Комплексное логоритмическое занятие в подготовительной к школе группе "Хозяюшка-осень"

Разделы: Работа с дошкольниками


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Расширять лексический запас, активизировать словарь детей.
  • Совершенствовать артикуляционно-моторные функции развивать длительность, плавность, речевого выдоха.
  • Учить выработке чётких координированных движений во взаимосвязи с речью.
  • Улучшать тонкие моторные функции рук, используя массажный тренажер - Су-джок.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать коммуникативные навыки, чувства эмпатии, толерантности.
  • Развивать музыкальные способности детей.
  • Развивать воображение фантазию, эмоции.

Предварительная работа:

  • Разучивание и повторение пальчиковой гимнастики «Гномики», «Листики летят», «Улитка», «Тучка».
  • Разучивание массажа «Дождик», артикуляционная гимнастика «Приключения язычка», показ нескольких видов ходьбы.

Ход занятия

Под музыку «Осенний сон» А. Джойса дети с педагогом входят в зал.

Воспитатель: Доброе утро, дорогие друзья! Дети, обратите внимание, сколько в зале гостей. Поприветствуем их.

Логоритмическое упражнение «Доброе утро».

Доброе утро, всем кто проснулся (потянуться, руки поднять вверх, затем обратить их к присутствующим)
Доброе утро, кто улыбнулся, (руки вытянуть вперед, к гостям)
Глазки откройте и посмотрите
Мы всех вас любим
И вы нас любите!
(по 2 пружинки вправо и влево, одновременно пальцы соприкасаются с большим пальцем, обеими руками выполнять это движение)
(послать воздушный поцелуй)
(обнять себя за плечи) 

Воспитатель: Дети, проверим наши язычки, губки, щечки, нужно их разбудить.

Артикуляционная гимнастика «Приключение язычка».

Проснулся однажды язычок, а вокруг темно и страшно. Стал он искать выход. (рот закрыт, губы сомкнуты).
В одну щечку постучал, в другую не открывается «Толкну ка я посильнее!» подумал язычок и стал толкать сначала одну щечку, затем другую. («проткнуть» язычком сначала одну щечку, затем другую)
Решил тогда язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю губу, а затем нижнюю. (проткнуть язычком сначала верхнюю губу, а затем нижнюю)
В это время ротик зевнул и открылся (зевнуть)
Язычок увидел выход и направился к нему, но зубки не пропустили его, а стали покусывать (покусать кончик языка)
«Что вы делаете? Почему вы меня кусаете?! - возмутился язычок. А зубки ответили: «Мы сегодня ничего не жевали». И стали жевать язычок сначала с одной стороны, затем с другой (покусать язычок боковыми зубами справа, слева)
Язычок спрятался за зубками. А зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали сначала нижнюю, затем верхнюю губку (покусать нижнюю губку по всей длине, затем верхнюю)
Нижняя губа обиделась (оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение)
А верхняя улыбнулась - ей было немного щекотно, (поднять верхнюю губу, придав лицу выражение улыбки).
Язычок смотрел на зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом нижние зубки (провести языком между губами и нижними зубами).  
Зубки посмотрелись в зеркальце и промолвили: «Ах, какая красота! Ах, какая чистота! Спасибо тебе, язычок. Мы больше не станем тебя кусать» (обнажить зубы, растянув губы в улыбке)

Воспитатель:

Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.

Воспитатель: Дети, давайте соберем осенний букет из листьев!

Попевка «Листики летят» упражнение на мелкую моторику рук.

Листики летят - это листопад
Мы их соберем, маме принесем.

Воспитатель: Посмотрите, как много красивых листьев лежит у нас в зале. Давайте погуляем и соберем листочки и поиграем в игру «1, 2, 3,4,5 в пары нужно дети встать».

Упражнение на дыхание. (Дети берут «листочки» на нитках)

Воспитатель:

Листочки вправо полетели,
Листочки влево полетели,
Ветер вверх их поднимал и на землю опускал.

(дети поднимают вправо-кружатся, влево-кружатся, поднимают вверх, кружатся и приседают, опустив листочек на пол)

Воспитатель: (подходит к окну, берет в руки кленовый лист).

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите, письмецо.
Может это лучик солнца,
Что стучится к нам в окно?

(Рассматривает листочек).

Это на осеннем листочке лесной гном прислал нам приглашение в гости.

В лес осенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Вам, ребята, не найти.

Воспитатель: Но прежде, чем мы отправимся в путь, давайте разомнем мышцы.

Массаж «Дождик».

Дождик бегает по крыше (дети встают парами и похлопывают ладонями по спинке друг друга)
Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками)
По веселой, звонкой крыше (постукивают пальцами)
Бом! Бом! Бом!  (похлопывают кулачками)
Дома, дома посидите (разглаживают кулачками круговыми движениями)
Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками)
Никуда не выходите (растирают ребрами ладоней)
Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками)
Почитайте, поиграйте (кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
Бом! Бом! Бом! похлопывают кулачками)
А уйду, тогда гуляйте (поглаживают ладонями и другой стороной ладоней)
Бом! Бом! Бом! (похлопывают кулачками)

Воспитатель:

Дети, вы готовы?
По тропиночке пойдем,
Друг за дружкою гуськом (ходьба змейкой).
Осторожней все шагайте,
Только веток не ломайте.
Ветки хрупкие сейчас
Просят «Берегите нас!» (ходьба в полуприсяде).

Воспитатель:

Кажется, мы и пришли.
Лес осенний засыпает
Гол и пуст,
Много разных насекомых там и тут.
По кленовому листочку дом ползет
Про улитку детвора споёт!

Логоритмическое упражнение «Улитка»

Улитка, улитка
По листику «ползет», 
(показать « рога улитки» указательным пальцем и мизинцем, медленно «шагать» указательным пальцем и мизинцем по бедру)
Улитка, улитка
Домик свой везет,
Посажу улитку
На ладонь свою,
(поставить « улитку» на ладонь другой руки)
Я ее поглажу
Песенку спою!
Но улитка в домик
Спрятала рога
(сжать пальцы в кулак, держать его на раскрытой ладони) 
Отпущу улитку,
Пусть ползет сама
(положить кулак на бедро)
И опять улитка
По листку ползет,
И сама улитка
Домик свой везет.
(повторить движения как на первые четыре строки) 

Воспитатель: Обратите внимание на домик, который стоит на опушке леса, В этом домике живут гномы, подойдем поближе, поприветствуем.

Логоритмическое упражнение «Жили-были гномики»

Жили - были гномики (показать размер гномов большим и указательным пальцами)
В расчудесном домике (руки домиком над головой)
Папа-гном дрова рубил (имитируем рубку дров).
Гном сынок их в дом носил (хватательные движения руками)
Мама-гномик суп варила (круговые движения кистями рук)
Дочка-гном его солила (имитируем соление супа)
Гномик-бабушка вязала (имитируем вязание на спицах)
Гномик-тетушка стирала (потираем ладошки друг о друга)
Дед – окошко открывал, всех знакомых в гости звал ! (руки «воротиками» вытянуты, пальцы соединены, медленно разводим руки в стороны)

Воспитатель: Здравствуй, Гном! Познакомься с нашими ребятами.

Гном. Здравствуйте, ребята! А вы меня узнали? Правильно, я - гном, но как меня зовут, догадайтесь…(гном мимикой и жестами изображает «весельчака»).

Дети отгадывают.

Гном.

Я Гном-весельчак, и я сказки люблю
И всем добрым детям всегда их дарю!
Дарю их во сне, дарю наяву.
Хотите отправиться в сказку мою?

Дети соглашаются. Гном предлагает всем превратиться в маленьких гномов, дети надевают колпачки.

Гном. В моем лесу очень красиво, но часто осенью кто-то мне мешает спать. Кто этот безобразник, отгадайте, ребята! (загадывает загадку).

Кто там топает по крыше
Топ-топ-топ!
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Топ-топ-топ!
Я теперь усну едва ли-
Топ-топ-топ!
Может кошек подковали?
Топ-топ-топ!

Логоритмическое упражнение «Тучка».

Кап-кап-кап, тучка,
Кап-кап-кап, плакучка,
День и ночь плачет,
Дождь по лужам скачет!

Гном. Когда ветер сердится, он срывает с деревьев листья, желуди, шишки, а иногда рассказывает страшные сказки. Вот одна из них.

(Детям раздают су-джоки ,они повторяют за гномом сказку ,произнося каждую строчку на одном дыхании)

Слушай…
Слушай шорох…
Слушай шорох чащи…
Слушай шорох чащи леса…
Слушай шорох чаща леса дышит…
Гулко гонит галок ветер выше…

Гном.

Дождь, кажется, закончился,
Никогда я не скучаю
Петь люблю и танцевать
А еще я предлагаю
Всем немного поиграть!

Коммуникативная игра «Круговая пляска».

Воспитатель: Спасибо, дорогой Гном-Весельчак за увлекательное путешествие, но пока дождь вновь не пошел, нам пора возвращаться домой. А мы тебе дарим на прощанье веселый и добрый танец.

Дети танцуют танец «Что такое доброта».

Литература:

  1. А.Л. Гуськова « Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет». Москва, 2011.
  2. М.Ю. Картушина «Логоритмика для детей 6-7 лет», 2005.
  3. «Музыкальная палитра» №1, 2003г., № 4 2006г., № 4, 2007.
  4. «Обруч» 2009.
  5. Е.А. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика».
  6. О.И. Крупенчук «Пальчиковые игры для детей 4-7 лет», 2008.