Метод педагогической мастерской как средство получения воспитательных результатов внеурочной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


“Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением”.
Адольф Дистервег

Педагогическая мастерская как форма, метод и технология обучения возникла не на пустом месте. Идеи свободного воспитания Л.Н. Толстого, практическая деятельность С.А.Рачинского, исследования Л.С. Выготского, теоретическое наследие А.С. Макаренко, а также основы философского учения Ж.Ж. Руссо и современных французских эпистемологов – последователей Гастона Башляра – стали основой практического моделирования сначала французских, а затем петербургских педагогических мастерских. Можно констатировать, что состоялась интеграция зарубежного и российского педагогического опыта, причем зарубежный опыт – деятельность французской группы нового образования является инновационной и в европейском образовании.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта. При этом важнейшим качеством процесса оказывается сотрудничество и сотворчество — явления самоценные. Таким образом, технология педагогической мастерской соответствует запросам государства, то есть способствует подготовке ребенка к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире.

При реализации внеурочной деятельности пятиклассников по направлению “художественное творчество” в нашей школе организована студия “Дизайн”. Программа данной студии направлена на формирование личности способной гармонично преобразовывать окружающий мир, совершенствовать представления о красоте предметов и ландшафтов. Она призвана сформировать у школьников основ дизайнерских знаний, разумное отношение к обустройству пространства, в котором сам живет научить пятиклассников умению создавать комфортную и одновременно красивую среду обитания.

Традиционная парадигма “человек знающий” заменяется парадигмой “человек, подготовленный к жизнедеятельности”. Поэтому целью программы по внеурочной деятельности является создание условий для раскрытия творческих способностей и развития эстетического вкуса через овладение основами самостоятельного проектирования и создания изделий из древесины, картона и фанеры.

Задачи:

Познакомить обучающихся со сферой деятельности дизайнера, с историей дизайна, с этапами процесса, с формами деталей и отделкой и их использованием в дизайне; сформировать знания умения и навыки проектирования, моделирования и конструирования;
– Формировать интерес к различным видам декоративной отделки, развивать способности детей к творчеству и самовыражению и самореализации, воспитывать способности мыслить, моделировать и создавать оригинальные изделия;
– Развитие ответственности, самостоятельности и индивидуальности, воспитание трудолюбия, усидчивости, целеустремленности, умения планировать свою деятельность.

Ожидаемые результаты:

  • Знание безопасных приемов труда с инструментами и приспособлениями для обработки древесины.
  • Знание терминологии и технологии выполнения ручных работ по дереву.
  • Умение планировать, выполнять простые эскизы, самостоятельно реализовывать модели.
  • Приобретение социальных знаний.
  • Получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, Отечество, труд, культура), ценностного отношения с социальной реальности в целом.
  • Получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

При организации работы по внеурочной деятельности встает ряд вопросов: Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Каким методом?

Инновационный поиск новых средств привел меня к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Одним из технологий позволяющих мне реализовать воспитательные аспекты внеурочной деятельности стали педагогические мастерские.

Приведу пример разработки занятия по внеурочной деятельности с применением технологии педагогическая мастерская.

Дизайн былинной крепости.

Занятие по внеурочной деятельности в 5 классе.

Технология педагогическая мастерская.

Цель занятия: формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активно-действующей и легко-адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.

Задачи занятия:

– ознакомить учащихся с некоторыми теоретическими положениями строения крепости;
– научить учитывать взаимосвязь формы объекта с его функциональным назначением, материалом, в процессе работы по предпроектному исследованию объекта;
– научить создавать эскизы.
– развивать самостоятельность, эстетическое чувство и творческие и изобретательские способности;
– продолжать формирование таких качеств как коллективизм, ответственность;
– продолжить воспитание культуры бесконфликтного поведения.

Продолжить формирование универсальных учебных действий:

регулятивные самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале, принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
коммуникативные – работать в группе устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; основам коммуникативной рефлексии; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей
познавательные осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
личностные – уважение к истории, культурным и историческим памятникам, потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты

Планируемые результаты деятельности:

  1. Иметь представление о строении крепости;
  2. Знать особенности структурных частей крепости;
  3. Применять знания о критериях оценки дизайна в нестандартной ситуации.
  4. Создать эскиз структурной части крепости.

Методы обучения: Исследовательский, проблемного изложения.

Формы организации деятельности обучающихся: Работа в группах и индивидуально.

Учебно-материальное обеспечение занятий: Иллюстрации видов крепостей в России, надписи на доске и плакатах, диаграмма для оценивания качеств изделия, бумага и маркеры для эскизов, карточки с информационным материалом и карточки задания.

Ход занятия

Этапы Форма работы Деятельность учащихся
1. Обращение к опыту и знаниям обучающегося. Что вы знаете о крепости?

С какой целью строили крепости в древней Руси?

Какие архитектурные музеи – крепости вы посетили или знаете?

Отвечают на вопросы, используя жизненный опыт.
2. Прозрение (представление возможности проявить инициативу в определении путей поиска. Из каких составных частей состоит крепость?

Для того чтобы уточнить эти структурные части предлагаю вам ознакомиться с наиболее известными крепостями сохранившимися до наших дней (Приложение 1).

В ходе совместной работы по слайд-презентации определяют составные части крепости: защитный ров (сооружения), стены, крепостные башни, внутренный двор.
3. Работа с объектами, которые способствуют фантазированию и творчеству. Учитель организует работу в парах для работы по заданиям мастерской.

Каждая группа получает карточки-задания и информационные материалы.

Разбившись на пары анализируют задания карточек (Приложение 2).
4. Основной, индивидуальная, парная и групповая работа (направлена к внутренней культуре личности). Работая в паре по карточкам и материалам, выполняют предпроектное исследование дизайна крепости. Составляют эскиз составной части крепости на формате А4.
5. Показ, предъявление аудитории своих наработок, идей, планов и результатов реализации. Каждая группа публично представляет свое исследование, иллюстрируя эскизами на бумаге. Публично представляют результаты совместной работы
6. Этап коррекции и внесения исправлений. Представители других групп вносят замечания и пожелания по исследованию. Учувствуют в обсуждении, уточняют, вносят поправки.
7. Размышление, самоанализ.
  1. За что я могу себя похвалить?
  2. Что я приобрел после этого занятия?
  3. Что мне удалось? Почему?
Работают по рефлексивным вопросам.

Список использованной литературы

  1. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
  2. Крылова О. Н., Муштавинская И. В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие /Крылова О. Н., Муштавинская И. В. – СПб.: КАРО, 2013. – 144с. – (Серия “Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО”).
  3. К. С. Носов Русские средневековые крепости. Познавательная программа / К. С. Носов – Новый диск, 2012. – 121с.
  4. Андрей Мерников Крепости России. Большая энциклопедия. /А. Мерников – Харвест, 2013. – 345с.
  5. Статья “Что такое педагогическая мастерская?”, И.А.Мухина, заслуженный учитель РФ, доцент кафедры педагогики социального творчества СПбГУПМ.
  6. http://ru.wikipedia.org
  7. http://russian7.ru.