Урок русского языка по теме "Развитие орфографической зоркости. Красиво – значит верно". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 3


Метапредметная тема: Алгоритм. Действие по алгоритму.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Цель: создание условий для систематизации знаний учащихся о корневых орфограммах, формирования умения действовать по алгоритму.

Задачи:

1. Формирование предметных умений:

- правильно списывать слова, проводить самопроверку;

- видеть несоответствие произношения и написания в слове;

- находить в словах изученные орфограммы по определенным признакам;

- писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми и не проверяемыми ударением;

- обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки;

- писать слова с удвоенной согласной в корне слова.

2. Формирование метапредметных умений:

личностные умения:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее мотивом;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- осознавать роль орфографии и речи в жизни людей;

- формировать потребность быть грамотным человеком;

- устанавливать нравственные нормы при работе в малых группах;

регулятивные умения:

- готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий; работать по плану, инструкции, алгоритму;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

- совместно с учителем и одноклассниками давать эмоциональную оценку деятельности;

познавательные умения:

- ориентироваться в раздаточном материале;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала, его классификацию и систематизацию;

- делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

коммуникативные умения:

- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной форме;

- аргументировать свою точку зрения;

- слушать и понимать речь других;

- учиться общаться, переписываться;

- учиться работать в группе.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- интерактивная доска;

- презентация в PowerPoint (... 1);

- раздаточный материал: рабочий лист, текст “Коми край” (... 2).

Ход урока

1. Организационный этап.

Учитель: Добрый день, ребята! Я рада нашей встрече на уроке русского языка. Не удивляйтесь, но сегодня в начале урока я даю вам задание решить пример (Слайд 2):

  1. Загадайте число.
  2. Прибавьте столько же.
  3. Прибавьте 10.
  4. Разделите на два.
  5. Отнимите задуманное.

В результате у всех должно получиться число 5. Как вы думаете, почему у всех получился одинаковый результат?

Учащиеся: Все выполняли определенные шаги, действовали по заданному учителем порядку.

Учитель: Как вы думаете, определенный порядок действий (алгоритм) применим только в математике? Если нет, то попробуйте привести примеры.

Ответы учащихся.

2. Мотивация к деятельности.

Учитель: Тема нашего урока звучит так: “Красиво – значит верно…”. Как вы думаете, чему может быть посвящен урок? (Слайд 3).

Предположения учащихся.

3. Целеполагание и актуализация знаний.

Открываются карточки со словами: безударные гласные; проверяемые; непроверяемые; согласные; парные; непроизносимые; удвоенные; запоминаем, проверяем по словарю; ставим под ударение; ставим гласную или сонорную, непроизносимый “делаем” произносимым; сочетания жи-ши, ча-ща, чу-шу, чк-чн. (Слайд 4).

Учитель: На доске слова, словосочетания, с которыми, я думаю, вы знакомы. Можно ли эти понятия объединить какой-то общей темой?

Учащиеся: Эти понятия связаны с темой “Орфограммы”. (Слайд 5).

Учитель: Что такое орфограмма?

Учащиеся: Буква, которая пишется по определенному правилу.

Учитель: Что такое правило?

Учащиеся: Описание порядка действий, следуя которым можно получить результат.

Учитель: Какого результата вы хотели бы достичь по теме “Орфограммы”?

Учащиеся: Писать без ошибок.

Учитель: А писать без ошибок – это красиво? В каком случае вы будете писать грамотно, без ошибок? Учащиеся: Знаю правила орфографии. Умею применять. Могу объяснить. (Слайд 6).

Учитель: В рабочем листе найдите таблицу “Я знаю, я умею, я могу”. Оцените свои знания и умения по этим позициям в столбике “В начале урока” символами: уверен - !; сомневаюсь - ?; не знаю, не умею, не могу - . (Слайд 7).

Я знаю, я умею, я могу

    Начало урока Итог урока
1 Я знаю правила орфографии.    
2 Я умею применять правила.    
3 Я могу объяснить, почему применяю это правило.    

Учитель: Все уверены, что знают правила правописания, все умеют применять их, а объяснять? Тогда скажите, какие задачи стоят перед вами?

Учащиеся: Повторить правила, учиться их применять и объяснять. (Слайд 8).

Учитель: Для чего? Какова цель?

Учащиеся: Писать без ошибок.

4. Проблемная ситуация.

Учитель: Можем ли мы сказать, что сейчас перед нами определенный алгоритм, порядок действий? Почему? Что предлагаете сделать? (Слайд 9).

Учащиеся: Это не алгоритм, т.к. нет порядка, все понятия разбросаны. Надо навести порядок.

Учитель: Каков будет результат?

Учащиеся: Мы повторим все правила, приведем знания в систему, будем действовать по алгоритму.

5. Систематизация знаний по теме “Корневые орфограммы”.

Учитель организует работу в парах. Учащиеся, используя слова и словосочетания, заполняют схему в рабочих листах, оказывая по необходимости помощь друг другу, обращаясь за консультацией к учителю. Проговаривают правила. Приводят примеры на каждое правило. Схема выстраивается и на доске. (Слайд 10).

6. Самоконтроль:

Учитель: Сколько орфограмм мы определили?

Учащиеся: 5 корневых орфограмм + сочетания, которые встречаются не только в корне.

Учитель: Сейчас каждый проговорите про себя все правила и поставьте в квадратике “+”, если у вас получилось это сделать, и “?”, если не получилось. В течение урока это затруднение вы обязательно устраните.

Учащиеся проводят рефлексию собственных знаний.

Учитель: У кого какие правила еще не оформились в голове? Что нужно сделать, чтобы устранить это затруднение?

Учащиеся: Учиться действовать по алгоритму, объяснять орфограммы.

7. Применение алгоритма.

Знакомство с текстом “Коми край”. Смысловая работа с текстом, связанная с темой урока. Работа по формированию понимания смысла и ценности грамотного письма. Чтение текста сопровождается демонстрацией Слайдов 11 - 22.

Коми край.

Коми край красив и необычен! Здесь с ослепительных вершин Уральских гор текут прозрачные холодные реки. На огромные расстояния простираются бескрайние просторы тундры и тайги. Зима на севере долгая и суровая. Часто бывают морозы до -400. Но только здесь можно наблюдать удивительное явление – северное сияние, когда посреди ясного звездного неба появляются яркие разноцветные всполохи.

В тайге и тундре водятся редкие звери и птицы. Это осторожная росомаха, робкая куропатка, пушистый песец. Северные олени кочуют по тундре в поисках новых пас…бищ. На б…лотах краснеет сочная клюква и золотится сла…кая морошка. В лесах – заросли ш…повника, смородины, малины.

Недра коми земли богаты п…лезными ископаемыми. Здесь добывают нефть, газ, марганец, уголь. В Интинском районе найден самый большой кристалл горного хрусталя весом в полторы то…ы.

Одна из достопримечательностей Республики Коми – столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр. Каменные колонны, состоящие из массивных горных валунов, поражают воображение. Это одно из семи чудес России.

Жители нашей республики – замечательные люди. Они знают, что такое терпение, крепкая дружба, железная воля и мудрая сдержанность. Коми земля – чудесная земля!

Учитель: Скажите, ребята, вам понравился текст? Приятно было его слушать? А видеть иллюстрации к нему? Текст ласкает слух, приятен глазу. А теперь представьте, что вы читаете этот красивый, замечательный текст, и в первом же слове видите орфографическую ошибку. О чем вы будете думать дальше? Сможете наслаждаться красотой текста? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: С точки зрения русского языка текст должен быть красиво, т.е. грамотно записан. Не должно быть там орфографических ошибок. Только тогда мы сможем полностью понять его содержание и услышать красоту его звучания.

Задание 1.

Учитель: Представляете, ребята, сколько ошибок можно сделать в таком довольно большом тексте, не зная правил грамотного письма? Проверим? Представьте себе, что вам дали этот текст на проверку. Прочитайте первую часть текста. Что заметили? (Слайд 23).

Учащиеся: Есть слова с выделенными жирным шрифтом и подчеркнутыми буквами.

Учитель: Проверьте, это слова с орфограммами? (Да). Есть ошибки, на ваш взгляд? (Нет).

Учитель: Но не случайно же мы выделили эти орфограммы. Сколько слов? Давайте их прочитаем. А орфограмм? Какое задание можно с ними выполнить?

Учащиеся: Заполнить таблицу № 1 словами с выделенными буквами, записав их в нужный столбик.

Таблица № 1

проверяемая гласная непроверяемая гласная парная согласная непроизносимая согласная удвоенная

согласная

буквосочетания

жи-ши, чу-щу,..

           

Учитель: Как вы будете действовать, по какому алгоритму?

Учащиеся: Читаю слово, нахожу корень, определяю, какая буква находится в слабой позиции (гласная или согласная) и далее по составленному ранее алгоритму. (Слайд 24).

Учитель организует индивидуальную работу. Учащиеся анализируют слова с выделенными орфограммами и записывают их в нужный столбик. После выполнения задания – самопроверка по образцу (Слайд 25). Под каждым правильно записанным словом учащиеся ставят “+”, проводя рефлексию своего знания правил орфографии.

Учитель: Зачем выполняли это задание?

Учащиеся: Распознавали орфограммы. Проверяли, насколько хорошо знаем правила орфографии.

Задание 2.

Учитель: Сейчас я предлагаю вам побыть в роли редакторов текста. Далее по тексту – слова с пропущенными буквами. Красиво выглядит текст, в котором пропущены буквы? (Нет). Вы, как редакторы, что сделаете? (Слайд 26).

Учащиеся: Вставим пропущенные буквы, применяя правила.

Учитель: Как будете действовать?

Учащиеся: Читаю слово, нахожу корень, определяю, какая буква находится в слабой позиции (гласная или согласная) и далее по составленному ранее алгоритму.

Учитель организует индивидуальную работу. Учащиеся выписывают из текста слова с пропущенными орфограммами и записывают проверочные слова. Далее учитель организует парную работу с целью взаимопроверки выполненного задания.

Учитель: Как вы считаете, нужно проверить, насколько успешно получилась редакция текста? (Да). Проверять будем так. Поменяйтесь рабочим листом с партнером. Проверьте каждое его слово, и, если вы не согласны с мнением своего коллеги-редактора, подчеркните его. Обменяйтесь листами снова и выполните проверку по образцу. (Слайд 27). Поставьте “+” под правильно отредактированным словом.

Что помогло вам выполнить редакцию текста?

Учащиеся: Знание правила и умение его применять.

Задание 3.

Учитель: Если мы посмотрим далее на текст, мы увидим, что текст написан красиво, без пропусков. Но что может там быть? (Слайд 28).

Учащиеся: Орфографические ошибки.

Учитель: Что можно сделать?

Учащиеся: Проверить.

Учитель: Предлагаю, прочитав оставшуюся часть текста, найти по одному слову на каждую из орфограмм и записать в соответствующий столбик в таблице № 2.

Таблица № 2

проверяемая гласная непроверяемая гласная парная согласная непроизносимая согласная удвоенная согласная буквосочетания жи-ши, чу-щу,..
           

Учитель: А теперь докажите друг другу свою позицию, т.е. объясните друг другу по 3 слова. А если у вашего партнера что-то не получилось, помогите ему, обращаясь к составленному нами алгоритму действий.

8. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель: Какого результата вы хотели достичь на уроке?

Учащиеся: Писать без ошибок.

Учитель: Что для этого нужно?

Учащиеся: Знать правило, уметь его применять, уметь объяснить.

Учитель: Какое из трех заданий было самым сложным? Почему?

Учитель: Вернемся к таблице в верхней части рабочего листа. Найдите графу “Итог урока”. И по все 3 позициям оцените свои знания и умения сейчас, в завершении урока. (Слайд 29). У кого произошли изменения в знании правил, в умении их применять, в объяснении? Мы достигли цели?

Учащиеся: Мы на пути к грамотному письму.

Учитель: Обратимся к теме урока. Объясните теперь ее смысл. (Слайд 30).

Учащиеся: Текст должен быть красиво, то есть орфографически грамотно оформлен. Иначе не поймешь его содержание.

Учитель: Только ли на уроках русского языка необходимо грамотно писать?

Учащиеся вспоминают об смс-сообщениях, переписке в сети Интернет, говорят о том, что культурному человеку просто недопустимо писать с ошибками. Грамотное письмо – это очень важно и ценно.

Учитель: Что помогало на уроке?

Учащиеся: Мы действовали по определенному порядку действий, т. е. по алгоритму.

9. Творческое домашнее задание.

Учитель предлагает разноуровневое домашнее задание. (Слайд 31).

1 уровень. Из текста “Коми край” выписать по 2 слова на каждую из орфограмм, применяя алгоритм.

2 уровень. Составить алгоритм разбора слова по составу и грамотно его оформить.

3 уровень. Составить любой алгоритм и грамотно его оформить (алгоритм написания сочинения, подготовки к краткому пересказу, алгоритм сложения трехзначных чисел, изготовления поделки, приготовления любимого блюда и т. д.).

10. Итог урока.

Учитель: Спасибо за урок! Желаю вам успехов во всех ваших делах. Думайте! Действуйте! Творите! (Слайд 32).