Возможности дистанционного обучения в общеобразовательной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Сегодня мы вступили в динамично развивающийся информационный век и всё чаще задаём себе вопрос: какими должны быть система образования в целом и современная школа в частности? Система образования XXI века развивается в условиях радикальных перемен – человек рождается и учится в одном мире, а самостоятельно действовать ему придётся в другом. Поэтому необходимо формировать у обучающихся новые навыки – умение адаптироваться и найти себя в этом мире, умение собирать, анализировать, обобщать информацию и передавать её другим людям. Всё это возможно только при условии активного использования в учебном процессе компьютеров и информационно – коммуникационных технологий.

Так, в нашей школе реализуется три направления с использованием дистанционных технологий: участие в Проекте “Дистанционное обучение детей – инвалидов Челябинской области”, участие в Проекте “Интернет – школа “Просвещение” и оказание дополнительных образовательных услуг в рамках внеурочной деятельности школьников.

Одним из направлений работы школы сегодня является использование дистанционных образовательных технологий с целью реализации прав обучающихся на получение начального, основного и среднего общего образования. Востребованными в Челябинской области являются платные образовательные услуги “Интернет – школы “Просвещение” (http://www.internet-school.ru/pricelist): учебные курсы по предметам школьной программы, тренажёр по подготовке к ЕГЭ, лабораторный практикум. Ресурс может применяться как в классно – урочной системе, так и при полностью дистанционном взаимодействии учащихся и преподавателей.

Физические лица могут: поступить в Интернет – школу для обучения по всем предметам с использованием дистанционных образовательных технологий в полном объёме, поступить в Интернет – школу для обучения в форме экстерната (по итогам обучения выдаётся аттестат среднего (полного) общего образования государственного образца), изучать отдельные предметы в качестве дополнительного образования, подготовиться к сдаче единого государственного экзамена с использованием тренажёров, составленным по материалам ЕГЭ прошлых лет, освоить ряд лабораторных работ по предметам естественнонаучного цикла с использованием практикума удалённого доступа. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте, заполнить договор на оказание услуг, один экземпляр в электронном виде направить в Министерство образования и науки Челябинской области электронной почтой orechova_ii@minobr174.ru.

Вторым направлением использования дистанционных технологий является внеурочная деятельность школьников, получающих домашнее обучение, с целью максимального их включения в образовательный процесс. Такое направление является новым для нашей школы. В рамках Международной научно – практической конференции “Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности” в Златоустовском городском округе” было проведено интегрированное занятие “Я – златоустовец” на английском языке с применением дистанционных технологий. Делегатам конференции опыт школы показался интересным. (Приложение 1)

Интегрированные уроки, в нашем понимании, предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причём процесс не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной самостоятельной деятельности каждого учащегося, т.к. каждый имеет возможность проявить себя в той области, которая ему ближе и применить на практике полученные знания. Такие уроки позволяют чётко осознать: где и каким образом, для каких целей эти знания могут быть применены. Интегрированные уроки – это возможность педагогам работать совместно, в тесном сотрудничестве друг с другом и учениками, в том числе и обучающимся на дому, при решении разнообразных педагогических проблем, создавая условия для проявления определённых коммуникативных умений, являющихся важными компетенциями в современном мире.

Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в России. Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям, созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических достижений представителей других культур. Иностранный язык как учебный предмет открыт для использования содержания из различных областей знаний, содержания других учебных предметов. Овладение иноязычной деятельностью с опорой на межпредметные связи позволяет учитывать индивидуальные особенности и склонности обучаемых, что, безусловно, создает наиболее благоприятный режим для практического использования языка как средства общения. Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку – учить ему как средству общения, ведущим методическим принципом следует назвать принцип коммуникативной направленности. Это означает, что обучение должно строиться таким образом, чтобы вовлекать учащихся в устную (аудирование, говорение) и письменную (чтение, письмо) коммуникацию.

Современная система образования направлена на формирование высоко образованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира, с пониманием глубины связей явлений и процессов, представляющих данную картину. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, особенно получающего обучение на дому, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в формировании у обучающихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.

Интеграция, на наш взгляд, принадлежит к числу дидактических принципов и не будет преувеличением сказать о ней как о важном средстве. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. Интеграция тесна, связана с дифференциацией обучения. Эти процессы и легли в основу создания интегрированных уроков английского языка и курса “Я – златоустовец” как способ обобщения знаний учащихся. Уроки проводятся для учащихся, получающих домашнее обучение, с применением общения через Skype. (План урока в Приложении 2). Работа по данному направлению будет продолжена.

Итак, интеграция, как единая целостная система, является эффективным средством обучения детей на основе более совершенных методов, приемов, форм и новых технологий в учебно-воспитательном процессе. Эта система обучения включает в себя элементы различных элементов, соединение которых способствует рождению качественно новых знаний, взаимообогащая предметы, способствуя эффективной реализации триединой дидактической цели.

Кроме того, интенсифицируя учебный процесс, интеграция способствует снятию перенапряжения, нагрузки, утомляемости учащихся за счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

Интегрированные уроки имеют определенные преимущества:

1) повышают мотивацию, формируют познавательный интерес, что способствует к повышению уровня обученности и воспитанности учащихся;
2) способствуют формированию целостной научной картины мира, рассмотрению предмета, явления с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
3) способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
4) способствуют развитию языковых, лингвистических и др. умений и навыков;
5) позволяют систематизировать знания;
6) способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
7) обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
8) формируют в большей степени общеучебные умения и навыки и рациональные навыки учебного труда;
9) способствуют повышению, росту профессионального мастерства учителя, тат как требуют от него владения методикой новых технологий учебно-воспитательного процесса, осуществления деятельностного подхода к обучению.