Возможности социальных сетей в самостоятельной работе студентов

Разделы: Общепедагогические технологии


Современные требования ФГОС СПО предлагают новый уровень профессиональной подготовки студентов, который определяется не количеством усвоенных знаний и освоенных умений, а наличием опыта профессиональной деятельности, общих и профессиональных компетенций, среди которых информационно-коммуникационные занимают особое место.

Повысить уровень общей и профессиональной компетентности студентов можно при условии установления субъект-субъектного характера взаимодействия преподавателя со студентами, основанного на сотрудничестве в процессе организации самостоятельной внеаудиторной работы с применением современных Интернет- технологий.

Современный Интернет - это средство коммуникации и пространство общения разных людей, с разными целями, интересами, возможностями. Наибольшее распространение получили социальные интернет-сервисы, представляющие собой платформу для организации разного рода взаимодействия между людьми. Они предоставляют своим пользователям инструменты для реализации каких-либо действий он-лайн. Особую популярность приобрели социальные сети, в основе которых - инструменты, направленные на поддержание и развитие социальных контактов в Интернете.

Социальные сети раскрывают новый потенциал Интернета - как средства самореализации и общественной коммуникации людей. Общение в социальных сетях сегодня стало важной потребностью миллионов людей во всем мире. Социальная сеть “ВКонтакте” по данным социологических исследований является безусловным лидером в возрастной группе до 36 лет и вызывает особый интерес у самых юных пользователей. Исследование, проведенное в Кировском педагогическом колледже, показало, что большинство наших студентов много времени проводят в социальных сетях, в том числе и “ВКонтакте”.

Можно ли использовать социальные сети для педагогического сопровождения самостоятельной работы студентов, обмена результатами профессиональных поисков, осуществления обратной связи “студент-преподаватель” при выполнении самостоятельных / практических работ, онлайн- консультирования при руководстве курсовыми проектами и выпускными квалификационными работами?

Для решения этой задачи нами была создана “Группа студентов-дошкольников” в социальной сети “ВКонтакте”-http://vk.com/club20395789.

Возможности группы:

  • сообщество объединяет студентов, обучающихся по одной специальности “Дошкольное образование” всех учебных курсов, поэтому при желании младшие могут получить консультацию у старших, задать вопрос, получить ссылку по интересующей учебной проблеме;
  • преподаватель на стене выкладывает необходимые учебно-методические и дидактические материалы, использованные на занятиях, или необходимые для подготовки к разным видам учебных занятий (по мере необходимости одни материалы удаляются, другие добавляются);
  • преподаватель вместе со студентами (кому он делегирует права своих помощников) выкладывает в группу необходимые ссылки на профессионально-значимые, актуальные материалы, добавляет документы, которые можно скачать и найти в группе, рекомендует профессиональные сообщества, которые представляют интерес для студентов-будущих профессионалов-дошкольников;
  • любой студент может получить консультацию, отправить на проверку учебные задания (конспекты), задать вопрос в режиме реального времени, если преподаватель находится в сети (время взамодействия для каждой группы обговаривается на учебном занятии, регламент не нарушается), или оставить сообщение через СМС;
  • студентам доступны видеоматериалы, аудиоматериалы, рекомендованные преподавателем;
  • преподаватель имеет возможность хранить некоторые документы не на своем компьютере, а в сети и обмениваться ими с коллегами и выпускниками, которые остаются в группе и после выпуска (по желанию). (приложение 1. Презентация )

За три года апробации такой системы работы можно отметить следующее:

  • студентами ресурс задействован больше, чем материалы, выложенные в файловом архиве на сайте колледжа и в электронном журнале (видимо потому, что они “СИДЯТ В КОНТАКТЕ”), и этот способ взаимодействия им более понятен, не требует входа в систему и постоянного введения паролей ;
  • преподаватель имеет возможность оперативно связаться со студентами и решать вопросы не только касающиеся учебной работы, но и организации практики, руководства научно-исследовательской работой студентов (выполнение учебно-исследовательских заданий, написание курсовых и выпускных квалификационных работ), а также классного руководства (ВСЕ ОНЛАЙН);
  • особенно ярко проявляется возможность включения студентов в поиск необходимой для учебной и производственной практики информации в сообществах воспитателей, родителей, педагогов, которые доступны через ссылки, новости, отражающие действия преподавателя в социальной сети;
  • студенты все чаще применяют свои информационные компетенции при подготовке к учебным занятиям, семинарам-практикумам, разработке пробных конспектов, проектов дидактических материалов, все чаще ссылаются на использование ресурсов, заимствованных на сайтах, предложенных группой;
  • наша группа зактытая, прием в группу осуществляется руководителем проекта, отсюда нет спама и других угроз, которым подвержены открытые группы.

Таким образом, для решения задач формирования информационно-коммуникационных компетенций и преодоления современных проблем организации самостоятельной работы студентов можно успешно использовать социальные сети, наиболее распространенные в вашем регионе.