"Нескучная режиссура компетентностного обучения"

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Мой конь притомился, стоптались мои башмаки.
Куда же мне ехать, скажите мне, будьте добры.
- На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь…
Б. Окуджава

До тех пор, пока свет не зажжётся внутри нас. Для меня этим светом являются дети. Мои ученики…

Нравственное одичание в век безмерных возможностей технического прогресса опасно для человечества. Школа – один из тех государственных институтов, который (хотим мы этого или не хотим) в ответе за уровень духовного развития человека и общества. Поэтому технологии обучения должны быть обращенык личности ученика, направлены на самоопределение ребёнка, личностный выбор, обретение себя, работу над собой, соотнесение себя и требований внешнего мира, осознание достигнутого и желаемого в себе, на конструирование автономного внутреннего мира школьника, на поиски “точки Архимеда в себе самом”.

Что значит “нескучная” и при чём здесь режиссура? Нескучная – это когда ученик добровольно “проживает”, осмысливает, встраивает в свой опыт необходимый материал, а не “проходит” или “отсиживает”. Кто такой режиссёр? Тот, кто всё придумал, чьё имя есть в титрах, но кого нет на экране. Другими словами, “прячу дидактику”, делаю её незаметной, а ребёнка выдвигаю на первый план, на главную роль, чтобы он раскрылся, реализовался, самоопределился, “расцвёл”. Стараюсь активизировать деятельность ученика, а не свою. Свою (учительскую) – во время подготовки занятия. А высвободившееся время трачу на наблюдения за тем, что происходит на занятии с каждым в отдельности и со всеми вместе, делаю для себя открытия, чтобы двигать учащихся дальше по пути формирования тех самых универсальных учебных действий (УУД).

Что значит компетентностное занятие? Пытаюсь так организовать взаимодействие, чтобы у учащихся развивались одновременно все ключевые умения, составляющие личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия, чтобы происходило выращивание своего “я”. Выращивание базовых, универсальных способностей (самооценки, рефлексии, видов понимания, разумной речи и т.д.)

Что значит глоссарий ФГОС и его превращение в нормальную школьную жизнь учеников? На мой взгляд, самые важные слова ФГОС второго поколения - универсальные учебные действия (УУД) и ключевые компетенции. В моём понимании – это сформированное умение учиться, развиваться и совершенствоваться самостоятельно.

Что же такое “нормальная жизнь ученика”, каким нормам она должна соответствовать? Психофизическим качествам, присущим каждому возрасту, чтобы дети могли двигаться, предполагать и располагать, по – своему понимать. В связи с этим стараюсь на занятии дать учащемуся реальную возможность духовно обогащаться: думать, высказывать свои предположения, ошибаться, действовать, узнавать, удивляться, рисковать, проверять, снова предполагать… в конечном итоге - жить. Другими словами, инициирую активную деятельность самого ребёнка в меру его индивидуальных непосредственных переживаний и возрастных особенностей. Это позволяет мне сохранить каждого ребёнка как человека, говорящего другим людям, слушающего других людей, действующего вместе с другими людьми. Ведь школьник – не объект воздействия, а личность, достойная диалога. Образно говоря, “ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь”. И тогда он выберет не “притянутую за уши”, а добровольно выбранную собственную траекторию развития.

Как всего этого добиться? Секрет – в успехах детей, в их ощущении роста, движения, достижения. Вчера не понимал – сегодня понял. Вчера не умел – сегодня научился. Вот где радость! Поэтому “отвыкаю” постоянно командовать, всё контролировать (вдруг кто-то неправильно понял или не так скажет). Ведь расплата за наше учительское недоверие - детское равнодушие. Доверяю ребёнку. Так организовываю занятие, чтобы ученики не отсиживались, а проявляли себя как люди, партнёры, команда и через это взаимодействие выходили на собственное личностное понимание и учебного материала, и людей вокруг, и себя самих.

Каждый урок и внеурочное занятие наполняю подлинными делами. Такими заданиями, которые позволяют учащимся стать исследователями и совершать именно свои открытия. Вот некоторые из них.

На уроках часто использую групповую форму работы. Однако заранее об этом не объявляю. При делении на группы возникает непроизвольный интерес учащихся и к самому процессу дележа, связанному с каким-либо игровым действием: при помощи считалки, жеребьёвки, разрезанных открыток. Это помогает избежать склок при делении на команды. В малой группе - 3–6 человек.

Например, урок литературы в 5 классе. Тема: “Сюжет и композиция художественного произведения. Элементы сюжета”. Задание не просто прочитать и пересказать или законспектировать статью учебника (трудно и скучно!), а выписать на листочек ключевые слова, соответствующие теме урока. Следующий этап – каждому ключевому слову дать определение. Получается, дети ещё раз “пробегают” текст и невольно осмысливают его, даже самые “слабые”. Следующий этап - передают свой листочек в соседнюю группу (по кругу). Каждая группа, пользуясь листочком, как шпаргалкой, готовит групповой пересказ. Слушают пересказы с интересом: сумеет ли группа воспользоваться шпаргалкой, что упустили, а что добавили? Учебники при этом закрыты. Далее открывают учебники и ищут, есть ли что – то важное, не прозвучавшее в пересказах. Оказывается, все или почти все усвоили теоретический материал. Далее предлагаю “прожить” сюжет, все его элементы: завязку, развитие действия, кульминацию, развязку при помощи, например, пантомимы “Муки творчества композитора (писателя, архитектора, скульптора…”. Кстати, попутно группы выясняют, что такое пантомима (толковые словари всегда под рукой!). Время каждого этапа строго регламентирую и слежу по часам. Так, как реке берега, каждому этапу очень нужны временные рамки, чтобы возникло течение мыслей, чувств, находок. Ограничивается время – увеличивается темп, нет времени “на раскачку”. Для поддержания азарта объявляю, что осталось 60 секунд, 30, 15, потом 5 и, наконец: “Стоп!”. Так не провозглашаю, а на деле показываю, что надо дорожить каждой секундой.

Мини – спектакли на тему: “Муки творчества композитора” дети ставили и смотрели заинтересованно. А какова же версия соседней группы? Сумела ли она выдержать все элементы сюжета? Другими словами, результаты должны быть сравнимы. А то, что, условно говоря, “ответы” были вариативны – замечательно. Вариативность делает процесс обучения радостным и увлекательным. Ребята справились: в миниатюрах прослеживались все элементы сюжета. И сделали они всё сами. И задания им кажутся совсем не трудными, так как “выдаются” небольшими порциями.

Часто меняю состав малых групп, придумывая каждый раз новые игровые способы деления. Не боюсь, что в одной группе порой оказываются “слабые” ученики (кому-то приходится стать лидером!), или“сильные” и “слабые” (“слабые” обязательно спишут!). А может быть, именно это откроет им глаза на то, что отличник - не обязательно зануда и зазнайка. Стараюсь, чтобы в рамках одного занятия ребята получали возможность поработать в окружении сильных и блеснуть в окружении слабых! Тогда возникает умение выручать и поддерживать друг друга, работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение других, оценивать свои и чужие действия; исподволь накапливаются знания, которые творчески перерабатываются и представляются. Иными словами, формируются универсальные учебные действия.

Опыт свидетельствует: очень эффективен такой вид работы, как конкурс шпаргалок. Да – да! Тех самых, с которыми мы постоянно боремся, особенно на контрольных. Кстати, уверена: контрольные (конечно, не министерские или административные, которые являются внешней экспертизой!) - не только способ проверки знаний, но и для некоторых - повод наконец – то узнать то, что уже давно все знают. Мало найдётся людей, которые хоть раз в жизни не писали шпаргалок. Я в этом плане не исключение. Почему же не использовать познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные возможности этого вида работы? Ведь громоздко, однообразно и скучно звучит задание “Составить конспект”. А вот конкурс шпаргалок предполагает соревновательность, творчество, в конечном итоге – усвоение знаний в игровой форме, умение концентрироваться, находить нужную информацию, анализировать теоретический материал, выделять главное в нём, располагать его в логической последовательности и на ограниченном пространстве (лаконично!). Вот вам и сформированное умение конспектировать! А ещё и публичную защиту своей шпаргалки надо подготовить, проиллюстрировать примерами, связанными с жизненными ситуациями! Вот где кипит работа ума! Вот где параграф учебника осваивается, “обживается” вдоль и поперёк! Самое же главное - необычность работы, эмоциональный настрой является дополнительным средством мотивации детей к учению и исподволь формируются все те же универсальные учебные действия, коммуникативные в том числе (это к тому, что формирование коммуникативных компетенций почему – то вменяется в обязанность только учителей русского языка?!?).

Не редкость в моей практике контрольные, которые сами дети готовят, проводят и проверяют. Например, домашнее задание: “Составить словарный диктант”. Учащиеся хорошо знают, сколько слов должно быть в диктанте, методику проведения, критерии оценки. Но сначала устраиваем “читку” диктанта. Класс на слух определяет, нет ли лишних, “неизученных” слов, соответствует ли количество слов требованиям, “членораздельно” ли диктует новоиспечённый учитель. Если сам автор не может прочесть слова, ну что ж, придётся ему ещё поработать, разборчиво написать, порепетировать и вот тогда и сможет он выступить в качестве учителя. А если и с “контингентом” слов всё в порядке, и с речью, текст диктанта утверждается самими детьми, и автор с гордостью выходит к учительскому столу, чтобы выполнить предназначенную ему миссию.

К такому заданию дети относятся серьёзно и ответственно. Наблюдая за поведением учащихся, убедилась, что к настоящей игре, когда им по – настоящему доверяют, и подростки, и старшеклассники относятся серьёзно.

Приведённые примеры помогают мне “разбудить” внутренние мотивы учебной деятельности: познавательный интерес к изучаемому материалу, к процессу обучения, желание найти объяснение непонятным явлениям языка или литературы. А это способствует решению не только частно предметных задач, но и позволяет формировать универсальные учебные действия.