Исследовательская работа на тему "Пройденный путь первого профессионального скульптора Республики Тыва Товарищтая Чадамбаевича Ондара"

Разделы: МХК и ИЗО


Актуальность

Товарищтай Чадамбаевич Ондар (1948–1999 гг.) – первый профессиональный скульптор Тувы, заслуженный художник России, творчество которого стало подлинным достоянием тувинского народа. Автор большинства монументальных скульптур в республике – памятник чабанам “Кадарчы”, памятник жертвам политических репрессий “Непокоренный”, бюсты Салчак Тока, героев Советского Союза возле парка и многих других станковых и камнерезных скульптур. С его именем связан современный этап формирования тувинской станковой скульптуры. Товарищтай Ондар одним из первых стал создавать фигуративные монументальные памятники, посвященные политическим деятелям, историческим событиям, труженикам родного края.

Вышедший из среды молодых народных резчиков, окончивших художественные училища и вузы, он всем своим творчеством послужит достойным примером для подрастающего поколения. Во всех произведениях Товарищтая Ондара главную суть творчества, его направление определяли тувинский народ, его культура, традиционный уклад жизни и образ мыслей. Изучение деятельности и жизни столь успешной и неординарной личности способствует формированию у детей и молодежи правильных жизненных установок, индивидуальности, целеустремленности, способности к композиционному видению, колористическому мышлению, а также пробуждает “стихию творчества” в учебном процессе.

Пройденный путь скульптора от первых несмелых движений ножиком по куску коры тополя и лиственницы (раннее детство), через уверенное копирование анималистических фигур известных резчиков по агальматолиту (юность), до масштабных скульптурных композиций (зрелость)1 будут являться ярким примером не только для наших воспитанников школы-интерната, но и других школ, ссузов и вузов республики. В то же время хорошая учеба в школе, отличная учеба в училище, а в дальнейшем и достижение высшего профессионального образования является и своеобразным ориентиром и для выпускников школ, планирующих поступать в средние и высшие учебные заведения страны.

В исследовательской работе изучены биография, статьи и другие фото- и видеоматериалы, изложены интересные случаи из детства и юности первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста, которые способствовали его известности и жизненному успеху. Также сделаны выводы и предложения.

В основе работы использован портретный очерк, готовившийся дочерью скульптора Чечен Ондар, к 65-летнему юбилею со дня рождения.

_________
1 А.Хертек // Летопись Тувы – 2008: историко-краеведческий альманах. – Кызыл. – 2007 г., с. 88–91.

Основные положения работы

Целью исследовательской работы является изучение жизни, творчества и личностных черт первого тувинского профессионального скульптора-монументалиста Тувы Т.Ч.Ондара.

Задачи:

1. Изучение литературных источников информации
2. Сбор и обработка фото– и видеоматериалов
3. Знакомство с близкими и родными скульптора для получения объективных и субъективных оценок личности

Методика работы.

1. Работа с литературными источниками в историко-краеведческом отделе библиотеки им. А.С.Пушкина.
2. Посещение хранилища Национального музея им. “Алдан-Маадыр”.
3. Знакомство с дочерью Чечен Ондар и племянником скульптора Байза Ондар, работающим над завершением последней работы своего дяди – памятником одному из основателей тувинской государственности “Буян-Бадыргы”.
4. Собрать фотографии Т.Ч.Ондара, его родителей, родных и фотографии основных произведений.

Словарная работа:

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo-вырезаю, высекаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения, которые имеют объёмную, трехмерную форму и выполняются (высеканием, вырезанием, лепкой, ковкой, литьем и др.) из твердых или пластичных материалов (камень, металл и др.)

Монументалист – это художник, который делает памятники, скульптуры с крупным масштабом.

Монументальное искусство – это род изобразительных искусств, произведения, которые создаются, как правило, для конкретной архитектурной среды, отличаются значительностью идейного содержания, обобщённостью форм, крупным масштабом. К ним относятся памятники (скульптуры, стеллы, памятные знаки) живописные и прочие композиции для зданий, витражи, фонтаны и т.д.

I. Краткая биография.

Товарищтай Ондар родился 5 августа 1948 года в семье арата Чадамба села Ишкин Сут-Хольского района Тувинской Автономной области. После окончания средней школы в городе Чадане и срочной службы в Советской Армии в 1971 году он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, где проявил себя одаренным резчиком по дереву и начинающим скульптором. В 1972 году Ондар переводится в Алма-Атинское художественное училище на скульптурное отделение, которое с отличием закончил в 1974 году. В этом же году Т.Ч. Ондар поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова. В 1980 году он окончил мастерскую профессора П.И.Бондаренко с дипломной работой “Пастух”, которая участвовала на Всесоюзной художественной выставке дипломных работ в г. Ереване (Армении). После окончания вуза Товарищтай Чадамбаевич был направлен на работу в Тувинские художественно-производственные мастерские Художественного Фонда РСФСР, где он увлеченно создает свои произведения. С 1990 по 1995 годы он был избран Председателем правления Союза художников Тувы, затем Председателем правления тувинского отделения Российского международного фонда культуры. Дважды был женат, растил троих детей.

II. Тернистый путь первого скульптора.

Проявление таланта.

Товарищтай Ондар родился в многодетной семье арата Чадамба (по прозвищу Номчулга), пятым ребенком. Отец родом из Хая-Бажы рода Ондар, мать Чигден (по прозвищу Кыр-оол) была родом из Ишкина рода Ооржак1. Всего в семье было 9 детей: 4 братьев и 5 сестер. По просьбе родителей, представитель буддизма Лама из Устуу-Хурээ, дал мальчику имя “Дажы-Сегбе”, но в процессе естественной русификации, к моменту оформления документов, его переименовали и дали имя Товарищтай2.

_______
1 Бавуужап Ондар “Мѳгейиг” (“Преклонение”) // Шын – 2006, 7 октября.
2 Сегбе Ондар “Ондарларның тѳѳгузу” (История Ондарларов), г.Кызыл. – 2003, с. 114.

Творческая деятельность его началась задолго до того, как он стал профессиональным ваятелем. Родные заметили его особое стремление к творчеству еще в раннем детстве. Так, об интересном случае пишется в статье заслуженного писателя Черлиг-оола Куулара: “В то время, когда археологи из Санкт-Петербурга под руководством профессора Л.П.Потапова работали на ишкинских раскопках, Бавуужап с маленьким братом Товарищтаем стали посетителями древнего захоронения предков. Одна из археологов (Вера Павловна), заметив мальчиков, решила обратить их внимание на игил (национальный музыкальный инструмент) с конской головой… “– Сейчас игил ваших предков вновь запоет, ребята. О, сколько лет музыкальный инструмент молчал!”. После этого случая ребенок недомогал, бредил ночью: “– Ветер… Берёза, как летящий белый конь!”. “– Как я просила их не смотреть на эти чудища, потревоженные волосатыми бродягами! Нет, любознательность их всё тащит туда, – проворчала мать, поджигая ночью можжевельник: – О, бурхан, побереги моего малыша!”… И будто вселился в него дух того мастера, который сделал игил из лиственницы. С тех пор, мальчик стал увлекаться художественной резьбой из коры дерева1, вырезал маленькие фигурки животных, персонажей детских сказок. Старший брат всегда поддерживал увлечение маленького Товарищтая, интересовался, подбирал для него самые мягкие части коры, а младшей сестре Хензиине приходилось убираться за творческим беспорядком – остатками тополевых корочек своего брата, которые были разбросаны по всей комнате, чтобы затем поиграть в игру “Сайзанак” его фигурками. Родные звали его “Чырык-оол”, что означает “Светлый”, “Особенный”.

Пророческими стали и слова корреспондента Ондара Бораша, в своей статье “Ты будешь скульптором, Ондар!” еще в 1972 году он писал: “Этого молодого парня я увидел три года назад в городе Чадане, и на фестивале художественной самодеятельности были представлены работы мастеров-резчиков. Резьба по дереву Ондара Товарищтая тогда получила хорошую оценку. Юный автор тогда был учеником Суг-Аксынской средней школы… Мы уверены, что из нашего земляка выйдет хороший скульптор!”2

______
1 Куулар Черлиг-оол “Тернистый путь скульптора” “Тувинская правда”. – 1998, 13 августа.
2 Бораш О. “Ты будешь скульптором, Ондар!” // Тувинская правда. – 1972 г., 3 сентября.

Проявление характера.

После окончания средней школы в Чадане и срочной службы в Советской Армии в 1971 году он поступил на художественное отделение Кызылского училища искусств, где проявил себя одаренным резчиком по деревцу и начинающим скульптором.

Однако было бы не правильным считать его успех лишь волей случая или врожденным талантом. Именно твердый волевой характер, энергичность и творческий энтузиазм, умение договариваться с людьми и строить долгосрочные деловые отношения, высокая трудоспособность и непоколебимая вера в мечту, привели к тому, что Товарищтай Ондар стал видным деятелем культуры своего времени.

“Сразу видно было, что это неординарная личность. Это не тот студент, каких мы привыкли видеть, – скажет потом директор Кызылского колледжа искусств Виктор Нагорный, на вечере памяти к 60-летию со дня рождения Товарищтая Ондара – Он уже тогда определил для себя цель в жизни. И, по окончании первого курса, он приходит ко мне и говорит: “Виктор Васильевич, напишите, пожалуйста, мне характеристику, я хочу поехать в Алма-Ату и стать скульптором!”. И поскольку учился он ответственно, безупречно, характеристику мы написали – мол, знает куда едет, и чем будет заниматься. За это Товарищтай подарил мне скульптуру девочки, читающую книжку, она до сих пор у меня дома стоит”1.

Так, в 1972 году, благодаря упорству, целеустремленности и умению убеждать, молодой Ондар переводится в Алма-Атинское художественное училище на скульптурное отделение.

Став студентом данного училища, он сразу выбился в ряд лучших учеников скульптурного отделения, не изменяя своим идеалам, лепит образы тувинских национальных героев. И будучи даже в шаге от получения долгожданного диплома, на последнем курсе училища, его не постигает чувство завершенности и расслабленность, наоборот – он наметил план на будущее и окончание одного учебного заведения становится лишь одной из ступенек на пути к профессионализму. Об этом периоде жизни будущего скульптора сохранилось интервью, которое вышло в газете “Тыванын аныяктары” (пер. – “Молодежь Тувы”) в 1974 году. Тогда, прибыв к молодому мастеру в его первую мастерскую в Казахстане, корреспондент Б.Саая задает вопрос: “Значит, ты будешь первым скульптором Тувы?”, на который Товарищтай отвечает: “Откуда мне знать, пока я лишь студент. Диплом бы защитить, а еще намерения продолжить учебу есть, пока знания свежие. Тяжело, оказывается, стать скульптором. Сложное – передать внутренний мир человека. Для этого много усилий требуется, жизненный и профессиональный опыт необходим, эстетическое воспитание людей, наших современников учитывать”2. В данной же статье приводится и отзыв его однокурсника казаха Зурата: “С Ондаром мы здесь с первых дней, и действительно стали как родные братья, чай из одной пиалы пьем, живем в одной комнате, дружим “не разлей вода”, советуемся, подсказываем друг другу. Учится он хорошо, человечный, порядочный, скромный…”.

Из интервью становится понятным и то, что при всей своей напористости и резкости, Товарищтай Ондар был скромным человеком – ему чуждо пустое бахвальство. Тем не менее, он был уверен в своих возможностях и результатах работы. Однажды на вопрос о том, почему же он не принимает участия в различных конкурсах и состязаниях, проводимых различными организациями, он ответил: “Я никогда не буду гнаться за славой, пусть слава гонится за мной”.

______
1 Воспоминания В.Нагорного // Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т.Ондара, 2008 г., 6 декабря.
2 Б.Саая "Казах, тыва алышкылар" // Тываның аныяктары – 1974, май 1.

Помимо профессиональных черт характера, было бы упущением не упомянуть личные черты характера скульптора. “Человеком он был невероятно харизматичным1 и глубоким, – вспоминает его жена Олчеймаа Куулар – муза скульптора, которая внесла в его творчество существенный вклад – Все его знали, любили, почитали, верили в его талант. Были, конечно, и те, кто недолюбливал. Местами сложный и упрямый характер, как взбредет ему в голову идея – не успокоится, пока не воплотит в жизнь. Но в отношениях был очень душевный, любящий, а в творчестве яркий и неординарный. Всегда мог поддержать и найти слова поддержки для родных. Помню, однажды спросила его: “Как же ты полюбил меня, ты же художник с хорошим вкусом, а у меня глаза косые?”, на что ответил он: “В человеке должна быть изюминка, нет ничего в природе симметричного, мне ли этим не любоваться!”. Товарищтай был настоящим стержнем – стволом большого древа рода. Он был примером для своих родных. Многие его племянники и племянницы выросли у нас дома, заботился об их судьбе и будущем. Учил и уму-разуму и азам своего искусства. Обучал дочь резьбе по камню. Вокруг него все крутилось и спорилось. Около 20 лет мы вместе прожили, ночи не спали за разговорами в моменты его творческих метаний, продумывая каждую деталь”.

К слову, жена у него потрясающе красивая женщина с сильным волевым характером, красивым народным голосом и талантом писателя. Была первым прокурором-женщиной Тоджинского и Овюрского районов, а после, тридцать лет проработавшая в органах внутренних дел и дослужившая до полковника юстиции. Так, например, при создании одной из самых удачных его произведений “Кадарчы”, именно она путем убеждений и споров исправляла осанку чабану, “раскрывала” глаза со словами: “Товарищтай, друг мой, нас с тобой не будет, поколения уйдут, а памятник будет стоять как пример истинного тувинца-кочевника. Сделай его статным, высоким, с ясными глазами и величавой осанкой”. Ранее, когда он работал над барельефом памятника, погибшим в великой отечественной войне, и не мог найти подходящую “натуру”, посоветовала взять за образец свое лицо – волевое и яркое. Впоследствии она написала стихи “Тыва оолга” (“Тувинскому парню”) к которым известный композитор Сергей Бадыраа сочинил музыку. Одноименная песня в исполнении певицы Юлианы Ондар стала символом своего времени, восхваляющим и поднимающим дух мужчин-тувинцев.

Проявление профессионализма.2

Окончив училище с красным дипломом, в этом же году Т.Ч. Ондар поступил на факультет скульптуры Московского государственного художественного института им. В.И.Сурикова. В 1980 году он окончил мастерскую профессора П.И.Бондаренко с дипломной работой “Пастух”, которая участвовала на Всесоюзной художественной выставке дипломных работ в г. Ереване (Армении).

_______
1 Харизма[1] [от др. – греч. χάρισμα – “милость, дар”] – приписывание или признание за личностью набора таких свойств, черт и качеств, которые обеспечивают преклонение перед ней ее последователей, их безоговорочное доверие и безусловную веру в ее неограниченные возможности.
2 А.Хертек // Летопись Тувы – 2008: историко-краеведческий альманах. – Кызыл. – 2007 г., с. 88–91.

После окончания вуза Товарищтай Чадамбаевич был направлен на работу в Тувинские художественно-производственные мастерские Художественного Фонда РСФСР, где он увлеченно создает свои произведения.

Так мальчик, который бредил о летящем коне, с 70-х годов став мастером резьбы по камню и дереву, начал упорно овладевать сложной профессией профессионального скульптора-монументалиста. Его работы “Маленький всадник” из корня лиственницы, “Портрет Раисы Аракчаа” из гипса с успехом экспонировались на выставках в Кызыле, Москве и других городах1. Его камнерезная скульптура из агальматолита успешно экспонировалась на Всероссийской выставке “60 лет Великого Октября” в городе Москве.

С портрета Р.А. Аракчаа, первой женщины-камнереза Тувы, лауреата Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина, выполненного в гипсе (1981) знаменуется создание целой галереи пластических образов деятелей культуры, политики и тружеников нашей республики. В облике знаменитой резчицы по камню передан одухотворенный, оптимистический образ целеустремленного творческого человека. В подобном ключе вылеплен замечательный портрет народного писателя Тувинской АССР С.А. Сарыг-оола (1983). Для этих портретов характерна мощная лепка, выделяющая характерные черты лица изображаемого персонажа. Очевидно, скульптор не стремится к тонкой моделировке и детализации, а старается создать типический образ творческой интеллигенции в характерном “суровом стиле” социалистического реализма.

В последующие годы Т.Ч. Ондаром были выполнены другие портреты известных людей: это строителя А.Калзана, педагога К.Алдын-оола, камнереза Б. Дупчура, композитора А.Чыргал-оола и многих других.

В 1980-90-х гг. Товарищтай Чадамбаевич продолжает работать в своем любимом материале-дереве, вырезая небольшие жанровые композиции: “Полет” (1982), “Маленький всадник” (1983), “Борцы” (1990), “Табунщик” (1993), “Схватка” (1992), запечатленные по памяти скульптором эпизоды из нелегкой жизни чабанов. Эти групповые композиции Ондар зачастую вырезал из куска целого ствола тополя или сосны, вычленяя основную динамику композиции, определяя главные фигуры проработанной и тщательной моделировкой частей тела. Но в основном автор не стремится к пластической завершенности, оставляя часть поверхности моделей необработанными.

_______
1 Ч.Куулар “Тернистый путь скульптора” // “Тувинская правда”. – 1998, 13 августа.

Его первой монументальной работой явилось создание бронзового памятника-бюста С. К. Тока в сквере перед музыкально-драматическим театром к 40-летию Советской Тувы (1984). Глиняную модель в четыре натуральных величины Т.Ч. Ондар лепил в основном по фотографиям и воспоминаниям родственников партийного лидера. Пространственное решение подиума и пьедестала выполнил московский архитектор В. Бубнов. Этим крупным произведением Ондар проявил себя, как скульптор-монументалист.

Все произведения скульптора взаимосвязаны – в упорном и кропотливом труде Ондар творчески рос от одной работы к другой. В начале 1990-х годов он задумывает эскиз монументального памятника, посвященный жертвам политических репрессий в Туве. Этому замыслу предшествовал конкурс, объявленный обществом “Мемориал”, в котором участвовали Т. Ондар и А. Монгуш – выпускник художественного отделения Кызылского училища искусств. В конечном итоге, модель памятника скульптора Ондара была рекомендована к воплощению в монументальной форме. Памятник двухнатурной величины был отлит в бронзе на Московском комбинате монументального искусства (1992). В 1994 году он был установлен в сквере перед музеем жертвам политических репрессий в Туве. Памятник изображает стоящую фигуру сильного молодого арата, широко расставив ноги, сжав кулаки, он гневно и твердо смотрит, показывая несгибаемую волю и стойкость перед его мучителями. Моделировка основного объема фигуры арата упрощена, здесь преобладает мощная лепка без мелких деталей и складок. Главная идея памятника – это выражение стойкости, мужества и непокорности человека, перед трагической развязкой-расстрелом. Пьедестал памятника должен был облицован темно-красным гранитом, задуманным по проекту скульптором.

Во всех произведениях Товарищтая Ондара главную суть творчества, его направление определяли тувинский народ, его культура, образ жизни и мыслей.

Так, наиболее лучшей в творчестве Т. Ондара считается монументальная скульптура “Кадарчы”, посвященная чабанам-скотоводам Республики Тыва. За основу этой композиции автор взял свою дипломную работу “Пастух”, которую он доработал в монументальных размерах в 1993 году. Монументальную композицию также отлили в бронзе на Московском комбинате (1994), установили на холме возле 9-го километра дороги Кызыл-Эрзин в 1997году. В этом монументе звучит другой мотив – чабан с возвышенности спокойно и величаво осматривает тувинские пастбища и степи. Он изображен в национальной одежде с традиционным ножом и кресалом; здесь ваятель моделирует фигуру обобщенными формами, не прибегая к излишней детализации. Лицо чабана характеризует собирательный образ молодого поколения аратов Тувы, его взгляд устремлен вдаль, вперед в будущее. Своеобразно показаны раскинутые руки, опирающиеся на палку, таким движением чабан, словно, охватывает родные просторы животноводов. Таким образом, монументальная скульптура “Кадарчы” отображает мечты о будущем и возвеличивает эпические просторы древней Тувы.

В 1995 году Товарищтай Ондар в соавторстве с Х.Б. Донгаком выполнили бронзовые бюсты Героев Советского Союза: Х. Чургуй-оола, М. Бухтуева, Т. Кечил-оола, Н. Макаренко, установленные в сквере перед парком культуры и отдыха г. Кызыла1.

_______
1 А.Хертек // Летопись Тувы – 2008: историко-краеведческий альманах. – Кызыл – 2007 г., с. 88–91.

Проявление общественной сознательности.

Кроме творческой деятельности, Т.Ч. Ондар много лет отдал общественной работе.

Будучи студентом Алма-Атинского художественного училища, он не оставался в стороне от общественной жизни родного кожууна. “Прибыв на каникулы, Ондар Товарищтай решил помочь Кара-Чыраанскому сельскому клубу: написал лозунги, плакаты. Сейчас студент оформляет Суг-Аксынский сельский дом культуры. Летом он много внимания уделил и творчеству: из пластилина вылепил всадника, из дерева вырезал фигуру борца…”1 пишет корреспондент газеты Дзун-Хемчикского района Б.Саая (в те времена эти два кожууна были объединены).

С 1990 по 1995 годы он был председателем правления Союза художников Тувы, затем несколько лет работал председателем правления тувинского отделения Российского международного фонда культуры. В эти сложные для республики и страны в целом постсоветские годы он сумел переориентироваться, поставить культуру на рельсы рыночных отношений. Это ознаменуется периодом рассвета художников, когда они много творили и могли заработать на своем творчестве. “Товарищтай – символ будущего Тувы. Фундаментальный, духовный, масштабного мышления человек!”2 – скажет о нем Михаил Куулар, работавший в то время архитектором города Кызыла, а после и республики.

С 1995 года Товарищтай Ондар организовывает детский выездной лагерь для одаренных детей в наиболее живописных местах Тувы (Сут-Хольском районе, на берегах озера Дус-Холь и Чагытай и др., в планах было и озеро Азас Тоджинского района), где дети учились рисовать пейзажи, вырезать фигурки из коры дерева и агальматолита. Для этого он ищет из разных школ искусств способных детей, находит талантливых учителей, нанимает поваров и вожатых, договаривается о местах проживания. В течение 4 лет каждое лето одаренные школьники учились у мастеров, совмещая творчество и отдых.

______
1 О.Бораш “Ты будешь скульптором, Ондар!” // Тувинская правда – 1972 г., 3 сентября.
2 Воспоминания М.Куулара // Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т.Ондара, 2008 г., 6 декабря.

Помимо всего этого Товарищтай был бессменным Председателем экзаменационной комиссии художественного отделения Кызылского училища искусств (ныне – колледжа). Он всегда отслеживал всех молодых ребят, и особенно тех, кто увлеченно занимался скульптурой. Всегда приезжал во время учебного процесса, наблюдал, интересовался, кто как работает. Т.Ондар всегда профессиональным взглядом определял наиболее талантливых, тех, кто из них пойдет дальше. И всегда говорил: “Вот этому студенту необходимо больше заниматься скульптурой”, а у нас только живописное отделение в училище – сетует А.Тырышкин1.

III. “Я никогда не буду гнаться за славой,
пусть слава гонится за мной”.

Прожив всего пятьдесят лет, он осуществил очень многое. Он развивался последовательно, усердно работая, внимательно усваивая опыт учителей, но для Тувинской станковой культуры он был истинным первопроходцем. В самой ранней юности овладев техникой резьбы по дереву и камню, а впоследствии – созданием монументальных работ, он все время шел своим, рано определившимся путем. Товарищтай, как истинный сын своего народа, был очень разносторонним художником: и резчиком, и монументалистом, и архитектором, и мастером портрета.

Во всех произведениях скульптора главную суть творчества, его направление определяли тувинский народ, его культура, традиционный уклад жизни и образ мыслей. Все его искусство предельно гармонично и разносторонне, дышит внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. “Есть, наверное, несколько ярких иллюстраций мироощущения тувинского народа: гармония и труд. Товарищтай Чадамбаевич очень точно уловил и передал через свои произведения тот самый дух тувинского народа. Дух Арата, живущего в гармонии с собственной душой и окружающей природой, спокойно и величаво осматривающего свои владения в скульптуре “Кадарчы”2.

В последний год жизни Т.Ч. Ондар увлеченно работал над памятником Монгушу Буян-Бадыргы – одному из основателей Тувинской Народной Республики, вылепив несколько портретов политического деятеля по старым архивным фотографиям. В конце 1998 года он создает эскизный вариант небольшой модели памятника Буян-Бадыргы, изображая историческую личность на камне в задумчивой позе. В композиционном отношении памятник вызывал некоторые споры, но в идейном замысле он очень интересен, потому что затрагивал сложные исторические аспекты присоединения Урянхайского края к Российской империи.

Товарищтай Чадамбаевич Ондар внезапно скончался в январе 1999 года, вероятно, так и не завершив главной в своей жизни задачи – создание монументального памятника М. Буян-Бадыргы.

________
1 Воспоминания А.Тырышкина // Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т.Ондара, 2008 г., 6 декабря.
2 В.Донгак // Приветственный адрес. Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т.Ондара, 2008 г., 6 декабря.

И многие годы приведенное предположение было конечным аккордом в биографии скульптора. Однако к всеобщей радости и облегчению, творчеству Товарищтая Ондара не приходится ставить точку. Одним из ярких последователей деятельности, его племянник – молодой скульптор Байза Ондар, берется за завершение последнего труда первого скульптора Тувы – памятника Монгушу Буян-Бадыргы. Выпускник Московской художественной академии им. А.С.Сурикова Байза на вопрос журналиста отвечает: “Почему я решил продолжить начатую дядей работу? В ней, как и во многих его скульптурных композициях, даже на начальной стадии эскиза в работе была жизнь. Первая его серьезная работа – обелиск Гагарину в Москве на Ленинском проспекте. В новую работу дядя, как всегда хотел вложить и часть своей души. Восстанавливая его эскизы, я решил не отходить от оригинала. Его идея была правильной…”1

___________
1 Т.Рамазанова. “Рукотворный памятник от семьи Ондар” “Плюс-Информ” № 47(566) 21 ноября 2012 г., с. 42.

Итоги работы.

Для достижения целей и задач проекта, нами осуществлены следующие действия:

  1. Работа с литературными источниками в историко-библиографическом отделе библиотеки имени А.С.Пушкина (делали из них выписки: совместно делали конспекты из газет, журналов, книг о жизни и творчестве скульптора).
  2. Дали определения слов “скульптор”, “монументалист”, “монументальная скульптура”
  3. Посетили хранилища Национального музея РТ им. “Алдан-Маадыр” с разрешения искусствоведа и заведующего отделом религии и искусства А.С.Хертека.
  4. Собрали фотографии из его семейного архива.

Изучив литературу о жизни и творчестве скульптора с помощью выписок из газет, журналов и книг, побеседовав с родными и близкими скульптора, прослушав видеозаписи, мы узнали, что:

1. Первоначальным именем скульптора было имя “Дажы-Сегбе”.
2. Многие работы скульптора из агальматалита, корней лиственницы, тополя ещё ни разу не были выставлены перед зрителями до 2008 года, пока Министерство культуры и Союз художников, спонсоры, ценители прекрасного не поддержали организацию юбилейной персональной выставки заслуженного художника России, члена СХР Товарищтая Ондара [8], которая прошла 6 декабря 2008 года в национальном музее имени “Алдан-Маадыр”.
3. В процессе нашей исследовательской работы, следуя исследованиям искусствоведа А.С.Хертека, мы восхищены его работами в хранилищах музея и пришли к выводу, что творчество Ондар Товарищтая весьма многогранно.
4. Побывав у памятника “Кадарчы” в девяти километрах от Кызыла, по трассе Кызыл – Эрзин, и у монументальной бронзовой скульптуры “Непокорённый” в память о жертвах сталинских политических репрессий, мы смело заявляем, что эти работы являются началом тувинского монументального искусства.
5. Мы согласны с мнением одного путешественника, который побывав в Туве, заметил, что: “Памятник “Кадарчы” очень хорошо характеризует народ Тувы. Он крепко стоит на ногах, от него не исходит угроза. А ведь многие памятники агрессивны – показывают силу, мощь, воинственность. Это памятники Петру 1, Жукову, Минину и Пожарскому, и многим полководцам. Даже памятник герою башкирского народа Салавату Юлаеву – воинственный, на боевом коне, готовый к бою. А “Кадарчы” – тувинец, такой спокойный, мирный, древний, с самой необходимой профессией. А около него овцы – достаток, благополучие народа. Потому что овцы – это жизнь: и одежда, и еда, и крыша”[13].
6. Действительно, многое в жизни значат талант и знания, но вершин в своём творчестве достигает только человек, отдающий всего себя своей высокой мечте и, именно таким человеком был скульптор, который с раннего детства выбрал тернистый путь ваятеля.

Таким образом, цель исследовательской работы достигнута, задачи выполнены.

Литературные источники:

  1. “Краткая Российская Энциклопедия” Том 1 . А – К.Москва. Большая Российская энциклопедия ОНИКС 21 век 2004 г.
  2. “Популярный энциклопедический словарь” (Научное издательство “Большая Российская энциклопедия” “Издательский дом” ОНИКС 21 век”) Москва. Научное издательство “Большая Российская энциклопедия” 2002 г. с.375, 432.
  3. “Толковый словарь школьников” Екатеринбург. У – Фактория.М.:Аст Москва:Хранитель 2008 с.336.
  4. А.С.Хертек “Выставка пяти авторов” “Тувинская правда” – 1984, 8августа.
  5. Александр Сагдыевич Хертек “Товарищтай Чадамбаевич Ондар (1948–1999)”: (к 60 – летию со дня рождения скульптора Тувы Товарищтая Чадамбаевича Ондар)//А.Хертек // Летопись Тувы – 2008: историко – краеведческий альманах. – Кызыл – 2007. с. 88 – 91.
  6. Ахмедьянов Ханиф, г. Уфа: “Драгоценности, которые должны сиять” “ Плюс – Информ” № 13 (428) 31 марта 2010.
  7. Бавуужап Ондар “Мѳгейиг” (Преклонение) //Шын – 2006, октябрь 7.
  8. Бораш О. “Ты будешь скульптором, Ондар!” (Ондар Товарищтай из Дзун – Хемчика) // Тувинская правда – 1972, 3 сентября.
  9. Козлова С. “Разгневанный арат”// “Тувинская правда” – 1994, 7 мая.
  10. Куулар Черлиг – оол “Скульпторга тураскаал” (Москваның Суриков аттыг чурулга академиязын дооскан скульптор Байза – биле чугаа база скульптор Товарищтай Чадамбаевичинин дугайында) чогаалчы Ч.Куулар чугаалашкан //Шын – 2007, ноябрь 1.
  11. Куулар Черлиг – оол “Тернистый путь скульптора” “Тувинская правда” – 1998, 13 августа.
  12. Министерство общего и профессионального образования РТ “Писатели Республики Тыва” Кызыл – 2001, с.47, 51.
  13. Ондар Сегбе “Ондарларның тѳѳгузу” (Сактыышкын – тѳѳгу ному). ТНү ч Кызыл – 2003. с. 114.
  14. Ондар Товарищтай Чадамбаевич: [ Некролог] Шын -1999.февраль 4. с. 4.
  15. Саая Б. “Казах, тыва алышкылар” // Тываның аныяктары – 1974, май 1.(О студенте скульпторского отделения Алма-Атинского художественного училища Ондар Товарищтае).
  16. Светлана Червонная “Тыва Республиканың чурукчулары” “Художники Республики” Издательство “Художник России” Санкт – Петербург – 1995. с.146 – 156.
  17. Т. Рамазанова “Рукотворный памятник от семьи Ондар” “ Плюс-Информ” №47(566) 21 ноября 2012.
  18. Тыва Республиканың Чазаа “ХХ чус чылда Тываның алдарлыг кижилери” (Тыва Республиканың куруне ному) “Заслуженные люди Тувы ХХ – го века” (Государственная книга Республики Тыва). ТНүч Кызыл. 2004. А. 280.

Видео источники:

  1. Воспоминания В.Нагорного//Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т. Ондара, 2008 г., 6 декабря.
  2. Воспоминания М.Куулара // Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т. Ондара, 2008 г., 6 декабря.
  3. Воспоминания А.Тырышкина // Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т. Ондара, 2008 г., 6 декабря.
  4. Воспоминания А.Кудояровой // Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т. Ондара, 2008 г., 6 декабря.
  5. Воспоминания О.Куулар // Вечер памяти, посвященный 60-летнему юбилею со дня рождения Т. Ондара, 2008 г., 6 декабря.