Урок русского языка на тему "Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Технология: проблемно-диалогическое обучение.

Цели урока: ознакомление с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я, отработка первичных умений и навыков учащихся, умение различать позиции, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один, два звука.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная и групповая, фронтальная работа.

Планируемые результаты:

Предметные: умение определять условия, при которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, два звука.

Метопредметные:

  • Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы; умение находить способы решения экологических проблем;
  • Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;
  • Коммуникативные УУД: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи;

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Информационно-технологические ресурсы:

  1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
  2. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка
  3. Грубер Е. Этимологический словарь русского языка
  4. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка
  5. Весы и надписи «природа», «человек»
  6. Карточки-снежинки для игры
  7. Ёлочка, жетоны-шары
  8. ПК, проектор, экран, презентация

Ход урока

Формы организации Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
I. Организационный момент.

Слайд "Доброго зимнего утра"

Презентация 1

 

 

Слайд "Жетоны"

– Здравствуйте, ребята!

– Какой праздник мы все ждем с нетерпением?

Новый год – волшебный праздник. Чтобы праздник стал волшебным к нему нужно готовиться, а это в наших руках. Работая сегодня на уроке и выполняя задания, я предлагаю вам собирать жетоны-шары по правилу. Если я сказала: "Отлично", то берете оранжевый, "Хорошо" – зеленый, "Внимательнее" – жёлтый.

Услышав сигнальное слово (отл., хор., вним.) на ваш ответ, вы берете жетоны-шары из общей коробки на каждой парте

В конце урока подведем итоги, кто больше набрал жетонов.

 

– Новый год

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Проверяют готовность. Включаются в деятельность.

Р.: управлять своим настроением

 

 

Р.: оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности

II. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Разгадывание кроссворда

Слайд «Кроссворд»

 

 

Постановка цели урока

 

 

 

 

Слайд «Словарная работа»

 

 

Слайд «Оформление тетради»

– Перед вами кроссворд. Решить его помогут ваши знания из мира растений.

1. От гриппа нас спасает,
Иммунитет повышает.
Теперь не заболеем –
Спасет трава…(Приложение 1)

– У кроссворда есть название.

– Как называется наука, изучающая звуки речи?

– Проанализируйте слова, записанные в кроссворд с точки зрения фонетики?

– Чем удивительны эти гласные, какую тайну скрывают?

– Назовите эти буквы.

– Догадайтесь, какова будет тема нашего урока?

Покажу тетрадь одного ученика, который писал словарный диктант так: «йагада, кольйэ, ружьйо». Почему он допустил такие ошибки? Какие умения ему нужны?

– Чему мы сегодня научимся?

– Запишите в тетради число, классная работа, тема урока.

Учащиеся разгадывают кроссворд.

 

 

 

 

– Фонетика

Высказывают свое мнение.

 

Е, ё, ю, я

Озвучивают тему урока

Ставят задачу урока.

– Определять, в каких позициях буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, а в каких – два звука)

П.: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Р.: активно включаться в деятельность

 

 

 

Р.: понимать, принимать и сохранять учебную задачу, активно включаться в деятельность, направленную на её решение

Л.: обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение,

Проявлять интерес к изучаемой теме

III. Первичное усвоение новых знаний.

1. История происхождения букв.

Слайды «История происхождения букв е, ё, ю, я»

– А знаете ли вы происхождение этих букв в русском языке?

Буквы е, ю, я пришли к нам из старославянского языка.

– Буква Ю сохранила свое написание, но называлась раньше йотированный оук: ЛЮДИIЄ люди;

Буквы Е и Я имели совсем иные написания и названия.

– Буква Я раньше называлась юс малый Ѧ и йотированный юс малый Ѩ: памѧть – память, ѨЗЫКЪ – язык;

– Буква Е имела целых 4 варианта – ь (ерь), Ѣ (ять), Є (есть),

IЄ(йотированный есть): ЧЬТЬЦЬ – чтец (Ь в сильной позиции), БѢСЪ – бес, КЄДРЪ – кедр, АБИIЄ – тотчас.

– Буква Ё отличается своим происхождением от предыдущих букв. Она появилась значительно позже и известна точная дата её происхождения. 27 ноября 1783 года состоялось заседание Академического совета в составе Екатерины Романовны Дашковой и известных на тот момент писателей Фонвизина и Державина, где Екатерина Романовна предложила заменить двубуквенное обозначение «йо» буквой е с точками. Широко известно стала благодаря Николаю Михайловичу Карамзину, который первый использовал букву ё в печатном издании в 1797 году.

В этом 2013 году этой букве исполнилось 230 лет.

Учащиеся высказывают свои мнения, слушают дополнения учителя

Л.: проявлять интерес к изучаемой теме

Р.: выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить

2.Создание проблемной ситуации.

Слайд «Таблица»

– Представьте, если этих букв не будет? Можно ли обойтись без них?

– Посмотрите на таблицу, что объединяет слова каждой группы?

 

– Нет, меняется у слова лексическое значение, например, ряд – рад, вёз – воз, люк – лук

Учащиеся наблюдают, сравнивают, делают вывод

Л.: обосновывать свою позицию, высказывают свое мнение.

Р.: выполнять учебные действия в громкой речевой и умственной форме.

П.: проводить сравнения и делать обобщение о работе букв е, ё, ю, я

3. Составление алгоритма.

Слайд алгоритма

– Составьте алгоритм по данной теме (схема правила). Запишите в тетрадь.

Е, Ё, Ю, Я
1 звук    2 звука
После согласной
После гласной
После Ъ и Ь
В начале слова

Учащиеся составляют алгоритм под руководством учителя

П.: составление алгоритма.

Л.: устанавливать связь между деятельностью и её результатом

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

4. Обучение логическому мышлению.

А) Работа со словарями

 

 

Б) Экологическое сознание.

 

– Какое ключевое слово у нас получилось в кроссворде?

– Ребята, а кто из вас знает, что такое экология?

– А теперь обратимся к Толковому словарю С.И. Ожегова. Прочитайте словарную статью «Экология»

– Заглянем в этимологический словарь и узнаем о происхождении этого слова.

– Ребята, посмотрите на эти весы. Как вы думаете, зачем они нужны нам сегодня на уроке?

– На одной чаше весов находится природа, а на другой – человек. В последнее время вторая чаша весов стала перевешивать первую, и природе приходится очень туго. Поэтому экологические проблемы с каждым годом становятся все актуальнее.

– Экология

Ответы детей

Учащиеся зачитывают информацию

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения

П.: осуществлять поиск необходимой информации

 

Л.: обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение

Р.: выполнять учебные действия в громкой речевой форме

К.: участвовать в коллективном обсуждении

IV. Первичное закрепление

1. Работа со стихотворением

А) Экологический аспект.

Слайд "факты", елки

 

 

 

Б) Лингвистический аспект (самостоятельная работа) слайд

 

Взаимопроверка.

Слайд

 

– Послушайте стихотворение Валентины Павловны Винидиктовой «В дома опять приходят елки» (Приложение 2)

– Какая экологическая проблема поднимается в этом стихотворении?

– Ежегодно к Новому году вырубается не один гектар елей и сосен. Можно ли эту проблему назвать экологической?

– Какая чаша весов перевесила?

– Какое решение могли бы предложить вы?

– Выпишите из выделенного отрывка стихотворения (3 мин.)

1 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука

2 столбик: слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук

– Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа, поставьте ему оценку согласно цвету жетона

 

Учащиеся слушают стихотворение

 

– Около 4 миллионов вырубается

 

– Купить искусственную, изготовить самим, украсить ветки…

Учащиеся работают самостоятельно

 

Учащиеся проверяют работу соседа

 

П.: читать и слушать тексты, выявлять их смысл

П.: находить способы решения экологических проблем

К.: строить понятные для партнера высказывания

Л.: слушать и слышать собеседника

Р.: осуществлять поиск необходимой информации

Р.: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Р.: адекватно воспринимать оценку сверстника

Физкультминутка.

Слайд

– Я называю слово,

если буквы е, ё, ю, я обозначают: 1 звук – вы встаёте, руки вверх,

если буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука – вы приседаете.

– Тихо сели.

Учащиеся выполняют действия согласно заданию

Слова: ерш, клюква, сыроежки, дятел, зяблик, листоеды,

 

Л.: определять и выполнять общие для всех правила поведения

П.: проводить анализ слова

3. Творческая групповая работа учащихся.

Слайд «Лингвокультурологический портрет слова ЕЛЬ»

 

– Мы сейчас составим «Лингвокультурологический портрет слова ЕЛЬ»

Вам предстоит работа группами по 4 человека, объединитесь.

Группы представляют свои работы.

 

 

1 группа: Лексическое значение слова (Толковый словарь С.И. Ожегова)

2 группа: Происхождение слова (Этимологический словарь)

3 группа: Родственники слова (Словообразовательный словарь)

4 группа: Слово в моем творчестве (стихи, песни, загадки, рисунок)

Л.: слушать и слышать собеседника

К.: вступать в сотрудничество с одноклассниками, осуществлять совместную деятельность

К.: участвовать в коллективном обсуждении прочитанного

4. Игра «Снежинки»

Каждая группа получает по 4 снежинки, на которых написаны слова.

Задание: проанализировать слова, прикрепить снежинку к сугробу, согласно условию, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук ил 2 звука

– Проверим, правильно ли снежинки попали на сугроб

 

Каждый участник группы посоветовавшись с одноклассниками прикрепляет снежинку к сугробу

Р.: адекватно воспринимать оценку учителя, сверстника

Л.: определять и выполнять общие для всех правила поведения

К.: участвовать в коллективном обсуждении

V. Подведение итога урока. Рефлексия.

 

– Поднимите руку, у кого больше 5 жетонов оранжевого цвета. Вы молодцы, замечательно работали на уроке.

– У кого меньше 5 жетонов оранжевого и зеленого цвета – вы старались, у вас все получится

– Скоро новый год, и по традиции принято украшать …

– Давайте и мы украсим свою.

– Праздничного вам настроения, желаю, чтобы в Новый год волшебство пришло к каждому из вас.

Дети подводят итоги своей работы

 

– елку

Каждый свои жетоны скрепляет скрепкой и вешает на ёлку.

Л.: использовать адекватно самооценку

Р.: оценивать свои достижения

 

Приложения.