Цели:
- образовательная: ознакомить учащихся с новым историческим материалом; продолжить развивать умение выстраивать причинно-следственные связи, давать характеристику историческим явлениям и понятиям, анализировать и обобщать статистическую, картографическую и визуальную информацию, давать оценку историческому явлению.
- развивающая: развивать аналитические навыки, навыки работы с разнообразной исторической информацией, умение формулировать собственное отношение к историческим явлениям, при оценке исторических событий и явлений использовать знания из смежных наук.
- воспитательная: воспитывать культуру дискуссии, умения выслушать собеседника и привести свои аргументы; воспитывать культуру взаимоотношений при работе в паре, в коллективе; способствовать становлению гуманистических ценностей и взглядов учеников.
Тип урока: традиционный, урок-лекция с элементами эвристической беседы и групповой работы.
Формы работы: фронтальная, парная, групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый с элементами эвристической беседы.
Оборудование и материалы: проектор и персональный компьютер, презентация PowerPoint, видеоматериалы, иллюстрации, вспомогательный раздаточный материал.
Организационный момент.
Вводное слово учителя: “На прошлых уроках мы с вами много говорили о тех противоречиях, которые накопились в России в начале XX в. Плотина недовольства прорвалась вначале в 1905 г. – в I Русскую революцию и окончательно смыла старую систему в 1917 г. Однако, были ли преодолены старые противоречия? Нет. Напряжение в стране нарастало с новой силой. К чему-то это должно было привести.
Итак, цель нашего сегодняшнего урока – выяснить, почему в России стала возможна Гражданская война, что это такое и какие уроки она нам несёт? Для ответа на эти вопросы мы поставим перед собой следующие задачи: рассмотрим шаги по установлению большевистской диктатуры, основные этапы и силы Гражданской войны, сформулируем её итоги и уроки. Но прежде проверим домашнее задание и вспомним, как начиналась революция февраля 1917 г.”.
Проверка домашнего задания.
1. Блиц-опрос по теме “Февральская революция 1917 г.”.
А) Когда началась Февральская революция 1917 года? Основные события. (17 февраля – локаут на Путиловском заводе, 30 тыс. человек остались без средств к существованию, начинаются забастовки; 23 февраля (по старому стилю – 8 марта) – демонстрации женщин-работниц в международный женский день, 27 февраля посланные на усмирение войска переходят на сторону восставших, толпа захватывает арсенал и вооружается, образуется первый революционный орган власти – Петроградский Совет).
Б) Когда был создан Петросовет? 27 февраля 1917 г.
В) Какие слои были социальной базой Петросовета? В первую очередь, рабочие и солдаты (поэтому он назывался Совет рабочих и солдатских депутатов, а также матросы и крестьяне), т.к. изначально в состав входили в основном эсеры и меньшевики.
Г) Кто был председателем Петросовета? Чхеидзе Николай Семёнович, меньшевик.
Д) Когда было создано Временное Правительство? Кто был его председателем? 3 марта 1917 г., председателем стал князь Львов Георгий Евгеньевич (земгоровец).
Е) Какие слои были социальной базой Временного Правительства? Буржуазия, обуржуазившиеся помещики, высшая интеллигенция (изначально в состав входили в основном кадеты и октябристы).
Ж) Почему это правительство называлось “временным”? Оно называлось временным потому, что будущее государственное устройство и все основные вопросы революции должно было решить Учредительное Собрание, а до его созыва как орган власти утверждалось Временное Правительство.
З) Что такое Учредительное Собрание и зачем оно было нужно? Это название выборного органа (вроде Земского Собора), который планировали созвать с целью определения государственного строя, формы правления и формы административно-территориального устройства и принятия основных законов (конституции) страны. Несколько человек – будь то Временное Правительство или Петросовет – не могли решить будущее страны. Чтобы власть стала законной – легитимной – её должны были выбрать всем народом.
И) Когда Николай II отрёкся от престола? 2 марта Николай II подписал акт отречения от престола за себя и своего сына, именно эта дата считается датой падения самодержавия в России.
К) Что такое двоевластие? Двоевластие — это действие параллельных общественных систем в России в период между Февральской и Октябрьской революциями: официально власть была признана за Временным Правительством, а силы было больше у Петросовета, поэтому сформировалось два центра власти с противоположными позициями (т.к. ВП – либералы, а ПС – социалисты).
2. О том, какие события происходили весной-осенью 1917 г., об отношениях Временного Правительства и Петросовета нам расскажет <имярек> и попробует ответить на вопрос, осталась ли в России к октябрю 1917 г. демократическая альтернатива и была ли неизбежна ещё одна революция (выступление специально подготовленного учащегося на тему: “Россия от Февраля к Октябрю 1917 г.”).
3. Дискуссионный вопрос классу: Вы согласны с мнением вашего одноклассника? Как вы думаете, осталась ли в России к октябрю 1917 г. демократическая альтернатива и была ли неизбежна ещё одна революция? (мини-дискуссия среди учащихся).
Мы можем сделать с вами общий вывод: какие-то решительные действия осенью 1917 г. были необходимы и с каждым днём эта необходимость назревала ещё больше, и поскольку позиции сторон были противоположными, а официальные органы власти так и не смогли их примирить, Россия неумолимо приближалась к одной из самых трагичных страниц в своей истории – Гражданской войне.
Формулирование темы урока: Давайте запишем тему (СЛАЙД 1): “Становление большевистской диктатуры и Гражданская война в России”.
Введение нового материала по теме
1. Ознакомление с информацией по теме “Становление большевистской диктатуры” (СЛАЙДЫ 2-6) => последовательный рассказ учителя и фиксирование в тетрадях учащимися следующих событий:
- 25 октября 1917 г. – октябрьский переворот (также кратко раскрывается основное содержание декретов “О мире” и “О земле”) (СЛАЙД 2)
- 12 ноября 1917 г. – выборы в Учредительное Собрание (СЛАЙДЫ 3-4). Вопрос к Слайду 4: Представители какой партии набрали большее количество голосов? Почему? Что в таком случае могли предпринять большевики?)
- 5 января 1918 г. – созыв Учредительного Собрания (СЛАЙД 5)
- 6 января 1918 г. – разгон Учредительного Собрания (СЛАЙД 6)
(СЛАЙД 7) => учитель вместе с учащимися делает вывод о неизбежности Гражданской войны после указанных ранее событий.
2. Ознакомление с информацией по теме “Гражданская война в России”
(СЛАЙД 8) Учащиеся вместе с учителем формулируют определение Гражданской войны и записывают в тетрадь.
(СЛАЙД 9) Учащиеся вместе с учителем рассматривают схему “Различные точки зрения на начало Гражданской войны, объясняют, какие события взяты за точку отсчёта в каждой из них, выбирают наиболее оптимальный вариант (здесь мнения учащихся могут разделиться, главное – чтобы они могли доказать своё выбор).
(СЛАЙД 10) Обсуждение и запись в тетрадях периодизации Гражданской войны. Здесь учитель выдаёт учащимся заполненные таблицы: “Гражданская война” (заполненная таблица с периодизацией и содержанием каждого периода – см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1) и организует работу с таблицей (пояснение новых понятий, определение враждующих сил, их социальной базы и политики, расположение на карте и т.д.).
СЛАЙД 11: Объяснение и запись понятия “Интервенция”.
СЛАЙД 12: Работа с картой “Установление советской власти в России. Гражданская война и интервенция (1918 – 1920 гг.)”. Определение на карте мест высадки интервентов и объяснение причин и целей интервенции. Территориально-географическое определение “белого”, “красного” и “зелёного” лагерей Гражданской войны. (СЛАЙД 13) Рассмотрение карикатурной карты Гражданской войны в России, представленной со стороны “белых”; ответ на вопрос: Как поменялось отношение на карте к “интервентам” (изображаются как союзники и помощники)? Можно ли по одежде интервентов определить, из какой они страны? (учащиеся отвечают, рассматривая карту) О каком отношении к противнику со стороны белых говорит данная карикатурная карта? (учащиеся формулируют, что белые недооценивали большевиков, считали их “лапотниками”, безграмотными “ваньками”).
На основе рассмотренных карт и рассказа учителя учащиеся постепенно в тетрадях фиксируют схему расстановки сил в Гражданской войне. (См. СХЕМУ в ПРИЛОЖЕНИИ 2).
Характеристика схемы.
Белое движение:
1) Южное направление: сначала возглавили М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов, А.М. Каледин – основатели Добровольческой армии, которая была наиболее многочисленной и организованной силой белого движения и проводила самые масштабные операции, в том числе наступление на Москву (весной-летом 1919 г.) – уже во главе с А.И. Деникиным, который создал т.н. ВСЮР = Вооружённые Силы Юга России.
2) Следующий очаг сопротивления – на востоке страны (Поволжье, Урал, Сибирь). 25 мая 1918 г. произошёл мятеж чехословацкого корпуса (корпус стал вооружённой основой белого движения на востоке России). Политическая основа – перемещение в Самару, а затем в Сибирь бывших членов Учредительного Собрания, создавших Комуч (Комитет Учредительного собрания). Одновременно в Омске под руководством П.В. Вологодского создаётся Временное Сибирское Правительство. Таким образом антибольшевистские выступления на востоке страны возглавили сначала Комуч, потом – Уфимская Директория (Н.Д. Авксентьев), а затем – когда они доказали свою неэффективность – А.В. Колчак, которого в результате военного переворота 18 ноября 1918 г. объявили Верховным правителем России.
3) Против большевиков также выступили казачьи формирования: Оренбургское (атаман А.И. Дутов), Семиреченское, Забайкальское (атаман Г.М. Семёнов), Амурское казачьи войска.
4) На севере сопротивление большевикам оказывали организованные отряды генерала Миллера
5) На северо-западе активную деятельность развернул генерал Н.Н. Юденич, главной целью которого был захват революционного Петрограда.
6) Это далеко неполный перечень антибольшевистских сил. Дело в том, что Гражданская война в России неразрывно связана с понятием “интервенция” (СЛАЙД 13 – учащиеся записывают понятие в тетрадь). И бывшие союзники, и бывшие противники воспользовались военно-политической слабостью революционной России, внутренними раздорами в стране и развернули активную деятельность по вмешательству во внутренние дела России. Не последнюю роль в этом сыграл сепаратный мир с Германией, подписанный 3 марта 1918 г. в Брест-Литовске большевиками (по которому были аннулированы все союзнические обязательства России, также Россия вынуждена была выплатить Германии большую контрибуцию золотыми царскими червонцами и уступить значительные территории на Западе) (учащиеся фиксируют дату и событие в тетради).
(СЛАЙД 11 – 12, учащиеся рассматривают слайды и указывают географические точки, куда высадились десанты интервентов и их государственную принадлежность, и затем вместе с обобщающим словом учителя фиксируют записи в тетрадь). Таким образом,
Бывшие противники.
а) германские и австро-венгерские войска заняли Украину, часть европейской России и Прибалтику;
б) Османская империя вторглась в Закавказье;
в) Финляндия под влиянием Германии вторглась в русскую Карелию (белофинны).
Бывшие союзники.
а) Север – войска Великобритании, Франции, Канады, США;
б) Закавказье – войска Великобритании;
в) Юг – войска Великобритании, Франции, Греции;
г) Бессарабия – войска Румынии;
д) Дальний Восток – войска Японии и США.
Интервенты активно помогали белому движению, выступали за свержение власти большевиков.
7) Кроме того, не надо забывать, что Российская империя была многонациональным и многоконфессиональным государством. Условия Гражданской войны активизировали деятельность националистических сил на национальных окраинах России (Украина – Петлюра, Средняя Азия – Юг = басмачи, Север=Алаш-Орда, Азербайджан – мусафатисты, Армения – дашнаки). По своему характеру это были национально-буржуазные восстания – то есть за образование независимых капиталистических государств европейского типа. Нельзя забывать и о Польше Юзефа Пилсудского, борьба с которым вылилась в целую Советско-Польскую войну 1920-го года – на завершающем этапе Гражданской войны.
Далее учитель ставит перед классом задачу: рассмотреть основные силы Гражданской войны по плану и ответить на вопрос: почему красные победили, а белые проиграли. Организуется совместная работа учителя и учеников, которым раздаются шапочки таблиц с критериями их заполнения (СМ. план в ПРИЛОЖЕНИИ 3).
(СЛАЙДЫ 14 - 17). Заполняется графа “Лидеры”. Специально подготовленные учащиеся делают мини-сообщения по 1,5 минуты о В.И. Ленине, Л.Д. Троцком, В.А. Колчаке и А.И. Деникине).
(СЛАЙДЫ 18 - 19). Учащиеся рассматривают изображения на слайдах, обсуждают и заполняют в своих тетрадях графу “Социальная база”.
Исходя из социальной базы и рассмотренных изображений, учащиеся вместе с учителем формулируют цели каждой из сторон и заполняют графу “Цели”.
(Слайды 20 - 30). Учащиеся фиксируют основные мероприятия большевиков (заполняют графу “Мероприятия”), рассматривают картины, плакаты и изображения на слайдах, формулируют вывод: основное средство политики большевиков – террор, поскольку большевики = красные, следовательно это “красный террор”.
(СЛАЙДЫ 31 - 33) Учащиеся фиксируют основные мероприятия белых (заполняют графу “Мероприятия”), рассматривают изображение на слайде, формулируют вывод: основное средство политики белых – тоже террор, но поскольку это были белые, значит основное средство – “белый террор”.
Учащиеся делают общий вывод, что и там, и там главным средством было насилие (заполняют графу “Средства”).
Учитель ставит перед учащимися проблемный вопрос: А как это воспринималось и переживалось снизу, со стороны народа? Давайте обратимся к творчеству оного из наиболее ярких писателей того времени, который очень тонко смог донести до нас всю трагедию тех событий – М.А. Шолохов. Для того, чтобы погрузиться в то время, я предлагаю вам посмотреть видеоклип на песню “Русские рубят русских” группы “Любэ”, сделанный на фрагменты фильма “Тихий Дон”, как раз по роману М.А. Шолохова (учащиеся смотрят видеоклип – ПРИЛОЖЕНИЕ 4, после просмотра – секунд пять – просто пауза, тишина – для более глубокого впечатления). Это самое страшное, когда война идёт внутри народа, брат идёт на брата, сын – на отца. Дома вы прочитали рассказы “Жеребёнок” и “Родинка”. О чём эти рассказы? (отдельные учащиеся высказываются по желанию)
(СЛАЙД 36) Учитель указывает на наличие ещё одной силы, которая в истории получила название “Зелёные”. Учащиеся фиксируют в тетрадях имена лидеров. Специально подготовленный учащийся делает мини-сообщения о Н.И. Махно.
Закрепление нового материала.
1. Работа в группах с заданиями. (СЛАЙД 37) Учитель ставит перед учащимися задачу, раздаёт конверты с необходимым материалом (ПРИЛОЖЕНИЕ 5), ватманы, листы А4 красной, белой и зелёной бумаги, клей, фломастеры, ножницы.
2. Представление результатов своей работы учащимися (От каждой команды выходят по 3 человека – двое держат плакат, третий рассказывает). Обсуждения вопроса о причинах победы красных и поражения белых в Гражданской войне. Учитель ставит проблемный вопрос: “Можно ли вообще говорить о победе в ГРАЖДАНСКОЙ войне?” Учащиеся высказываются.
Заключительный этап урока
- Выставление учащимся отметок за урок в журнал. (СЛАЙД 38)
- Учащиеся записывают домашнее задание.
Учитель благодарит учащихся за урок.