"Калейдоскоп". Психологическая гостиная для родителей, проводимая на неделе коррекции детско-родительских отношений

Разделы: Работа с родителями, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Цель: Содействие в формировании психологической компетентности при взаимодействии родителей со старшим подростком.

Задачи:

  • знакомство с составляющими психологического здоровья;
  • актуализация психолого-педагогических знаний у родителей;
  • анализ подростковых проблем;
  • самоанализ и самокоррекция межличностных отношений в семье;
  • содействие в развитии эмпатии к ребенку и его окружению;
  • выработка стратегии взаимодействия со старшим подростком.

Материалы и оборудование: Ватман 2 шт., маски на глаза, листы формата А.4, салфетки, вырезанные силуэты человечков (по числу участников), фломастеры, маркеры, скотч, ручки, карандаши, фотоаппарат, экран ЖК, компьютер, презентация «Айсберг», записи релаксационной музыки, магнитофон.

Ход занятия

Подготовительная часть.

– Всех участников планируем разбить на 2 группы. Для того, чтобы работа проходила динамично и была продуктивной, а также, чтобы все участники могли свободно видеть друг друга и общаться – организуем 2 «поля работы». Для этого сдвигаем несколько столов вместе так, чтобы образовался правильный квадрат. Обозначаем их табличкой «левый»/«правый». Выкладываем принадлежности для работы: ватман по 1 шт., листы формата А.4, салфетки, вырезанные силуэты человечков (по числу участников), фломастеры, маркеры, скотч, ручки, карандаши.

– Заправляем в системный блок презентацию (1 лист – название встречи, ФИО ведущих).

– Включаем приятную музыку.

План

1. Введение в проблемное поле.

Ведущий: «Наша встреча сегодня проходит под девизом «Вместе – Мы сила». И давайте немного поиграем и пофантазируем: мысленно представьте, что сегодня Вы находитесь на международной конференции по проблемам воспитания старших подростков. Вы – самые ответственные люди, но ваша профессия далека от педагогики. Цель этой конференции – объединение родителей в Ассоциацию. И для начала работы всем необходимо познакомиться друг с другом».

1.1. Приветствие и знакомство родителей друг с другом.

Упражнение «Пара»

Цель: снятие напряжения

Инструкция: все встают в круг и надевают маски на глаза. Под тихую музыку перемещаются по комнате с вытянутой вперед рукой, отыскивая наиболее приятную руку и образуя пару. По команде снимают маски, открывают глаза.

1.2. Упражнение «Интервью»

Цель: знакомство и сплочение участников

Инструкция: вы уже образовали пару и теперь встаньте напротив друг-друга в 2 круга. Внутренний круг стоит на месте, внешний круг идет по часовой стрелке. Ваша задача поздороваться различными способами и познакомиться друг с другом.

После того, как все выполнили задание, разделимся на «Первый-второй». Первые номера садятся за левый стол, вторые – за правый.

2. Практикум.

2.1. Вводная часть ведущего.

2.1.1. Упражнение «Инструкция»

Цель: выявление индивидуальных свойств мышления и способов реагирования.

Инструкция: возьмите в руки 1 развернутую столовую салфетку. По моей команде выполняйте следующие действия: перегните её и оторвите верхний левый угол; сверните пополам – оторвите верхний левый угол; снова сверните пополам – опять оторвите верхний левый угол. Теперь разверните и посмотрите, что получилось у вас и у ваших соседей.

Рефлексия: что сейчас происходило? Как это бывает в повседневной жизни? О чем это говорит?

2.1.2. Инструкция: возьмите силуэт человечка. Представьте, что это человек, которого ругают за то, что он плохо выполнил работу (загните любую часть (сейчас и далее), которая более всего страдает в настоящий момент). Теперь за то, что он плохо продумал ситуацию (загните соответствующую часть); ходил туда, куда вы ему не разрешали (загиб); ослушался вас (загиб); что-то не выполнил (загиб); получил плохую отметку (загиб); нагрубил (загиб) и т.д….

Посмотрите на этот силуэт. Вы видите «следы» своего воспитания. А если что-то было несправедливо?, сгоряча? Пожалейте его (расправьте).

Рефлексия: что сейчас происходило?, Как это бывает в нашей жизни? Как отражается на нашем здоровье?, на отношениях?

2.2. Следующим этапом нашей работы будет коллективный труд по анализу современных тенденций (ситуаций) и выработке оптимальных рекомендаций для родителей подростков. Для этого необходимо делегировать по 2 человека от группы в состав «экспертного жюри», которое выработает общие критерии оценки представленных далее групповых работ, выработает рекомендации и оценит коллективные наработки.

2.2.1. Мозговой штурм «Подростковые проблемы»

Цель: анализ подростковых проблем и актуализация психолого-педагогических знаний у родителей.

Инструкция:

Перед нами стоит задача: выявить наиболее встречаемые проблемы во взаимодействии со старшим подростком и наметить пути их решения. Создать совместный проект, оформить на бумаге и представить его всему нашему сообществу. (Работа групп, представление проектов у доски).

  • Анализ представленных проектов, заключение «Экспертного жюри».
  • Выработка рекомендаций, их коррекция и принятие.

Рефлексия: с какими похожими проблемами вы встречались в своём детстве сами, как они решались, что вы при этом чувствовали? Какие проблемы являются новыми? Неожиданными? Где можно искать ответы? Что можно предпринимать? Как эффективно направлять?

2.3. Теоретическая часть:

Цель: самоанализ и самокоррекция межличностных отношений в семье.

Ведущий: С детьми необходимо говорить. И как можно чаще, и на самые разные темы. Неокрепшая психика старших подростков «подгоняемая» гормональным взрывом способствует накоплению различных по эмоциональной окраске переживаний. Одними из них ребята делятся со сверстниками, другими – с родителями. Но могут быть такие переживания, о которых они не могут рассказать никому. Такие переживания накапливаются и, если не находят разрешения, становятся «баластом» в бессознательном ребенка. Как это происходит и что надо делать для сохранения психофизиологического здоровья человека?

2.3.1. Просмотр презентации «Пирамида» (Для пояснения выбираем предлагаемую и столь любимую психологами метафору «Айсберг»).

Цель и задачи: знакомство с механизмом накопления психологического напряжения и его последствий; профилактика перегрузки и сохранение психологического и физиологического здоровья; содействие в развитии эмпатии к ребенку и его окружению; выработка стратегии взаимодействия со старшим подростком.

Ведущий: ученые предлагают представить психику в виде «Айсберга». На поверхности океана находится лишь малая часть (это наше сознательное). То, что скрыто под водой – бессознательное. Ни одно событие в жизни человека не проходит бесследно: получил в школе «отлично» – событие запечатляется со знаком «+» и в сознательном, и в бессознательном; отметили тебя как примерного исполнителя – опять «+» там и там. Не выполнено задание – «-» загружается опять и в сознательном, и бессознательном; родители несправедливо наказали…, девушка бросила…, задолжал денег…, и т.д. Сознательное в тысячи раз меньше бессознательного. Оно имеет определенный объем, и когда оно «заполняется», то должно каким-то образом освобождаться от «старой» информации. (Здесь можно предложить метафорически сравнить с памятью компьютера – перегруженный компьютер «виснет» и «теряет» информацию). Очистить его можно либо вовне – либо внутрь. Чаще всего вовне уходит нейтральная или положительно окрашенная информация – мы с радостью делимся победами, приятными событиями и др. И нередко умалчиваем о наиболее травматичных для нас событиях, фактах и др. Вот они-то как раз и «загружаются» ещё раз со знаком «-» в бессознательное, а накапливаясь, дают знать о «перегрузке». Вначале описками, оговорками, а при накоплении значительного «психологического груза» начинает реагировать тело – появляются соматические проявления, например: частые простудные заболевания, изменение аппетита (потеря или наоборот усиление), гастриты, головные боли, повышение или понижение АД, нарушение сна (бессонница или «спячка») и т.д.

Обычно в таких ситуациях мы обращаемся к врачу. Доктор прописывает лечение и пациент выздоравливает, но через короткий промежуток времени опять заболевает. Это может накапливаться и, если ситуация не разрешается – переходить в хронические формы и др.

Что делать? Недаром говорят «Все болезни от нервов». Конечно же надо решать проблему. Прежде всего, постараться говорить с ребенком. Каждый день. Обо всем. Принимать его друзей, знать и принимать их интересы, стараться не критиковать, грамотно и тактично «направлять» в позитивное русло. А если не получается – обращаться к психологу, психотерапевту и как можно быстрее.

И ещё. ВАЖНО!!! Часто дети (девочки) ведут дневники. Это тоже форма самопомощи ребенку. И не надо родителям пытаться узнать, что там пишется. Пусть ребенок не боится за содержание – эта «спасительная выручалочка» поможет ему не только пережить особенно волнующие периоды в жизни, но и со временем переоценить отношение к наиболее травматичным ситуациям.

3. Заключительная часть.

Обмен мнениями

(Можно обсудить проблему общения подростков в инете)

В современном мире подростки много общаются в виртуальном мире – это тоже их мир и возможность самовыразиться и получить поддержку.

НО!! Тут родители должны быть более прозорливы. НЕПЛОХО, если вы будете в курсе того, что происходит с вашим ребенком, с кем он в контакте и каковы их интересы.

4. Подведение итогов.

Ведущий: Наша международная конференция по проблемам воспитания старших подростков подошла к концу. И теперь можно подвести итоги.

Рефлексия: что было важным?, что было новым лично для вас?, что вы возьмете в свою родительскую копилку?, о чем расскажете другим родителям?

Приложение.