Решение сложных педагогических ситуаций с методом активного диалога (дискуссии)

Разделы: Общепедагогические технологии


За несколько дней до проведения дискуссии педагогам дается задание изучить дополнительную литературу по психологии и педагогике по вопросам психологии взаимоотношений: учитель-ребенок, ребенок-родитель, учитель-родитель. Каждому участнику выдаются памятки по правилам ведения спора и памятка участника дискуссии.

Цель:

  • Выработка правильной позиции педагогов по проблеме воспитания и обучения детей, вопросам работы с родителями.

Задачи:

  • Развивать видение путей решения различных коррекционно-педагогических проблем;
  • Учиться научному обоснованию принимаемых решений;
  • Повышать стремление педагогов к самореализации и к возможности проводить личную самопрезентацию.

1. Вводная часть.

Ведущий во вступительном слове рассказывает педагогам, какие бывают виды ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, ситуации-оценки, ситуации-проблемы, о маркерах этих ситуаций) и о методах решения педагогических ситуаций

2. Интеллектуальная разминка.

Педагогам предлагается по одному вопросу с вариантами ответов на них. Задание: обосновать свой ответ.

Ситуация 1: В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, родитель заявляет вам: “Я не думаю, что вы, как педагог, сможете чему-то научить моего ребенка ”.

Ваша реакция: Ваше дело – учиться, а не учить учителя; Может быть, вам лучше перейти в другой детский сад или заниматься у другого логопеда?; Вам просто не хочется заниматься с ребенком; Мне интересно знать, почему вы так думаете; Давайте поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит вас на подобную мысль.

Ситуация 2: Учитель-логопед дает домашнее задание, а родитель не хочет его выполнять и при этом заявляет: “Я не буду заниматься, это ваша работа!” – Какой должна быть реакция учителя?

Ваша реакция: Не хотите – заставим!; Для чего же вы тогда пришли ко мне?; Тем хуже для вашего ребенка, пусть остается картавым. Ваше поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос; Вы отдаете себе отчет в том, чем это может грозить вашему ребенку?; Не могли бы вы объяснить, почему?; Давайте сядем и обсудим – может быть, вы и правы.

Ситуация 3: Родитель разочарован учебными успехами своего малыша, сомневается в его способностях и в том, что ребенку когда-либо удастся как следует понять и усвоить речевой материал, и говорит учителю-логопеду: “Как вы думаете, удастся ли Мише когда-нибудь улучшить речь и не отличаться от остальных ребят в группе?” – Что должен на это ему ответить учитель?

Ваша реакция: Если честно сказать – сомневаюсь; О, да, конечно, в этом вы можете не сомневаться; У Миши прекрасные способности, и я связываю с ним большие надежды; Почему вы сомневаетесь в собственном ребенке?; Давай поговорим и выясним проблемы; Многое зависит от того, как мы с вами будем работать.

Ситуация 4: Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают ребенку”, – говорит родитель учителю-логопеду и добавляет: “Я вообще думаю бросить занятия”. – Как на это должен отреагировать учитель?

Ваша реакция: Перестаньте говорить глупости!; Ничего себе, додумались!; Может быть, вам найти другого логопеда?; Я хотела бы подробнее знать, почему у вас возникло такое желание?; А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?; Может быть, проблему можно решить как-то иначе?.

Ситуация 5: Родитель говорит учителю-логопеду: “Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)”. – Как следует на это отреагировать учителю?

Ваша реакция: Ну вот, опять!; Не кажется ли это вам проявлением безответственности?; Думаю, пора начать относиться к делу серьезнее; Я хотела бы знать, почему?; У вас, вероятно, не было для этого возможности?; Как думаете, почему я каждый раз напоминаю вам об этом?

Ситуация 6: Родитель в разговоре с учителем-логопедом говорит ему: “Я хотел бы, чтобы вы относились к моему ребенку лучше, чем к другим детям”. – Как должен ответить учитель на такую просьбу мамы?

Ваша реакция: Почему это я должна относиться к нему лучше, чем ко всем остальным?; Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!; Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как вы; Я хотела бы знать, почему я должна особо выделять вашего ребенка среди остальных ?; Если бы я говорила, что люблю вашего ребенка больше, чем других детей , вы бы чувствовали себя от этого лучше?; Как вы думаете, как на самом деле я отношусь к вашему малышу?.

Ситуация 7: Родитель, выразив учителю-логопеду свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения его ребенком преподаваемого материала, говорит: “Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?” – Что должен на это ответить учитель-логопед?

Ваша реакция: У вас, как мне кажется, комплекс неполноценности; У вас нет никаких оснований для беспокойства; Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы; Давайте подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить; Я не готова сейчас дать вам точный ответ, мне надо подумать; Не волнуйтесь, и у моего ребенка в свое время ничего не получалось.

Ситуация 8: Ребенок, явно в плохом настроении демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей, говорит: “Я не хочу заниматься вместе с ним”. – Как на это должен отреагировать учитель?

Ваша реакция: Ну и что?; Никуда не денешься, все равно придется; Это глупо с твоей стороны; Но он тоже не захочет после этого заниматься вместе с тобой; Почему?; Я думаю, что ты не прав.

Ситуация 9: Родитель говорит учителю-логопеду: “Мне не нравится, как вы ведете занятия”. – Каким должен быть ответ учителя?

Ваша реакция: Это – плохо; Вы, я думаю, в этом не разбираетесь; Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий, ваше мнение изменится; Почему?; А что вы сами можете предложить?; На вкус и цвет товарища нет.

Ситуация 10: Родитель на консультации неожиданно говорит учителю логопеду: “Вы выглядите очень усталым и утомленным”. – Как на это должен отреагировать учитель?

Ваша реакция: Я думаю, что с вашей стороны не очень прилично делать мне такие замечания; Да, я плохо себя чувствую; Не волнуйтесь обо мне, лучше на себя посмотрите; Я сегодня плохо спала, у меня немало работы; Не беспокойтесь, это не помешает нашим занятиям; Вы – очень внимательный, спасибо за заботу!

3. Педагоги делятся на две команды, каждой команде предлагается тезис, по которому они должны высказать свое мнение. Главный вопрос, на который должны ответить команды: почему я так считаю?

Педагоги другой команды могут задавать вопросы и высказывать свое мнение.

– Л.Н.Толстой говорил, что воспитание детей есть только самосовершенствование воспитателя. Насколько современны его слова?
– Один учитель-историк сказал: “Интеллигентность спасет школу”. А спасет ли интеллигентность детский сад?

(педагоги обсуждают проблему в течение 10 минут, затем представители команд выступают с сообщениями о результатах коллективной работы над ситуацией). По ходу выступлений представителей команд осуществляется дискуссия

4. Командам предлагается следующая ситуация:

Леночка,1 год 7 месяцев, подошла к буфету. Ее заинтересовал блестящий ключ, вставленный в замочную скважину. Она начала его крутить, он упал на пол. Услышав это, мать отняла ключ, отшлепала дочку, пригрозила ей. Девочка горько заплакала. В конфликт вмешалась бабушка. Мать оправдывалась: “Должна же она слушаться”.

Задания:

Первой команде: решить проблему с помощью метода экспертных оценок (оценка ситуации с разных точек зрения (психологической, педагогической, социальной);

Второй команде: решить проблему с помощью метода антиципации (предвосхищение положительных и отрицательных результатов моделирования педагогического процесса).

5. Ведущий объясняет задание: Для выявления причин непонимания между родителями и педагогами опросили и педагогов, и родителей.

Первая команда – педагоги, вторая команда – родители, отвечают на вопрос: “В чем причина непонимания родителей и педагогов?”

Примерные ответы команд:

По мнению педагогов: родители идеализируют своих детей, не могут объективно оценить уровень их развития, не хотят видеть недостатков; равнодушны к своим детям и детскому саду; перекладывают ответственность за развитие своего ребенка на д\с; низкий уровень пед. компетентности родителей.

По мнению родителей: невнимание к детям со стороны педагогов; педагоги не демонстрируют работу с детьми в полном объеме; много негативного и мало хорошего говорят о ребенке; предоставляют мало практической информации.

Затем педагоги активно обсуждают новые формы работы с родителями.

6. Ведущий: А теперь, после такой продуктивной и напряженной работы – несколько минут отдыха. (Ведущий предлагает педагогам цветовой ряд, рассказывает о хромотерапии, о значении каждого из основных цветов). Затем предлагает выполнить упражнение: “Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза, минуту последите за дыханием. А теперь отметьте место в своем теле, в котором испытываете дискомфорт. Представьте, что на вдохе в это место вы вдыхаете белый или золотой цвет, а выдыхаете всякую грязь. Так дышите пару минут. Откройте глаза. Удалось ли увидеть цвет? Что чувствовали?”

7. Подводится итог коллективной работы.

  • Такая работа не позволяет замыкаться в рамках своей профессии, делает активным процесс саморазвития каждого педагога, повышая знания по психолого-педагогическим вопросам;
  • Педагоги учатся рассуждать, высказывать свое мнение, подкрепляя его фактами, внимательно выслушивать мнение других.
  • Совершенствуется умение вести диалог, задавать вопросы, корректно отвечать на них, соблюдать речевой этикет.

Приложение.