Урок-КВН по русскому языку на тему "Путешествие по стране Числительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока.

  1. Образовательные: обобщение и углубление изученного по теме “Имя числительное”, проверка знаний учащихся.
  2. Воспитательные: воспитывать навыки культуры умственного труда; формировать познавательную потребность, хороший эстетический вкус; способствовать сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
  3. Развивающие: развитие поисковой познавательной деятельности, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать, работать коллективно.

Оформление:

  • карта передвижения по стране Числительное (в виде презентации);
  • бочонки с цифрами для пантомима;
  • жетоны для болельщиков.

Предварительная подготовка: старшеклассники, которые будут представлять жюри, заранее готовятся к уроку. Команды получают домашнее задание: назвать свою команду, придумать девиз, приветствие и подарок команде соперника (с юмором), подарок жюри, нарисовать эмблему.

Песня (1 мин.)

1 конкурс “Приветствие”

2 конкурс “Разминка”

3 конкурс “Отгадай кроссворд” (5 мин.)

4 конкурс “В городе Теоретиков”

5 конкурс “В городе Чисел”

6 конкурс “Капитанский мостик”

7 конкурс “о. Чудес”

Ребята поют первый куплет песни В.Я. Шаинского, который открывает КВН по русскому языку:

Мы начинаем КВН.
Для чего? Для чего?
Чтоб не осталось в стороне
Никого, никого.
Пусть не решить нам всех проблем,
Не решить всех проблем,
Пусть станет радостнее всем,
Веселей станет всем.

Учитель. Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Это будет морское путешествие по стране Числительное. Мы побываем в разных городах, на далеких островах, в бухтах, на скалах и рифах. Не исключено, что наше плавание не всегда будет проходить в спокойных водах. Возможно, нам придется преодолеть различные трудности: штормы, мели, рифы. Но если мы будем хорошо работать, то ничего страшного не случится. Задача сегодняшнего урока – повторить все, что вы узнали об имени числительном, систематизировать свои знания, проявить себя в состязании, заработав хорошие оценки. Для того чтобы наше плавание проходило весело, интересно и в определенном порядке, нам необходимо распределить обязанности.

Во-первых, нужна команда диспетчеров (будем называть их диспетчерской группой), которая на каждом этапе плавания будет корректировать маршрут, давать рекомендации. Представляем вам диспетчерскую группу (3 старшеклассника, приглашенные на урок).

Во-вторых, нам понадобятся две команды матросов во главе с капитанами (в каждой команде по 8 человек).

Просим капитанов громко представиться и представить свою команду (представляют каждого участника).

1 конкурс. Наш первый конкурс называется “Приветствие”.

Командам было дано домашнее задание: назвать свою команду, придумать девиз, приветствие и подарок команде соперника (с юмором), подарок жюри, нарисовать эмблему. Диспетчерскую группу просим оценить этот конкурс. (Конкурс оценивается по пятибалльной системе).

2 конкурс “Разминка”. Прежде чем отправиться в дальнее плавание по стране Числительное, необходимо посмотреть ее карту, она перед вами (Приложение 1).

Дивом в этой стране являются волшебные числа, но добраться мы сможем до этих чудес, если пройдем весь маршрут, потому что нам нужны знания. Все вы путешественники, а я ваш экскурсовод.

1. г. Знаний

Свое путешествие начинаем с города Знаний (отмечаем флажком на карте).

Это конкурс-разминка, который покажет нам, как участники готовы к плаванию. Я буду по очереди задавать вопросы командам. Диспетчерская группа ставит оценку командам. (Максимальная оценка три балла).

Вопросы.

1) Укажите верное утверждение:

а) Имя числительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Б) Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой?

в) Имя числительное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?

2) Укажите верное утверждение:

а) Имена числительные делятся на качественные и относительные. Имена числительные изменяются по родам.

б) Имена числительные делятся на четные и нечетные. Имена числительные изменяются в зависимости от склонения.

В) Имена числительные делятся на количественные и порядковые. Имена числительные изменяются по падежам.

3) Одинаковы ли по значению предложения:

На комсомольском собрании присутствовало тридцать человек

На комсомольском собрании присутствовало человек тридцать

Нет: в первом предложении, в котором числительное предшествует существительному, указывается точное количество, а во втором предложении, при постановке числительного после существительного, выражается приблизительное количество.

4) В официальном письме следует написать:

Поздравляю с праздником 8-го Марта

Поздравляю с праздником 8-е Марта

В официальном письме следует придерживаться формы Р.п. (…8-го Марта), а в личном письме допускается (…8-е Марта).

5) Укажите числительное сто сорок семь в дательном падеже:

а) сто сорок семи

Б) ста сорока семи

в) сто сорок семи

г) сто сорока семи

д) ста сорок семи

6) Укажите числительное триста сорок четыре в творительном падеже:

а) триста сорок четырьмя

Б) тремястами сорока четырьмя

в) тремястами сорок четырьмя

г) тремястами сорока четырями

д) тремястами сорока четыре

3 конкурс “Отгадай кроссворд”

Вот мы и проверили готовность наших команд к плаванию. Теперь нужно посмотреть, как укомплектованы наши яхты, есть ли на них все необходимое. У нас есть карта. (Показать карту, которая спроецирована на доску). Сейчас мы находимся еще в городе Знаний. Чтобы отправиться дальше в плавание, командам необходимо разгадать очень сложный кроссворд. (На эту работу отводится 3 минуты). (Приложение 2).

Ответы к кроссворду: 1. однажды, 2. однозвучный, 3. воссоединить, 4. одноклассник, 5. одинаковый, 6. соединение, 7. одинарный, 8. однолеток, 9. единорог, 10. единожды, 11. воедино, 12. единица, 13. единство, 14. одинокий. 15. одноколка, 16. единичный, 17. однотомник, 18. одноактная, 19. однофамильцы, 20. единоборство, 21. однополчане.

В это время болельщики тоже должны поработать, показывая свои знания. За правильные ответы будем давать жетоны (сумма которых составит оценку).

Вопросы болельщикам:

1. От данных словосочетаний образуйте сложные слова:

Сорок ведер, пять метров, три сантиметра, шесть лет, семь дней, сто лет, девяносто километров, сорок ножек, три миллиона, три этажа, четыре комнаты.

2. Найдите числительные:

А) ДВА

б) двойня

в) двойной

г) двойка

Д) ВТОРОЙ

е) вдвоем

 

а) тройня

Б) ТРЕТИЙ

В) ТРОЕ

г) трижды

д) тройной

е) тройка

 

а) пятерня

б) пятак

в) пятерка

Г) ПЯТЕРО

Д) ПЯТЫЙ

е) впятером

3. Укажите предложение с ошибкой в употреблении числительного.

А. Оба окна светились

Б. Отец гордился обоими сыновьями

В. На обоих партах лежали книги

Г. Об обоих фильмах говорили восхищенно

 

А. Обе подруги неразлучны

Б. У обоих сел одинаковые названия

В. На обоих баржах везли уголь

Г. С обоими друзьями случилось несчастье

 

А. Оба рояля стояли на сцене

Б. На обоих террасах стояли цветы

В. Обоим такси путь был открыт

Г. Мы остались довольны обоими вестибюлями

4. Прочитайте зашифрованные слова

Смор1а, по2л, элек3к, ме3ка, 100л, ви3на, па3от, о5, 100рона, 100янка, пи100лет, 40а, 7я, 100н, 100п, ари100крат.

Проверка кроссворда.

Учитель: Теперь можно отправляться в плавание

4 конкурс “В городе Теоретиков”

Мы приближаемся к городу Теоретиков. Нас встречают жители. Они просят правильно выполнить задания, чтобы вы могли войти в их город.

1. Как сказать фразу:

Стеллаж с 1785 книгами

1) Стеллаж с одной тысячей семьюстами восемьюдесятью пятью книгами (книжный вариант).

2) …с тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами (разговорный или нейтральный вариант).

2. Отгадать слово

с о р о к

Это слово в Древней Руси было именем существительным. Оно означало “мешок” и служило денежной единицей. В один мешок вкладывали …(четыре десятка) собольих или беличьих шкурок, что составляло набор на целую шубу. Таким образом, (40) – сначала мешок, затем мешок с (40) соболями (или белками) и, наконец, числительное (40).

3. Просклоняйте (измените по падежам) числительное

1) 257

И. двести пятьдесят семь

Р. двухсот пятидесяти семи

Д. двумстам пятидесяти семи

В. двести пятьдесят семь

Т. двумястами пятьюдесятью семью

П. (о) двухстах пятидесяти семи

2) 538

пятьсот тридцать восемь

пятисот тридцати восьми

пятистам тридцати восьми

пятьсот тридцать восемь

пятьюстами тридцатью восьмью

(о) пятистах тридцати восьми

4. Распределите числительные по группам: количественные и порядковые

Шесть, двадцать девять, первый, одиннадцать, шестидесятый, шестьсот сорок три, восьмой, четырнадцать, сорок пятый, девяносто седьмой, двести семьдесят девять, полтора, полтораста.

(Приложение 3)

5. Отгадать слово

н е д е л я

Примерно четыре тысячи лет тому назад у древних народов, находившихся на территории современного Ирана, были уже первые астрономические познания. Эти народы наблюдали на звездном небе движение пяти планет, которые вместе с Солнцем и Луной составляли (семь) небесные светила.

Древние ученые заметили, что лунный месяц равен двадцати восьми суткам, и разделили его на четыре равные части с тем, чтобы каждой из этой части (из семи дней) посвятить одному (одному из семи) божеству. Так возникло то, что спрятано в этих кубиках. (Так возникла семидневная неделя, которая перешла ко многим другим народам и дошла до нас).

5 конкурс “В городе Чисел”

Учитель: Трудным был этот конкурс, но вы справились. Жители города Теоретиков желают вам счастливого плавания. Ведь наше путешествие по стране Числительное продолжается!

Мы в столице, в городе Чисел. Король хочет знать, какой вы приготовили ему сюрприз. Он разрешает посетить свою страну только тем, кто умеет сочинять сказки. Посмотрим, как вы это умеете делать. Дома нужно было сочинить сказку на тему “Имя числительное”. Посмотрим, кто выйдет победителем в этом состязании.

Только король знает, где находятся волшебные числа, но он хитер. Прежде чем открыть тайну, он отправляет вас в город Умников.

6 конкурс “Капитанский мостик”

А теперь на капитанский мостик приглашаются… УВАЖАЕМЫЕ КАПИТАНЫ! Вы должны помочь своим командам и по очереди подобрать (кто больше?) однокоренные слова к числительному ДВА. Начинаем соревнование!

Слова разных частей речи (двойка, двоеточие, двойник, двоякий, двухкомнатный, двойной, двубортный, двуглавый, двухместный, двухгодичный, дважды, двоиться, удвоенный, удвоив).

Капитаны хорошо справились с этим заданием. Теперь мы знаем, где находится остров Чудес с волшебными числами. Мы не будем ждать у моря погоды и отправимся в путь как можно скорее.

Мы на острове Чудес. Местные аборигены очень любят проводить разного рода состязания, и для вас они приготовили некоторые из них.

7 конкурс “Остров Чудес”

Назвать как можно больше пословиц, поговорок и фразеологизмов, в состав которых входят: а) количественные числительные; б) порядковые числительные; в) собирательные числительные.

Можно давать названия книг, кинофильмов и т.д., содержащих числительные.

  1. Семеро одного не ждут
  2. Один в поле не воин
  3. Семь раз отмерь - один раз отрежь
  4. Два сапога-пара
  5. У семи нянек дитя без глазу
  6. Семеро с ложкой – один с сошкой
  7. Ум хорошо, а два лучше
  8. Обещанного три года ждут
  9. Пятое колесо в телеге

“Театральная пауза”

Наше путешествие подходит к концу. Жители острова Чудес дарят вам волшебные числа – это бочонки с цифрами. Каждая команда тянет по одному бочонку, на котором написано число, и показывает его с помощью пантомима, а команда соперников должна угадать это число.

Мы на всех парусах приближаемся к концу нашего урока, но не путешествия. Ведь числительное, действительно, важнейшая часть языковой системы русского языка. Без него никак невозможно.

Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен.
Ты и с числительным будь дружен.

Предоставим слово диспетчерской группе, которая во время нашего путешествия работала не покладая рук.

Подведение итогов. Награждение.