительной энергией.

Продолжим работу.

 
8. Организация приема первичного закрепления с проговариванием во внешней речи. (цель: усвоение нового способа действия при решении типовых задач) Упр. 276

- Разрешите спор ребят.

Правильно говорить окна, т.к. это слово ср. р., 2 скл., мн.ч..,И.п.

Правильно говорить стёкла, так как это слово ср. р.

Рамы 1 скл.

Подоконники 2 скл. м.р., мн.ч., И.п.

Покажите строение последнего слова

Чего не знали дети?

Оцените себя

К умение оформлять свои мысли в устной форме
9. Самостоятельная работа с взаимопроверкой

(Применение нового способа действия и исполнительская рефлексия)

Упр. 277 самостоятельно. стр. 116 в учебнике
Торт-торты апельсин-апельсины,
Яйцо-яйца груша-груши
Конфета-конфеты яблоко-яблоки

Какое слово нарушило правило?

Проверим, справились ли вы с работой?

Поменяйтесь тетрадями, если имеются ошибки, исправьте карандашом. Не забывайте, что в чужой тетради нужно работать особенно аккуратно. (одну тетрадь под документ-камеру)

Поставьте значок на лестнице успеха

П1 Развиваем умение извлекать информацию из схем

П7 Находить ответы на вопросы в иллюстрации

К4 умение работать в паре

Р2 Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

10. Рефлексия У.Д. на уроке

(Цель: Самооценка собственной учебной деятельности на уроке

Какая задача стояла перед нами в начале урока?

Научиться писать окончания существительных в Именительном падеже во мн. числе.

- От чего же зависит безударное окончание имени существительного во мн ч?

- Вам дома подобное задание будет сложно выполнить?

- Кому было не понятно?

- Ты понял? Что ты понял?

- Поднимите руку, кто всё понял и может рассказать родителям

Проговаривание

Оцените себя

(лестница успеха)

1 ступень: трудности преодолены

2 ступень: Многое понял, но были ошибки

3 ступень: во время работы было много трудностей

Р 2 Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей действия

Л. умение оценивать поступки в соответствии с определённой мотивацией.

7. Д/з № 279 рассказать дома, как узнавать правильные окончания имен существительных)

Или: составить предложения со словами из упр .№ 278