Выбор профиля обучения

Разделы: Школьная психологическая служба


“Переходный возраст –
возраст врастания в культуру”.
(Э. Шпрангер)

На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это - развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса.

В настоящее время хорошо зарекомендовала себя такая форма деятельности профконсультанта как индивидуальная, так и групповая профконсультация.

Групповая диагностическая консультация включает три этапа. На первом - профконсультант объясняет цель консультации, гарантирует неразглашение (без согласия консультируемых) сведений, которые будут получены в ее процессе, излагает необходимый теоретический материал.

Второй этап - проведение собственно диагностической процедуры. Консультируемым объясняют правила заполнения анкет относительно выполнения психодиагностических методик и инструктируют их. После завершения работы консультант помогает учащемуся подсчитать результаты.

На третьем, заключительном этапе, полученные результаты интерпретируются с позиции успешности учебной и профессионально деятельности. По мере возможности даются рекомендации общего плана. Если самостоятельная обработка результатов исключена, то этот этап консультации переносится на следующую встречу.

К тому же, потребность в проведении этой формы профконсультации не становится меньше, а наоборот, имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Она привлекательна для молодёжи хотя бы потому, что минимизирует авторитарный стиль взаимоотношений, позволяет детально разобраться в своих интересах, склонностях, способностях.

В её рамках человеку не навязывается готовое решение интересующей его проблемы, он формирует его сам, учитывая (или не учитывая) все приведённые специалистом аргументы.

Проблема профориентации является педагогической по методам,  социальной по содержанию, экономической по результатам и государственной по масштабу. Она имеет различные аспекты: экономический, социальный, психологический, медико-физиологический, педагогический.

В связи с этими задачами можно выделить основные направления профориентационной работы лицея:

1. Профессиональное просвещение.

2. Формирование общественно-значимых мотивов выбора профессии, развитие устойчивого интереса к профессиям.

3. Изучение индивидуальных психологических особенностей школьников в целях профориентации.

4. Консультации по вопросам выбора профессии, продолжения образования.

Выдающиеся представители педагогики А.В.Луначарский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский обращали внимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должна присутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать до уровня “духовной потребности”, связанной с вдохновением, творчеством, моральной чистотой, осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются черты, как нравственного взросления, так и волевой целеустремленности.

Возрастные особенности, оказывающие влияние на профессиональное самоопределение подростков

Биологические особенности развития в подростковом возрасте

В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Подростковый период – это переходный этап от детского развития к взрослой стадии онтогенеза. Это возраст, в котором биологические изменения обуславливают перестройку всего организма, переход от детской к зрелой взрослой форме, достижение половой зрелости, связанное с созреванием репродуктивных функций. Баланс корково-подкорковых отношений изменяется в сторону подкорковой активности, преобладанию возбуждающих влияний и ослаблению тормозных процессов. Это связано с процессом полового созревания, которое протекает под контролем ЦНС и желез внутренней секреции, повышенная активность гипоталамуса оказывает влияние на соотношение корковых и подкорковых структур мозга. (Л.С. Выготский, 2002, стр.19) Биологическое развитие подростков во многом зависит от социальных и культурных условий достижения социальной зрелости. Подростковое развитие целостно и взаимообусловлено и является природным и социальным феноменом. (Л.С. Выготский, 2002; стр.755).

Особенности аффективной сферы подростка

В подростковый и юношеский период происходит бурное развитие эмоциональной сферы. Центральным образованием в сфере чувств подростка становится “чувство взрослости”. Для подросткового возраста характерны: резкая смена настроений и переживаний, повышенная возбудимость, импульсивность, чрезвычайно велик диапазон полярных чувств. Тест на темперамент Айзенка можно пройти на сайте: http://www.psyq.ru/test/temperament_test.html, где будет сразу построен круг Айзенка.

Типы нервной системы лежат в основе четырех типов темперамента.

Меланхолик. Слабый тип, характеризуется слабостью процессов торможения и возбуждения.

Холерик. Сильный, неуравновешенный тип. У него сильный процесс возбуждения и относительно слабое торможение.

Сангвиник. Сильный, уравновешенный, подвижный тип.

Флегматик. Сильный, уравновешенный, но с инертными процессами.

Общий рост личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самопознания, новый опыт общения со сверстниками – все это ведет к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний, таких как сочувствие, чужому горю, способность к бескорыстию. При переходе от подросткового к юношескому возрасту самопознание теряет эмоциональную напряженность и протекает на спокойном эмоциональном фоне.

Характерологический тест Шмишека

Теоретической основной опросника является концепция К.Леонгарда "акцентуированных личностей", согласно которой присущие личности черты могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты составляют "ядро" личности. В случае яркой выраженности основные черты становятся акцентуациями характера.

Тест включает 88 вопросов, 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Тестирование можно пройти на сайте: http://www.infamed.com/psy/alt19_1.html

Шкала тревоги Спилбергера

Данный тест является способом самооценки реактивной тревожности, которая характеризует состояние тестируемого на данный период времени под влиянием текущих обстоятельств, и личностной тревожности, которая является устойчивой конституциональной характеристикой индивидуума. Разработан Ч.Д.Спилбергером и адаптирован Ю.Л.Ханиным.

Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, иногда тонкой координации. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и акцентуациям характера. Тестирование можно пройти на сайте: http://www.infamed.com/psy/alt19_1.html

Для оценки профессионального личностного типа использовалась методика Джона Холланда для определения сферы профессиональной направленности личности.

Он выделял 6 типов личности:

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем, активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический тру, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает -задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив. Обладает хорошими вербальными способностями.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего “Я”. Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества. (Приложение 8).

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

В психологии под характером понимают “совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношением личности к этим обстоятельствам” (Л.С. Выготский, 2002, 87).

Психологи различают четыре системы свойств характера:

  • Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность и т.д.);
  • Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и др.);
  • Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность, неряшливость, бережное или небрежное отношение к вещам и т.п.);
  • Свойства, выражающие отношения к самому себе (самолюбие, честолюбие, гордость и т.д.)” (Л.С. Выготский, 2002, 87).

Опросник Кеттела является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и у нас в стране. Он разработан под руководством Р.Б. Кеттела и предназначен для написания широкой сферы индивидуально-личностных отношений. Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 факторов личности. Данное их качество было выявлено с помощью факторного анализа из наибольшего числа поверхностных черт личности, выделенных первоначально Кеттелом.

Особенности мотивационной сферы подростка

С развитием процессов самопознания у подростков наблюдаются качественные изменения мотивов, они становятся более устойчивыми, многие интересы приобретают характер стойкого увлечения. По механизму действия мотивы становятся не непосредственно действующими, а возникающими на основе сознательно поставленной цели и сознательно принятого намерения. Возникновение опосредованных потребностей делает возможным для подростка сознательное управление своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных долгосрочных планов и перспектив.

“Подросток открывает свой внутренний мир с его возможностями, устанавливая его относительную независимость от внешней деятельности… внешним коррелятом этого развития является возникновение жизненного плана как известной системы приспособления, которая впервые осознаётся подростком”. (Л.С. Выготский, 2002, 755).

Главная задача подросткового возраста – обретение взрослости как в физиологическом, так и социальном плане, а также качественное своеобразие мотивов и потребностей, возникающих в этом периоде.

Одно из важнейших новообразований у подростка – формирование чувства личной идентичности (включает телесную, сексуальную, профессиональную, идеологическую и моральную идентичность, т.е. эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений).

Л.И.Божович подчеркивала, что в психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на различных этапах своего развития.

Поэтому общение подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития (ведущий вид деятельности). Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности. Общение субъективно воспринимается подростками как нечто личностно очень важное.

Ранний юношеский возраст – период подготовки к выбору будущей профессии и осуществления профессионального выбора, перехода к профессиональному обучению.

Профессиональное просвещение

Знания о профессиях учащиеся получают не только в школе. Источниками знаний по этому вопросу служат средства массовой информации, родственники, знакомые и др. При этом сведения о содержании профессии и их значимости иногда могут быть даны весьма искаженно, вследствие чего возможно создание картины неоправданной привлекательности одних профессий и атмосферы недоброжелательности к другим.

В Москве создан центр, где можно получить самую полную информацию по выбору профессии и учебного заведения: http://www.proforientator.ru/

Приложение 1.

Ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу” (А.Д. Сазонов, 1988, 69-70).

Урок – основная организационная форма учебно-воспитательного процесса в школе. Профессиональная ориентация – составляющая часть этого процесса. Составной частью профпросвещения является профпропаганда, а основными формами ее проведения – встречи с представителями различных профессий, лекции о различных отраслях народного хозяйства, производствах и профессиях и т.д.

Значительное место в работе по профпросвещению занимают беседы, которые проводят классные руководители, учителя-предметники или представители различных профессий. Такие беседы можно посвящать ознакомлению с какой-то одной профессией, с группой родственных профессий, вопросам значимости их правильного выбора для человека. При этом тематика бесед должна отвечать возрастным особенностям школьников и охватывать круг вопросов, интересующих самих учащихся.

Родители влияют на интересы и занятия детей с самого раннего возраста, целенаправленно предлагая им игровой материал, поощряя или осуждая их интересы, увлечения и занятия. Несомненно, воздействует и общая атмосфера, профессиональные семейные традиции. Примерно 44% сыновей врачей также становятся медиками, а 28% сыновей адвокатов выбирают юридическую карьеру – процент значительно более высокий, чем при случайном выборе. (Йовайша Л.А.,1993, 52).

Родители иногда направляют, предопределяют или ограничивают выбор своих детей, настаивая на продолжении или прекращении обучения в определённой школе или специализации в колледже, на приобретении указанной ими профессии. Родители, поступающие так независимо от способностей, интересов или желаний своих детей, могут обречь их на всю жизнь заниматься делом, к которому они совершенно не приспособлены.

Зачастую, подростки не решаются возражать родителям и соглашаются с их желаниями, чтобы сделать им приятное или просто оттого, что сами не знают, чего хотят. Одним из мотивов такого “произвола” со стороны родителей может быть желание видеть, что ребёнок приобрёл специальность, которой они сами всегда интересовались, но так и не смогли её получить.

Еще одним важным фактором профессионального выбора являются умственные способности, и тому имеется много причин.

В заключении, хотелось бы ещё раз обозначить те факторы, которые оказывают влияние на выбор профессии учащимися.

К числу этих факторов были отнесены: социальные потребности; востребованность той или иной профессии на рынке труда; стремление подростков и юношей казаться взрослее; отсутствие свободных рабочих мест; престижность профессии; влияние социальной среды, родителей, учителей и т.д.; уровень умственных способностей; требования профессии; интересы учащегося.

Такое становление личности возможно только за счет развития интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессорам, уверенности в себе и самопринятия, позитивного отношения к миру и принятия других, а также развития самостоятельности и автономности, мотивации самоактуализации и мотивации учения как важнейшего элемента мотивации саморазвития. (Л.С. Выготский, 2002, 171).

“Область несозревших, но созревающих процессов и составляет зону ближайшего развития ребенка”. (Л.С. Выготский, 2002, 907). Для подростка “зона ближайшего развития” является сотрудничество со взрослым в пространстве проблем самосознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. (Л.С. Выготский, 2002, 171).

Профильное обучение – система специализированной подготовки в старшем звене общего образования лицея, ориентированная на индивидуализацию обучения, успешную социализацию учащихся, а также на кооперацию старшей ступени лицея с учреждениями среднего и высшего профессионального образования.

В конечном итоге наиболее ценный эффект в психодиагностической консультации состоит в том, что подросток начинает более серьёзно задумываться о своих личных качествах, о сложностях проблемы профессионального выбора.

Проведение диагностики предполагает обязательное знакомство учащегося с его результатами, рекомендации консультанта. После проведения диагностики врождённых индивидуально-типических свойств психики (психофизиологических, нейродинамических), то есть практически не изменяющихся в течение жизни консультант может дать рекомендации следующего плана:

  • как соотнести свои профессиональные намерения и психофизиологические возможности;
  • от каких профессий следует отказаться, так как их требования не соответствуют психофизиологическим особенностям;
  • как выработать индивидуальный стиль деятельности, чтобы предотвратить его стихийное формирование путём проб и ошибок.

В процессе индивидуального консультирования консультанту необходимо учитывать представления подростка об уровне развития у него некоторых индивидуальных особенностей, необходимых для различных профессий.

При анализе полученных результатов необходимо учитывать, что их достоверность во многом зависит от способности консультируемого к адекватной самооценке и его уверенности в себе.

Задача консультанта – выявить данные качества с помощью диагностических методов и помочь консультируемому осознать свои проблемы и найти оптимальное решение с учётом всех имеющихся возможностей.

В ходе проведения экспериментального исследования использовались следующие методики. Приложение 2.

Заключение. Приложение 3.

Список литературы

  1. Остапенко А.А., Скопин А.Ю. Пути реализации концепции профильного обучения в сельской школе.
  2. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 1008 с. (Серия “Мир психологии).
  3. Психология подростка. Полное руководство. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – С-Пб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 432 С. – (Серия “Психологическая энциклопедия”).
  4. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. – М.: Генезис, 2000. – 128с.: ил.
  5. Психология индивидуальных различий: Хрестоматия. Под редакцией Ю.Б, Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М.: Изд-во МГУ, 1982 – 402 с. (Статья Теплова Б.М. “Способности и одаренность” - с. 129).
  6. Голомшток А.Е. Выбор профессии и воспитание личности школьника. – М.: Педагогика, 1999. – 160 с.
  7. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М.: Педагогика, 1993. – 128 с.
  8. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990 . – 158 с.
  9. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2 – е изд. – СПб.: 2004. – 384 с.
  10. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2003. – 464 с.: ил.