Урок-игра по теме "Заочное путешествие в страны Востока". 5-й класс

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа

Класс: 5


Урок-игра проводится в рамках учебной программы по истории Древнего мира (5 класс) как повторно-обобщающий. Очень хорошо использовать его как показательно-развлекательное мероприятие в “Неделю истории”, которая стала традиционной в учебно-образовательных учреждениях.

Урок-игра включает в себя 2 этапа. Первый – это отборочный. Уместно проводить его по изученным материалам двух государств Индии и Китаю, второй – заключительный может включать в себя полученные знания по всем странам Востока или выборочно.

Как правило, в период подготовки и во время проведения урока-игры желательно задействовать учащихся не только 5-х, но и десятых классов, так происходит одновременно повторение материала и обучение младших школьников сотрудничеству. Старшие учащиеся прекрасно выполняют роль не только жюри, но и артистично показывают сценки, читают стихи, выступают как ведущие. Это служит примером для пятиклассников и способствует тому, что у них появляется в дальнейшем желание самим принять участие в подобном мероприятии.

Цели:

1. Проверить качество усвоения пройденного материала.

2. Закрепить полученные умения и навыки.

3. Воспитывать самоконтроль, умение демонстрировать свои позитивны качества.

Задачи.

Обучающая:

  • обучать учащихся самостоятельно добывать знания, работать с нормативными документами и находить там нужную информацию;
  • делать верные выводы и использовать их в своей жизни;
  • анализировать основные законы, регулирующие отношения в обществе.

Развивающая:

  • развивать интерес к истории,
  • формировать навыки как индивидуальной, так и коллективной деятельности.

Воспитывающая:

  • воспитывать у учащихся уважительное отношение к другим странам и народам.

1 этап (отборочный)

Учитель: Здравствуйте дорогие пятиклассники, зрители и жюри. Сегодня мы собрались на игру “Заочное путешествие”. Давайте познакомимся с командами.

Каждая команда готовила заранее приветствие, которое нам сейчас и покажет (название команды, девиз, эмблема, музыкальный номер).

Максимальный балл - 10.

Сегодня мы совершим заочное путешествие на Древний Восток.

Постараемся вспомнить, что мы уже знаем о народах, населяющих этот прекрасный регион.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нам придется поработать с картой, ответить на ряд вопросов, потому что иначе мы не сможем продвигаться по этим странам.

Далее идет демонстрация слайдов презентации. Выступления команд с ответами и оценивание их членами жюри. Очень хорошо для работы в жюри привлечь учащихся 10 классов, это позволит и им в очередной раз проверить свои знания и вспомнить материал по всеобщей истории.

Но прежде чем мы отправимся в путешествие, нам придется поработать с картой, ответить на ряд вопросов, потому что иначе мы не сможем продвигаться по этим странам. (Далее все по презентации)

2 этап игры

На нем присутствуют команды победители, допущенные до 2 этапа урока-игры “Заочное путешествие в страны Востока”. После представления команд, ведущие напоминают правила игры и то, что совершая заочное путешествие на Древний Восток, надо постараться вспомнить, все что уже успели узнать о народах, населяющих этот прекрасный регион.

Начинать уместно с восстановления карты и ее заполнения.

1 ведущий: С конвертом №1. “КАРТОСХЕМЫ”

А) Прошу капитанов подойти и выбрать задания перед вами 3 конверта. Будьте добры возьмите любой из них.

Б) Там вы найдете разрезанную картосхему, картон, на который наклеите правильно собранную карту.

В) Затем заполните ее, подписав :

  • объекты (заливы, моря, горы), которые служат границами с юга, востока, запада, севера;
  • главные, самые крупные реки;
  • название страны;
  • материк, на котором она находится.

Конверты и ваши бланки-картосхемы с ответами через пять минут вы должны вернуть жюри. Максимальный балл - 10.

Сцена 1 (разыгрывается с членами команд, незанятых в выполнении первого задания)

Учитель: Сейчас вам предстоит подслушать разговор двух греков. Из него вы должны уловить и назвать о каких чудесах идет речь, ответы записать на листочках и передать их в жюри.

Далее разыгрывается сцена: Действующие лица: два грека (один из них воин), завернутые в белую материю наподобие хитона.

Воин: Если бы ты только знал, какая удивительная страна Индия. Я был там с Великим Александром Македонским. Там такое жаркое солнце, что на некоторых деревьях появляется белая шерсть.

Древний грек: Не может быть! Это неправда!

Воин: Не хочешь - не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают ножами белую шерсть с деревьев и кустов, точно с овец, и делают с нее красивые материи.

Древний грек: Вранье! Такого не может быть!

Воин: Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что там в Индии есть растение, которое называется тростник и он способен давать мед без пчел.

Древний грек: Как это без пчел?

Воин: Индийцы выжимают сок из тростника и варят его на огне. Сок становится твердым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус от слаще пчелиного меда!

Древний грек: Вранье и еще раз вранье! На свете нет ничего слаще пчелиного меда!

Воин: Все жители Индии ходят с метелочками и подметают дорогу перед собой.

Древний грек: Они очень чистоплотны и по-видимому заботятся о чистоте дорог. Я правильно угадал?

Воин: Ребята! Помогите нам разобраться и скажите прав ли я?

  • как называется эта “шерсть”, что растет на деревьях,
  • что это за чудо растение, сок, которого слаще меда,
  • зачем жители Индии ходят с метелочками?

2 ведущий:

В Индии существует очень жесткое деление общества на варны (касты).

Три варны: Брахманы, кшатрии и вайши, считаются дважды рожденными. А вот четвертая варна – шудры, рожденные один раз… Есть и те, которые в варны не входят - это неприкасаемые.

В “законах Ману”, первого царя Индии, расписаны обязанности всех слоев населения согласно варновому (кастовому) делению.

Я приглашаю капитанов получить конверт № 2 “КТО ЕСТЬ КТО” (работа с текстом)

А) вам предстоит используя свои знания вписать в текст “Законов Ману” пропущенные названия групп населения.

Б) Пронумеруйте их от высших к низшим.

Конверты и ваши бланки с ответами через пять минут вы должны вернуть жюри.

Максимальный балл -10.

Сцена “Дважды рожденные”

Ведущий: Обряд посвящения проводился

  • в детском возрасте для представителей высших Варн – брахманов, кшатриев и вашьев.
  • Был он довольно простым и НЕ сопровождался испытанием физических и духовных качеств человека.
  • Самой существенной его частью было надевание на шею посвящаемому шнура.

Приглашаю по одному представителю от команды. Перед вами 4 шнура. Вам необходимо:

1. Выбрать один из четырех, который принадлежал, по вашему мнению дважды рожденному и объяснить:

А) Легендарное происхождение представителя даной Варны

(т.е. из какой части тела первочеловека ПУРУШИ (или БРАХМЫ) сотворен он);

Б) Какого цвета одежду он обязан был носить.

В) Какие занятия ему приписывались.

Максимальный балл – 10.

Сцена “ГРЕК И ВОИН” (Побеседуем со зрителями, группой поддержки)

Учитель: Сейчас вам предстоит ответить на вопросы воина и грека, указать о каких чудесах идет речь?

Воин: В Китае разводят домашних животных как и в других странах, но удивительное дело, богатейшими людьми, считаются те, кто разводит “домашних червей”. Как вы думаете почему?

(Это тутовые шелкопряды – шелковичные черви, прядущие шелк)

Древний грек: У китайцев правитель был родственником неба. Как его называли и как называлась сама страна Китай?

(Сын Неба, Поднебесная)

Воин: Это единственный памятник, видимый с Луны, его длина 6500 км в длину, его справедливо называют “длиннейшим кладбищем в мире”, напоминает он своим очертанием дракона. Что это за памятник?

(Великая Китайская стена)

Древний грек: Перед вами перечень достижений народов Индии и Китая, помогите мне выбрать те, которые принадлежат Китаю.

(Великая Китайская стена, Конфуции, шелк, рис, бумага, компас, порох, чай)

(Убрать: цифры, шахматы, сахар, буддизм)

3 ведущий: ГРОБНИЦА Цинь Шихуань.

После смерти император Цинь Шихуань был похоронен в грандиозной гробнице.

  • В гробницу поместили 6000 глиняных воинов с настоящим оружием
  • Были убиты все жены, не родившие императору детей.
  • Ремесленники изго-товили точные копии дворцов.
  • Для чего это было сделано?

3 ведущий: Я предлагаю капитанам получить конверт №3 “КРОССВОРДЫ”

Учитель: Пока капитаны работают над кроссвордами прослушайте легенду и стихотворение о строительстве Великой Китайской стены.

Шли на север армии рабов
Шло в неволю множество людей,
Был повсюду слышен визг бичей!
По утесам голым и немым
В зной и холод люди шли и шли,
Было велено построить им
Стену в десять тысяч долгих ли…
Умирали, гибли не от стрел,
Не в бою за близких и родных
Беглецам же был один удел –
Замуровывали в стену их…

В основу легла судьба КРЕСТЬЯНКИ Мэн цзян-нюй, которая 10 лет ждала мужа, отправилась к стене на розыски и не нашла его. Ее ПЛАЧ потряс стену, обвалилась глыба, и обнажился труп заживо замурованного ее мужа.

Слово жюри! Подведение итогов, поздравления и награждения победителей!!!

Презентация 1

Презентация 2

Приложение