Урок русского языка по теме "Части речи"

Разделы: Русский язык


Цель:

  • повторить и закрепить изученные части речи: существительное, глагол, прилагательное, местоимение;
  • развивать устную и письменную речь;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • воспитывать зрительную память, наблюдательность , любознательность;
  • привить любовь русскому языку;

Тип: повторение.

Материал: карточки, загадки,”Солнышко”, проектор.

Ход урока:

I. Организация на урок.

а ) приветствие;

б)”Улыбнись ,Солнышко!”

– Посмотрите в окно. День какой?
– Солнечный, солнышко смеется, улыбается
– А наше солнышко какое? Почему?
– Давайте ему поможем.

– На облаках задания , дети читают вопрос и отвечают, потом убирают облако.

1. Назови падежей.
2. Какие склонения имеют существительные
3. На какой вопрос отвечает прилагательное в винительном падеже?
4. Какой падеж отвечает на вопрос кому?
5. Сколько лиц у местоимении?
6. Когда к местоимениям прибавляется -н-?

– А теперь наше солнышко смеется. Давайте ж сделаем так ,чтобы оно улыбалось до конца нашего урока.

II. Актуализация.

а) Чистописание;

б) Словарный диктант: умный, колодец, тяжелое, метро, к ней, победа, блюдце, душистый, Коля , мать.

– Какое слово лишнее? Почему? (Доказывают ответ.)
– На какие группы разделим? Как они называются?

Соберите в нужное яблоко.

Части речи.

III. Закрепление темы.

а) Решение кроссворда; [2]

Загадки: [1]

1. На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны
Реки, горы , океаны. (Глобус.)

2. В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? (Мел.)

3. Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке. (Кисточка.)

4. Стоит чудесная скамья, На ней уселась ты да я.
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс. (Парта.)

5. Стальной конек
По белому полю бегает.
И за собой
Черные следы оставляет. (Перо.)

6. То я в клетку, то в линейку
Написать по ним сумей-ка!
Можешь и нарисовать
Что такое? Я … (тетрадь).

– Разделите на 3 склонения;
– Еще по одному слову сами напишите; вывод.

б) Работа по карточке: [4]

Дышал чист… воздухом, учились в красив… классе, чудесн… утро, у красив… девочки, к больш… дому, из дальн… стран, весе… скворцы, на стар.. березе, ранн.. весна.

– Допишите окончание прилагательных,
– Определите падеж прилагательных.

!!! Проверка по слайду.

в) Письмо по памяти: [3]

Утром мама будит нас –
Льется солнышко из глаз.
И на самом донышке
Мы с сестрой как зернышки.

– Что делает мама?
– А как вас будит ваша мама?
– Кого увидел мальчик в глазах мамы?
– Стихотворение понравилось? Почему?
– За что мы любим своих мам?
– Как показываете свою любовь?

Прочитать хором , по цепочке,
выучить, прослушивание выученного,
рассмотрение орфограмм,
письмо по памяти, взаимопроверка, оценка,
!!! зачеркнуть местоимения.

IV. итог урока.

– Обобщение,
– Оценки.

Посмотрите на солнышко Оно все еще улыбается .Значит, мы поработали хорошо. Молодцы!

Список литературы

  1. “Стихи – загадки для детей” И.А.Мазин, Творческий центр, Москва – 2004 год.
  2. “Развивающие игры для школьников: кроссворды, викторины, головоломки” М.А.Калугин, Н.В.Новоторцева, Ярославль “Академия развития” – 2005 год.
  3. “Я иду на урок в начальную школу” М.В.Соловейчик, Москва “Первое сентября” – 2001 год.
  4. “Диктанты повышенной сложности” О.В.Узорова, Москва АСТ “Астрель” – 2004 год.