"Роль выразительных средств языка в комплексном анализе текста"

Разделы: Русский язык


В процессе подготовки старшеклассников к итоговой аттестации по русскому языку учитель встречается с рядом проблем, од на из которых - неумение и, что серьезнее, нежелание детей работать с текстом. А текст художественный вызывает у многих растерянность и даже ужас! Как можно, думают ученики, понять истинный замысел писателя или поэта, проникнуть в тайны его души? Решить эту проблему одним-двумя занятиями, конечно, невозможно. Здесь необходима система уроков и русского языка, и литературы. И начать ее лучше как можно раньше.

Деятельность учителя направлена на реализацию следующих целей и задач: развитие представлений о средствах выразительности русского языка, отработка практических навыков в определении тропов и фигур речи на материале художественного текста; развитие устной речи учащихся; развитие эстетического восприятия художественного текста; подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Один из вариантов организации занятия - практикум, состоящий из 3 основных этапов. Первый из них ориентирован на повторение норм синтаксиса русского языка и отработку соответствующих навыков, построен в форме тестов по модели части А ЕГЭ по русскому языку. Второй этап предполагает самостоятельную работу учащихся с учебными пособиями, цель которой - актуализация теоретических сведений по данной теме. Заключительный этап урока - комплексный анализ художественного текста с элементами заданий по модели части В ЕГЭ по русскому языку.

Для работы используются учебник Гольцовой, Шамшина «Русский язык. 10-11 классы» и УМК по русскому языку О. В. Загоровской и О. В. Григоренко.

Решение тестов (текст задания вынесен на проектор)

1. Найдите предложения, в которых нужно расставить запятые.

  • А) Тронутый участием Виталия Евгений робко напомнил о готовой модели самолета.
  • Б) В большом темноватом сарае были врыты в землю огромные чаны.
  • В) Словом Матвея терзали сомнения.
  • Г) Одни только звезды как будто радовались первому морозу.
  • Д) К счастью поезд пришел вовремя.

2. Найдите предложения, в которых набранные курсивом слова выделены запятыми.

  • А) Смотри как роща зеленеет.
  • Б) Сосновый лес как золотой орган.
  • В) Море в далекие годы пело мне песни как мать.
  • Г) Глаза у нее были чуткие как дым.
  • Д) Для меня ты как солнце весной.

3. Найдите предложения, в которых на месте прочерка ставится двоеточие.

  • А) А просьба моя состоит в следующем_ берегите нашу маму.
  • Б) Как путь далек_ как этот мир велик!
  • В) По лопухам, по крапиве, по всякой зеленой траве рассыпались белые лепестки_ отцветает черемуха.
  • Г) Деревья гибнут_ лес не умирает.
  • Д) Влага под землю весной просочится_ выше поднимется в поле пшеница.

4. Найдите предложения, в которых на месте прочерка ставится тире.

  • А) На столе_ раскрытый томик вам подаренных стихов.
  • Б) Шапочка ее сбилась набок_ в кудрях вились звуки мазурки.
  • В) Увидишь ее, узнаешь ее_ махни платком.
  • Г) Четвертый час_ надо торопиться к обеду.
  • Д) Я гляжу_ на этом свете честный труд не пропадет.

            Работа с учебниками: практика целостного восприятия художественного текста, продолжение работы по изучению средств языковой выразительности, определение их роли в анализе текста.

Выразительные средства языка разделяются на специальные (тропы и фигуры) и неспециальные (синонимы, омонимы, антонимы, фразеологизмы, лексика ограниченного употребления и стилистически окрашенная лексика).

1. Предварительная беседа по теме.

  • Что такое тропы ?
  • Что такое фигуры речи?
  • Назовите известные вам тропы и фигуры, объясните их сущность.

2. Терминология урока (список вынесен на проектор): гипербола, инверсия, литота, метафора, риторический вопрос, риторическое восклицание, сравнение, эпитет. Работа c учебником. Дайте определение терминам, приведите примеры.

Работа с текстом (вынесен на проектор).

1. Маргарита тихонько положила молоток на подоконник и, ни минуты не помедлив, вылетела из окна. 2. Возле дома была никогда не виданная в этом районе Москвы кутерьма: по асфальтированному тротуару, усеянному битым стеклом, бегали и что-то выкрикивали люди, мелькали милиционеры, с Арбата въезжали красные пожарные машины с лестницами.

3. Но дальнейшее уже не интересовало Маргариту, и, прицелившись, чтоб не задеть за какой-нибудь провод, она покрепче сжала щетку и в одно мгновение оказалась выше злополучного дома. 4. Переулок под нею покосился набок и провалился вниз, а вместо него одного под ногами у Маргариты возникло скопище крыш, под углами перерезанное сверкающими дорожками. 5. Все оно неожиданно поехало в сторону, и цепочки огней разъехались в стороны, смазались и слились.

6. Маргарита сделала еще один рывок, и тогда все скопище крыш провалилось сквозь землю, а вместо него появилось внизу озеро дрожащих электрических огней, и это озеро внезапно поднялось вертикально, затем появилось над головой у Маргариты, а под ногами блеснула луна. 7. Поняв, что она перевернулась, Маргарита приняла нормальное положение и , обернувшись, увидела, что и озера уже нет, а там, сзади, осталось только розовое зарево на горизонте. 8. И оно исчезло через секунду, и Маргарита увидела, что она наедине с летящей над нею и слева луною. 9. По тому, как внизу два ряда редких огней слились в две непрерывные огненные черты, и по тому, как быстро они пропали сзади, Маргарита догадалась, что она летит чудовищной скоростью, и поразилась тому, что она не задыхается. 10. По прошествии нескольких секунд далеко внизу, в полной черноте, вспыхнуло новое озеро электрического света и подвалилось под ноги летящей, но оно тут же завертелось винтом и провалилось в землю. 11. Еще несколько секунд - такое же точно явление. 12. «Города! Города!» - прокричала Маргарита. 13. После этого раза два или три она видела под собою тускло отсвечивающие какие-то сабли, лежащие в открытых черных футлярах, и сообразила, что это реки.

Задания в рамках анализа текста.

1. Работа в группах.

В предложении 1 найти: 1 группа - слова, образованные при помощи приставки ( вылетела );

2 группа - слова, образованные при помощи суффикса (тихонько, молоток, помедлив); 3 группа - слова, образованные при помощи приставки и суффикса (подоконник).

В предложении 3 найти все словосочетания со связью: 1 группа - согласование (какой-нибудь провод, злополучного дома ); 2 группа - управление (не интересовало Маргариту, не задеть за провод, сжала щетку, оказалась выше дома ); 3 группа - управление (уже не интересовало; сжала, прицелившись; сжала покрепче, оказалась в одно мгновение).

В предложении 2 найти: 1 группа - согласованное распространенное обособленное определение; 2 группа - согласованное распространенное необособленное определение. (Вариант задания : в предложениях 1-5 найти предложение с обособленным и необособленным согласованным распространенным определением).

В предложении 3 найти производный предлог, произведенный от наречия в сравнительной степени (наречного происхождения) ( выше ).

В предложениях 3-7 найти сложноподчиненное предложение с придаточным обстоятельственным цели. (3).

2. Определите стилистическую принадлежность текста. Тип текста.(Описание, повествование; стиль художественной литературы. Отрывок из романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

3. Найдите основные образы фрагмента. (Маргарита, ночная Москва, образы природы...)

4. Попробуйте определить авторский замысел (обмен мнениями).

5. Практика художественного чтения (несколько учащихся выразительно читают текст, возможно музыкальное оформление).

6. Самостоятельная работа по модели задания В-8 ЕГЭ (вынесено на проектор).

  • А) определите лексическое средство выразительности в предложении 3 («злополучного дома»)- 1.
  • Б) В предложениях 4, 5, 6 найдите троп, при помощи которого автор усиливает образную картину ночного города. - 3.
  • В) Найдите синтаксический прием, помогающий изобразить быструю смену действий в предложении 10. - 8.
  • Г) В предложении 12 найдите фигуру речи, характеризующую эмоциональное состояние героини. - 7.
  • Д) Определите средство выразительности в предл. 9 («с чудовищной скоростью»). - 6.

Список терминов:

  • 1 - Эпитет.
  • 2 - Фразеологизмы.
  • 3 - Метафоры.
  • 4 - Риторический вопрос.
  • 5 - Сравнение.
  • 6 - Гипербола.
  • 7 - Риторическое восклицание.
  • 8 - Ряды однородных членов.
  • 9 - Литота.
  • 10 - Инверсия.

Подведение итогов работы, комментарии. Просмотр фрагмента из художественного фильма «Мастер и Маргарита», в котором изображен данный эпизод.Как средства выразительности языка и речи помогают осуществлять авторский замысел на примере выбранного текста? Как рождается художественный текст? Как, по-вашему, возможна ли передача всех особенностей текста в художественной экранизации?