Урока по адаптивной системе обучения (АСО)

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


На современном этапе в образовании все более актуальным становится личностно-ориентированный подход.

Личностно-ориентированный подход в преподавании – это концентрация внимания педагога на целостной личности учащегося, забота о развитии не только его интеллекта, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

Существует ряд педагогических технологий на основе личностно-ориентированного подхода: личностно-ориентированное обучение, технология адаптивной системы обучения, технология уровневой дифференциации, технология индивидуальных образовательных траекторий и др.

Структура любой педагогической технологии включает:

  • концептуальную основу (идея, цель);
  • содержательную часть (содержание предмета);
  • процессуально-деятельную часть (методы, приемы, средства, форма организации).

Необходимо помнить, что технология ориентирована на цель и ее достижение!

Построение образовательного процесса на основе технологического подхода предполагает следующее:

  1. Активная самостоятельная познавательная деятельность учащихся на всех этапах учебной деятельности: мотивация, цель, восприятие информации, обдумывание, планирование, реализация, контроль, оценивание.
  2. Четкая таксономия целей (6 целей):
    • знание (знать, запомнить, воспроизвести, усвоить)
    • понимание (умение трансформировать понятия, сузить, расширить их, объяснить, «вставить пропущенные слова»)
    • применение (выполнение каких-либо операций, действий)
    • анализ (выделять части из целого, находить общее или различия, знать принципы построения целого)
    • синтез (уметь создавать из частей новое целое: составить опорную схему, обобщающую таблицу, получить что-либо всеми возможными способами)
    • оценка (оценка значимости учебного материала для жизни, здоровья и др.)
  3. Структурирование и организация учебного материала:
    • информационный ввод учителя – выделяется учебный материал, который дает учитель (кратко, самая суть – схема, таблица и т.п.)
    • выделяется материал, с которым будут самостоятельно работать учащиеся (подробности, нюансы).
  4. Ориентация учащихся в познавательной деятельности.
  5. Модификация урока (один урок или спаренные уроки).
  6. Модификация контроля знаний.
  7. Организация учебного занятия.
  8. Подготовка учебного материала, которая включает:
    • выбор темы
    • таксономия целей по теме
    • определение видов контроля и содержания контрольных работ, тестов и др.
    • структурирование учебного материала (информационный ввод учителя – вертикальный или горизонтальный)
    • составление линейного тематического плана
    • разработка материала по технологии.

В качестве примера предлагаю разработку темы «Соединения химических элементов» в8 классе (9 уроков) и одного из уроков этого раздела «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)» по технологии адаптивной системы обучения (АСО).

Цель АСО – индивидуализация и дифференциация обучения, повышение активности и самостоятельности учащихся.

Центральное место в адаптивной системе обучения занимает ученик, его деятельность, качества его личности. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

Учитель на уроках с применением АСО работает в двух режимах:

а) обучает всех учащихся (объясняет, сообщает новое, показывает, тренирует);
б) работает индивидуально с отдельными учениками (управляет самостоятельной работой учащихся; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу).

Учение в условиях АСО становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, дает возможность каждому обучаться с учетом его индивидуальных образовательных потребностей и способностей, предлагая материал разного уровня сложности. При адаптивной системе обучения предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов самостоятельной работы: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны учителя.

Полагаясь на многолетний опыт, можно сказать, что работа по технологии АСО создает комфортную обстановку и ситуацию успеха, которые, в целом, стимулирует желание учиться.

Разработка темы «Соединения химических элементов» (9 уроков) в 8 классе по технологии адаптивной системы обучения

I. Таксономия педагогических целей.

1. Знание

а) определения: бинарных соединений, гидридов, оксидов, летучих водородных соединений, оснований, щелочей, кислот, гидроксидов, солей.
б) общие формулы классов: оксидов, оснований, кислот, солей.
в) формулы и названия кислот
г) названия солей
д) формулы расчета: массовой доли растворенного вещества в растворе, объемной доли газа в газовой смеси.
е) единицы измерения: массовой доли растворенного вещества в растворе, объемной доли газа в газовой смеси.

2. Понимание.

а) определять по формуле вещества, к какому к классу они относятся
б) приводить примеры веществ. принадлежащих к разным классам
в) понимать:

  • отличие между бескислородными и кислородсодержащими кислотами
  • отличие между одно-, двух-, трехосновными кислотами
  • отличие между массовой и объемной долей компонентов смеси (раствора)
  • отличие между смесью и индивидуальным веществом
  • что абсолютно чистых веществ нет

г) объяснять: зачем нужен химический анализ; значение качественных реакций.

3. Применение.

а) давать названия веществам по их формуле
б) составлять формулы: оксидов, оснований, солей по названиям; оксидов, соответствующих данным основаниям и кислотам.
в) определять: степени окисления элементов в веществе; степень окисления кислотного остатка в кислоте; наличие кислоты или щелочи в растворе по изменению окраски индикатора; растворимость веществ по таблице «Растворимость оснований, кислот и солей».
г) применять формулы для решения расчетных задач:

  • w = m (в-ва)/m (р-ра)
  • φ = V (в-ва)/V(смеси)
  • V = m / ρ

д) готовить: раствор серной кислоты, соблюдая правила техники безопасности; раствор с заданной массовой долей растворенного вещества.
е) проводить химический анализ почвы и воды

4. Анализ.

а) выявить критерии классификации сложных веществ
б) объединять на основании сходства состава: оксиды и водородные соединения элементов в группу бинарных соединений; кислоты и основания в группу гидроксидов.
в) сравнивать результаты химического анализа проб почвы и воды, отобранных из разных мест.

5. Синтез.

а) составить обобщающую схему «Классификация неорганических веществ»
б) составить алгоритм решения задач на определения массовой и объемной долей компонентов смеси (раствора)
в) составить алгоритмы решения задач по теме «Растворы» разных типов: на приготовление растворов, на упаривание, на концентрирование или разбавление, на смешивание растворов.
г) подготовить сообщения по темам: «Очистка питьевой воды», «Почему в море вода соленая», «Жесткая и мягкая вода», «Может ли лед быть сухим», «Кислоты вокруг нас», «Зачем нужна соль», «Из чего строили Москву белокаменную».

6. Оценка.

а) оценить:

  • необходимость и важность знаний о веществах и их свойствах для безопасного обращения с ними, а также для здоровья и практических нужд человека.
  • соответствие результатов химического эксперимента по анализу почвы и воды предположениям.

б) предположить как развивались бы медицина, техника, пищевая промышленность, если бы люди не знали свойств веществ, не могли производить расчеты для приготовления растворов разной концентрации.
в) прогнозировать области применения веществ, опираясь на знание их свойств.

II. Структура темы «Соединения химических элементов»:

  1. Классификация сложных веществ. Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и водородные соединения элементов.
  2. Основания.
  3. Кислоты.
  4. Соли.
  5. Урок-упражнение.
  6. Чистые вещества и смеси. Практическая работа № 1 «Анализ почвы и воды».
  7. Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора).
  8. Практическая работа № 2 «Приготовление раствора сахара».
  9. Тематическая контрольная работа.

III. Линейный план:

ИВУ – информационный ввод учителя
УСР – устная самостоятельная работа
РИР – разноуровневая индивидуальная работа
ПР – практическая работа
Т – тест
КР – контрольная работа
Кор. – коррекция

Разработка урока №7 «Массовая и объемная доли компонентов смеси (раствора)» по технологии АСО 

Цели:

  1. Воспитание активности и самостоятельности при работе в парах и выполнении индивидуальной работы.
  2. Развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, рефлексии.
  3. Создать учащимся условия для усвоения:

знаний:

  • определение массовой доли растворенного вещества в растворе
  • определение объемной доли газов, смесей
  • обозначение массовой и объемной долей
  • формулу расчета массовой доли
  • формулу расчета объемной доли
  • объемный состав воздуха

умений:

  • решать задачи на нахождение массовой и объемной долей компонентов смеси (раствора)
  • используя формулы, находить массы и объемы компонентов смеси (раствора)
  • применять расчетные формулы к решению задач разного типа:
    • на приготовление растворов
    • на упаривание
    • на концентрирование или разбавление
    • на смешивание растворов
  • объяснять, что означает проба золота

навыков:

  • работы по алгоритму
  • работы в парах
  • самоконтроля и самооценки.

Тип урока: изучение нового материала.

Метод: частично-поисковый

Оборудование: стакан с водой, сода питьевая кристаллическая, мерный цилиндр, весы, спиртовой раствор йода, пищевой уксус, раствор перекиси водорода медицинский; дидактический материал (информационный лист, лист заданий, лист для самопроверки), презентация по теме.

Модель урока

ИВУ – информационный ввод учителя
УСР – устная самостоятельная работа учащихся в парах постоянного или переменного состава
ИР – индивидуальная работа учителя
РСР – разноуровневая самостоятельная работа учащихся
Самооценка – самопроверка и самооценка учащимися своей индивидуальной работы.

Ход урока 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся

Организационный момент (1 мин.)

Организует учащихся на проведение урока в АСО.

Готовят для работы «Информационный лист» (см. Приложение 1) и «Лист заданий для учащихся» (см. Приложение 2).

Целеполагание (1 мин.)

Объявляет тему урока и ставит цели.

Знакомятся с темой и целями.

Информационный ввод учителя ИВУ (13 мин.)

  1. Создание проблемной ситуации: для аптечки школьной химической лаборатории мне необходимо приготовить 50 г 2%-ного раствора питьевой соды.
  2. Задает учащимся вопросы:
    – Какие вещества мне нужно взять для приготовления данного раствора?
    – Как приготовить раствор?
    – Из чего складывается масса раствора?
  3. Выводит понятие массовой доли растворенного вещества.
  4. Выводит формулы для расчета массы вещества и массы воды (растворителя).
  5. Совместно с учениками решает поставленную в начале урока задачу и готовит нужный раствор.
  6. Выводит понятие объемной доли вещества в смеси.
  7. Рассказывает о составе воздуха.
  1. Отвечают на вопросы учителя.
  2. Делают вывод о том, что для приготовления раствора нужно знать массы соды и воды.
  3. Совместно с учителем решают поставленную задачу.
  4. Отмечают, в чем отличие между массовой и объемной долями.
  5. В «Листе заданий» делают пометки об уровне достижения целей.

Устная работа в парах постоянного состава УСР (5 мин.)

  1. Организует работу в парах с целью закрепления введенного нового материала
  2. Отвечает на возникшие вопросы (индивидуально)
  1. Отвечают друг другу на вопросы по новой теме из «Листа заданий».
  2. На вопросы, вызвавшие затруднения, ищут ответы в «Информационном листе» или задают их учителю.

Индивидуальная самостоятельная работа учащихся по заданию с адаптацией РСР.
Индивидуальная работа учителя ИР. (15 мин.)

  1. Организует индивидуальную работу по заданию с адаптацией.
  2. Работает индивидуально с учащимися с целью проверки знаний по предыдущей теме «Чистые вещества и смеси». При этом каждому учащемуся задаются 3-5 вопросов по пройденному материалу.
  3. Фиксирует уровень знаний учащихся в «Листе оценки знаний» по данной теме.
  1. Выполняют письменную разноуровневую самостоятельную работу.
  2. Работают индивидуально (устно) по вопросам учителя. При этом учащийся отключается от письменной работы на 1-2 минуты.

Самопроверка и самооценка (3 мин.)

Организует самопроверку и самооценку учащихся, предлагая образцы правильного решения задач.

  1. Работают по алгоритму самопроверки.
  2. Оценивают свою работу.
  3. Отмечают в «Листе заданий» новый уровень достижения целей урока.

Подведение итогов урока (2 мин.)

  1. Организует подведение итогов разноуровневой самостоятельной работы. Выставляет оценки учащимся
  2. Объясняет алгоритм выполнения дифференцированного домашнего задания в соответствии с личными достижениями учащихся.
  3. Подводит итоги достижения целей урока.
  1. Сообщают учителю результаты самооценки.
  2. Отмечают в листе заданий не достигнутые на уроке цели.
  3. Знакомятся с алгоритмом выполнения домашнего задания.
  4. Подводят итоги достижения целей урока.

В Приложении 3 предлагается форма листа оценки знаний учащихся по данной теме, который будет использоваться на следующем уроке для индивидуальной работы учителя с учениками.

Список литературы:

  1. Габриелян О.С. Химия 8 класс. Часть 1. – М.: Дрофа, 2008. – 128с.
  2. Границкая А.С. Научить думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 175с.
  3. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1996. – 96с.

Приложения.